Театр "Астана Опера" смог воспитать четырех солисток, танцующих Сильфиду, что сложно даже для ведущих мировых сцен
В театре "Астана Опера" идут премьеры балета "Сильфида". Именно премьеры во множественном числе.
- Хочу заметить, у нас не только четыре премьеры, но и четыре пары исполнителей главных партий – Джеймса и Сильфиды, - рассказал первый замдиректора театра Толеубек АЛЬПИЕВ. - Не многие театры мира имеют возможность сделать четыре премьеры с разным составом солистов. Воспитать четыре пары – это редчайший случай. Значит, у театра есть будущее. Есть молодые солисты, которые продолжат дело тех, кто начинал еще в российском театре. Я сам, когда посмотрел состав – УНЕРБАЕВА, ЗАКЛИНСКАЯ, АДИЛЬХАНОВА, АДЕПХАН, думаю, откуда это все? Это с неба не падает же, это работа труппы, работа их руководителя. Мы можем гордиться, что у нас в труппе может быть четыре равнозначных солистки. Конечно, Алтынай АСЫЛМУРАТОВА (художественный руководитель балетной труппы – О. В.) мечтает и казахский балет поставить. У них в творческом портрете есть либретто Саки. Но она правильно говорит: чтобы ставить национальный балет, нужно, чтобы был выдающийся хореограф. Потому что мы должны постепенно создавать свой национальный стиль. И если мы хотим ставить Саки – это история Томирис, то будем ждать столько, сколько нужно, пока не найдем этого выдающегося хореографа. Вот в театре имени Абая мы все это знаем, сколько было национальных балетов? Десятки! А сохранился только один – "Фрески". То музыка не та, то хореография, то либретто. Поиски своего, национального - это очень сложный процесс.
Ну а пока в "Астана Опера" ищут хореографа для создания балетного образа Томирис, расскажем о "Сильфиде" и стиле бурнонвиль. Одна из исполнительниц партии, Заслуженный деятель Казахстана Мадина Унербаева рассказала, как она поняла сюжет: спящего крестьянина Джеймса, который влюблен в свою невесту, целует Сильфида – неземное существо, которая рассказывает Джеймсу, что с детства его оберегает и любит. Мужчина бежит за Сильфидой в лес, оставив безутешную невесту, но не может обнять свою мечту, так как она, по сути, ветерок и сильно от этого страдает. А Сильфида, хотя тоже любит, не понимает земных потребностей и того, почему им нужно обязательно трогать. Коварная колдунья Мэдж вручает мужчине шарф, который Джеймсу нужно накинуть на Сильфиду, чтобы к ней прикоснуться. Мэдж скрывает, что шарф отравлен, крылышки Сильфиды опадают, она погибает.
- Я танцевала "Сильфиду" еще когда работала в театре Байсеитовой. Была слишком молодой и неопытной, хотелось показать технику. Теперь поняла, что нужно показывать легкость и невесомость, - рассказала солистка.
Стиль бурнонвиль создал датский балетмейстер Август БУРНОНВИЛЬ, как более земное направление с фольклорными мотивами и пантомимой.
- Я посчитала, что нам на сегодня не хватает именно этого стиля, - говорит Алтынай Асылмуратова. – Да, работа ног другая, другие приемы, все более земное, натуральное, как в жизни, не так оклассичено. Спектакль сам по себе очаровательный. Я его люблю за краткость, он емкий, все понятно, колоритная музыка и история прекрасная. Такая сказочная атмосфера. Именно с "Сильфиды" началась эпоха романтизма, в этом балете все было в первый раз: балетные пачки, открытые плечи, первый раз встали на пальцы. Поставил его в 1832 году в Парижской Гранд-опера хореограф Филипп ТАЛЬОНИ для своей дочери Марии. Чтобы воплотить образ девы воздуха, прекрасной и недостижимой мечты, балерина впервые в истории встала на пуанты. Причем, если сейчас наши балерины выбирают специально сделанные балетные туфли, причем определенной фирмы, то Мария Тальони вставала на пальцы без всяких приспособлений, в шелковых туфельках и покорила мир. У нас четыре состава, это правда, я рискнула. И думаю, что правильно сделала. Все четыре исполнительницы кардинально разные по внутреннему мироощущению, восприятию. Каждая может привнести что-то свое, так же, как и Джеймсы. Есть интересный образ Мэдж – колдуньи, такой колоритный, сочный. У нас три мужчины, которые исполняют партию недоброй женщины — это партия травести. Тоже получилось три абсолютно разных образа. Я постаралась максимально втянуть труппу в эту работу. У нас репертуар большой, но главные партии мы даем нашим ведущим балеринам. Получается, что они постоянно выходят, а молодежь сидит, хотелось дать им стимул в работе, потому что артист растет только на сцене.
Фото и видео: Ⓒ Ratel.kz / Ольга Воронько.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!