А 32 с половиной миллиона тенге в бюджет уже не вернуть
Пустые стойки, держатели и стенды с названиями рядом с велосипедными дорожками. Это всё, что осталось от проекта городского акимата, который очень нравился градоначальнику Жаксылыку ОМАРУ. Идея создания станции велопроката за счёт бюджета появилась ещё в 2020 году. Тогда же лот был опубликован на портале государственных закупок. Чиновники из отделов жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог областного центра Восточного Казахстан были готовы заплатить 34 миллиона тенге за создание парка велосипедов, пользоваться которыми можно было бы, рассчитавшись специальной карты. Победителем в конкурсе стала фирма из Усть-Каменогорска Центр интеллектуального и спортивного досуга ”Happy Time”. Однако договор был заключен с ИП Кайрбаева, которой выплатили 32 с половиной миллиона тенге за работу.
В технической спецификации было прописано, что подрядчик должен в течение 120 календарных дней с момента подписания договора организовать автоматизированную систему велопроката в городе. Она должна была включать в себя 30 велосипедов для взрослых с роллерными тормозами, 26-дюймовыми колёсами и антивандальными гайками. Также предусматривалось 50 конструкций для крепления велосипедов на 10 мест каждая с дополнительной защитой от угона. Предполагалось, что каждая конструкция будет оснащена RFID-меткой для взаимодействия со встроенным электронным устройством системы велопроката и обеспечения точности установки велосипеда в стойке и надёжности запирания. Самое интересное - это то, что стойка должна допускать круглогодичный уличный режим хранения. И это в городе, где с октября по май передвигаться на двухколёсном транспорте просто невозможно.
Уже в этот момент многие горожане задавались вопросом: как долго простоят велосипеды без присмотра. Однако спустя год аким Усть-Каменогорска на своей Instagram-странице объявил, что первые станции байкшейринга введены в строй. По его данным, любой желающий мог взять напрокат велосипед и вернуть его на любую из станций. А их было четыре в разных районах города. Нюанс заключался в том, что сделать это можно было лишь при наличии специальной карты, которую можно было приобрести только в одном месте областного центра. И, мягко говоря, добираться до него весьма проблематично. Очень неоднозначное решение. Естественно, потока желающих не наблюдалось. Но Жаксылыка Омара это не смутило.
"Карта даёт право ежедневно использовать велосипед системы байкшейринга в течение 30 минут. Использование в течение большего времени оплачивается дополнительно с баланса карты по следующим тарифам: ️от 31 до 60 минут - 100 тенге, от 61 до 120 минут - 250 тенге, от 121 минуты до 180 - 500 тенге, каждый последующий час - 1000 тенге. Также можно приобрести карты на сезон (с 1 мая до 30 сентября) - 10.000 тенге, на три месяца - 6000 тенге. Для студентов и пенсионеров предусмотрена скидка в размере 50 процентов", - написал он в соцсетях.
При этом на станциях изначально установили лишь 20 велосипедов. Чиновники утверждали, что все места расположения оборудованы системами видеонаблюдения, а также находятся в зоне покрытия камер "Сергек". Заявлялось, что работа сервиса будет постоянно анализироваться, и при его популярности количество станций будет увеличиваться. Но больше их так и не стало. А популярностью они не пользовались из-за труднодоступности карты. К тому же велосипеды оказались не очень вандалоустойчивыми, несмотря на требования в техспецификации. Сегодня о грандиозных планах акимата напоминают лишь пустующие и ржавеющие станции без самих велосипедов, которые все также находятся в зоне покрытия камер "Сергек". А 32 с половиной миллиона тенге в бюджет уже не вернутся. Такой вот предпринимательский риск.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!