«Поток сознания» Ардака Амиркулова

4044 просмотров
0
Эльвира САФИНА
Понедельник, 19 Фев 2018, 15:30

В Алматы состоялся закрытый показ нового фильма казахстанского режиссера «В безмолвии», который не увидит отечественный зритель

Пожалуй, это был один из редких случаев, когда закрытый показ нового фильма проходит не так, как к этому привыкли.

То есть, это когда в зале не многочисленная родня создателей картины и непонятные девочки и мальчики, которые пришли сделать селфи с исполнителями главных ролей, а профессиональные зрители: артисты, режиссеры, кинообозреватели, критики, сценаристы.

А редкий случай еще и потому, что Ардак АМИРКУЛОВ снимает не так часто. Если не сказать, что прям очень не часто, и его работы можно пересчитать практически по пальцам одной руки. Предпоследний фильм режиссера «Прощай, Гульсары» вышел в 2008 году. То есть перерыв между ним и новой картиной «В безмолвии» составил 10 лет.

Читайте также
Ноэль Шаяхметов: Моя задача - сохранить память об Алма-Ате. Хотя бы в архивах

Когда режиссер не может пожелать приятного просмотра

О фильме было известно немного – а именно, что снимался он не без проблем. Проект был запущен в производство совместно с киностудией «Казахфильм» в 2015 году с весьма скромным бюджетом. Деньги то выделялись, то нет, но картину все-таки удалось завершить.

Создатель монументальной картины «Гибель Отрара» и некогда директор киностудии «Казахфильм» в одном из интервью даже сильно обижался на проволочки с финансированием и сетовал на то, что не чувствует себя востребованным режиссером.

Похоже, что незавидная участь ждет и сам фильм «В безмолвии». По крайней мере, в Казахстане. Ардак Амиркулов и сам с большой уверенностью говорит, что фильм не будет востребован отечественным зрителем, его создатели даже не надеются на «а вдруг», поэтому «В безмолвии» можно будет увидеть только в рамках спецпоказов. За три года, что ушло на создание фильма, ситуация на отечественном кинорынке изменилась до неузнаваемости.

И если в 2015 авторское кино еще имело какие-либо шансы на то, чтобы быть замеченным, то сегодня появление таких картин как бы не ко двору. Ныне в Казахстане все больше режиссеров, которые снимают, чтобы заработать, и все меньше режиссеров, которые снимают, чтобы оставить свой след в отечественном кинематографе, как минимум, и в мировом, как максимум.

И если еще каких-то пару-тройку лет назад последние были в фаворе, то сегодня крутость режиссера определяют не количество и масштаб наград международных кинофестивалей, а прежде всего кассовые сборы.

Читайте также
Стало известно, кто сыграет Томирис в фильме Акана Сатаева

- Наша картина наша делалась не так, как обычно принято делать кино, - начал свое вступительное слово перед началом показа режиссер. - Это кино снято для вас. Мне не нравится, когда режиссеры говорят, что они снимали для себя. Я снял фильм для вас, но про себя. Но не в буквальном смысле, а про мое сознание. И честно сказать, я не пытался и не старался кому-либо угодить, в этом плане в этой картине есть эгоизм… Еще хочу предупредить, что картина медленная, в связи с этим и длинная. Поэтому пожелать приятного просмотра я вам не могу, но хочу, чтобы вы настроились на картину. 

Фильм, на который надо настраиваться

На фильм действительно надо настраиваться. Фестивальное кино – это кино для подготовленного зрителя, который готов к тому, чтобы страдать и мучиться во время фильма. Это как взять очень большую книгу очень умного автора, который нисколько не заботится о том, чтобы хоть как-то приукрасить свой текст для легкости восприятия.

Скорее, он заботится больше о том, чтобы восприятие как раз-таки было на грани невозможного, а потому читатель вынужден будет отлистывать страницы назад и начинать читать заново.

Артхаусный фильм «В безмолвии» именно такой. Медленный и вялотекущий, с многочисленными глубокомысленным «стоп-кадрами». Как и обещал режиссер, в фильме нет определенного сюжета. Картина построена на фрагментах из жизни главного героя, которые сложно будет собрать в какую-то единую логическую цепочку.

Читайте также
«Сиситай»: к кассовым сборам дорогу грудью проложим себе!

Молодой человек впервые появляется на экране с тюками и сумками посреди степи. За ним проворно поспевает пожилая женщина. И очень долго будет непонятно, что их связывает и куда они идут. По пути с главным героем случаются флэшбэки, которые возвращают его в детство, в заброшенный и запущенный дом где-то в степи.

Мальчишка лет девяти ухаживает за больной сестрой: дает ей лекарства, кормит с ложечки, убирает рвоту. Затем флэшбэк отправляет зрителя в более позднее время, когда молодой человек уже работает натурщиком в художественном училище, где и знакомится молодой женщиной в красном.

Они ведут пространные беседы об искусстве и обмениваются многозначительными взглядами. То ли страсть, то ли какое-то иного рода притяжение, но что-то связывает молодых людей. И тем неоднозначнее финал этой истории -  из газет мужчина узнает о том, что женщина убила своего партнера.

А затем он снова в своем детстве, все в той же заброшенной богом лачуге у смертного одра своей сестры. Пацан заводит патефон и весело отплясывает на грязном полу, вызывая улыбку сквозь боль у умирающей женщины.

А потом приезжает он – парень с «лекарством». Сестра говорит брату, что «это то самое лекарство, и оно ей поможет». Мальчишка, кажется, без единого сомнения бесстрашно ищет иглой вену, через мгновение все заканчивается.

