Почему в сегодняшнем Казахстане история уродства актуальнее, чем история красоты?
* Не ждите темы женского уродства
* В театр, «за порцией дерьма»
* Соблазн для дочери акима
Завтра в Алматы: театр ARTиШОК представляет спектакль «История уродства».
Не ждите темы женского уродства
Авторы предупреждают: спектакль создан даже не «по мотивам», а по впечатлениям от книги Умберто ЭКО «История уродства», поэтому не ждите прямых цитат и не выбирайте заранее главы, которые – а вдруг? - так или иначе появятся в сюжете на сцене.
Во-первых, не будет никакой сцены. Режиссер Антон БОЛКУНОВ и гость из Санкт-Петербурга, хореограф Александр ЛЮБАШИН поставили спектакль в актуальном сегодня для Алматы жанре site-specific.
Это когда все происходит где угодно, только не в театре: заброшенная стройка или парковка, пустынный пляж или дно бассейна, автозаправка или бывший заводской цех.
Последнее - как раз наш случай. Один из цехов некогда гиганта, авторемонтного предприятия АРО-1, а потом завода «Искер» на четыре дня станет театральной площадкой.
Во-вторых, не будет никакого сюжета. Добавьте к жанру site-specific еще один, пока непривычный для Алматы формат «театра художника», когда режиссер ставит спектакль, будто пишет картину (к слову: у Антона Болкунова два образования, режиссерское и художественное), и вы поймете, почему продюсер спектакля и актриса Анастасия ТАРАСОВА честно сказала: «Я не буду сейчас говорить, что у нас есть такой синопсис, такой герой, такой сюжет, потому что зрители могут вообще этого не увидеть. И вряд ли увидят».
И, в-третьих, не будет никаких глав. Не ждите «темы женского уродства» или «безобразного в классическом мире», как в книге Умберто Эко. За что я могу отвечать после разговора с Анастасией Тарасовой, так это за «безобразное сегодня».
В театр, «за порцией дерьма»
- Настя, я не буду спрашивать, почему режиссер выбрал для постановки «Историю уродства», а не «Историю красоты»...
- А у нас это как раз все время спрашивают.
- И что вы отвечаете?
- Что ARTиШОК – театр с открытыми глазами. И сегодня мы не просто видим очень много уродливого в нашей жизни – мы видим многое в самом понятии уродства. И, поскольку все наши спектакли, хотим мы этого или нет, «выводят» нас в театр позиций, театр, я не знаю, гражданского слова, гражданского решения или мнения, в новом спектакле мы будем говорить о том, что в нынешнее время, в котором мы живем, категория уродства перешла из эстетической в моральную. Я не знаю: наверное, это будет не очень приятный спектакль...
- Будете «гнобить» зрителя.
- Потому что это тот театр, который сегодня актуален. И благодаря которому театр вообще не канет в Лету. Да, есть зрители с совершенно «принципиальной» позицией, которые говорят: в моей жизни и так дерьма хватает, зачем я буду приходить в театр за очередной его порцией? Но дело не в том, чтобы прийти в театр и получить ведро помоев – а в том, чтобы поработать душой и сделать выводы.
- Интересно, какие выводы должен будет сделать зритель после «Истории уродства»...
- Каждый – свои и сам. Мы, как мне кажется, собрали в этот спектакль все самое наболевшее, причем – у каждого участника. Я скажу за себя: для меня самой страшной новостью за последнее время стала история женщины, которая, находясь на грани развода с мужем, берет своего ребенка и вместе с ним выпрыгивает из окна. Наверное, сначала это была как раз «история красоты»? История любви мужчины и женщины...
Соблазн для дочери акима
На всякий случай: конкретно этой истории в спектакле, возможно, не будет. Но будут другие. Несмотря на все нежелание artишоковцев раскрывать сюжет (простите, artишоковцы), рассказываю: речь пойдет, в том числе, о казахстанском акиме (а вот теперь - простите, синьор Эко), который не смог удержать от соблазнов ни себя, ни свою дочь...
Знакомая ситуация.
Спектакль создан при поддержке Гете Института Казахстан и Программы развития ООН в Казахстане.
Фото: автора и предоставлено театром ARTиШОК