И вот через много лет перед главным героем вновь встает вопрос жизни и смерти. Пожилая апашка просит его проводить ее к родному аулу. Вот только аула того уже не существует. Апашка пришла к разрушенным стенам некогда родного дома, чтобы… умереть. И простит парня помочь и в этом.

Читайте также
Когда брат – это враг

«Упадок – это когда творческие и исполнительные силы меняются местами»

«В безмолвии» - фильм сложный и непонятный, и зрителю придется сделать над собой усилие, чтобы досмотреть его до конца, а потом попытаться понять, о чем, собственно, он. Кто-то увидит в нем рассуждения на тему жизни и смерти, кто-то – постановку вопроса о предназначении каждого из нас. Но даже это не гарантирует ответов на многочисленные вопросы. И вполне возможно, что для кого-то фильм будет «гениальным», а для кого-то - «полной ерундой».

И каждое из этих мнений имеет право на жизнь. Фильм невозможно перессказать, так же как невозможно хотя бы отчасти погрузиться во внутренний мир главного героя и проникнуться к нему сочувствием, которого сыграл сын режиссера Руслан АМИРКУЛОВ. Он как будто специально играл так, как будто и не пытался прожить судьбу своего персонажа.

Его герой мало говорит, а если говорит, то стихами или краткими замечаниями, не выражает никаких эмоций. В общем, проживает свою жизнь так, словно смотрит на нее со стороны постороннего равнодушного человека. И лишь тогда, когда он был ребенком, в нем было что-то живое и человеческое.

И как говорит Ардак Амиркулов, он и не хотел вызывать своей картиной сочувствие или сопереживание, ведь, на его взгляд, искусство кино заключается не в этом.

Читайте также
Как нехороший агашка покончить с собой не смог

- Я хотел для себя понять, что на самом деле является искусством, - говорит режиссер. -  В наше время искусство стало непонятно чем. Его подменили, что ли. Лицо упадка – это когда творческие и исполнительные силы меняются местами. Я отслеживал огромное количество новых фильмов. Это засилье золотого тельца, все хотят заработать денег. И это правильно, я не собираюсь на эту тему дискутировать. На картину, которую я сделал, вряд ли будут приходить. И, по большей части, здесь, в зале после просмотра остались люди, которые не ушли, наверное, только из уважения ко мне. Но такое происходит не потому, что зритель такой - мы сделали его таким. Это мы сказали, что ты будешь смотреть только эту историю, каждый день и под разным соусом. Мне кажется, что искусство – вещь, которая не должна влиять наш первичный разум. Вот кинотеатр создан для того, чтобы надавить на наши чувства и сделать бабки, но искусство никогда не стремилось к этому, как мне кажется. Когда человек видит искусство, он не всегда пытается его расшифровывать, он просто чувствует и все. И поэтому я не хотел, чтобы какая часть картины сюжет, музыка или еще что-то главенствовала и брала на себя концептуальную роль.

В современном кинематографе изображение в большей степени стало инструментом рассказа, то есть оно не может существовать без сюжета. Но, как мне кажется, искусство кино - не в литературной концепции, оно – в состоянии. И у меня было желание сделать так, чтобы главным - было состояние фильма. Это просто мой поток сознания...

Фото автора и предоставлено съемочной группой фильма «В безмолвии».

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Чистят дороги только те акимы, что боятся, что их снимут или не перевыберут: короче, дороги чистят только трусы
Нельзя заменить экономические реформы блогерами-штрейкбрехерами
Борьба с забастовками превращается в кампанию по дискредитации забастовщиков
В Казахстане "отмыли" структурное подразделение финансовой пирамиды "Hermes LTD"
ПК "UBW KZ" исключили из списка подозрительных проектов
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
В Польше после перестрелки с полицией задержан 24-летний казахстанец
В польском городе Краков после полицейской погони задержаны казахстанец и украинец, подозреваемые в нелегальном владении оружием
Узкий коридор. Бумажный Левиафан
Казахстан обладает многими чертами Бумажного Левиафана, который катастрофичен для экономического процветания
"Ответ Гуриеву" от американцев
Вышедшее социсследование стало очередным свидетельством, что у Трампа почти неограниченный карт-бланш от электората
"Понравилась сатана лучше ясна сокола": как Тарас Шевченко стал моряком в степях Казахстана
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Про людей
…Которые живы, пока мы помним про них
Как несчастный случай на СТО играет на руку министру энергетики
Верховный суд сделал мощную антирекламу автомобилям, заправляющимся газом
Реклама как способ узнать о том, как жили наши прабабушки
По объявлениям в старых газетах и журналах можно составить представление о том, какой была жизнь век-полтора назад
Судьи запутались в законе
Из-за этого у жертвы пирамиды отняли его машину
В ВКО попробуют привлечь инвесторов заказными роликами
До этого в акимате заявили, что в регионе так и не выстроили систему работы с людьми, которые могут вкладывать финансы в различные проекты
В столовых Qarmet не остаётся даже объедков для собак
Животных выловили на территории компании и отвезли в приют, но забыли, что их нужно кормить
Нож в глазу: в СКО врачи борются за жизнь трёхлетнего мальчика
По словам матери, малыш сам неудачно упал на кухне
ГЭС на реке Коксу строит компания, ранее проложившая бракованные трубы на другой ГЭС
Они провели встречу с населением, которая сопровождалась потасовками и оскорблениями
"Украли две квартиры, опоили и убили": подробности из суда по делу чёрных риелторов из Алматы
Сразу два врача центров психического здоровья способствовали этому
Отсутствие кассового аппарата в кафе привело замначальника районного ДГД на скамью подсудимых
Налоговик предложил владельцам общепита своё покровительство
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.