Почему современный казахский театр в Казахстане интереснее русского

5401 просмотров
0
Ольга МАЛЫШЕВА
Суббота, 31 Мар 2018, 14:00

А лучшие современные спектакли в нашей стране в последние годы завязаны на языковом «миксе»

Читайте также
Полеты во сне и на сцене

Во Всемирный день театра, что отметили на этой неделе - 27 марта, самый важный вопрос, которым только может задаться театральное сообщество - куда двигается актуальный театр. И важнейший тренд этого театрального сезона в Алматы в частности и в Казахстане в целом – очевидный прорыв молодых казахских коллективов.

На прошедшем в феврале фестивале «Откровение», который на международном уровне демонстрирует актуальный казахстанский театр, из двенадцати представленных в шоукейсе спектаклей четыре были на казахском языке. Количество небольшое, но беспрецедентное – в прошлые годы казахские спектакли попадали в программу единично. Более того, именно работы казахских перформеров стали в этом году хедлайнерами и были особо отмечены международными наблюдателями.

Тому, что казахоязычный театр в стране развивается интенсивнее русскоязычного, находится несколько объяснений. Стоит оговориться, что это касается в первую очередь государственных театров (впрочем, частных, кроме Алматы, в других городах страны и нет), поскольку давно зарекомендовавший себя, к примеру, ARTиШОК, будучи русским театром, по-прежнему остается флагманом современного искусства в Казахстане.

Взяли количеством

Первая и главная причина роста современного казахского театра – демографическая: казахской молодежи в стране больше русской. И, соответственно, при равном проценте талантливых, активных и заинтересованных в процессе актеров и режиссеров среди одного и другого языкового сообщества – казахоязычные остаются в большинстве.

К тому же, русскую молодежь отличает аполитичность, что сказывается на идейности в театральном продукте. В Алматы начали появляться актуальные социальные и политические спектакли – и они на казахском языке.

Самый острый в этом плане театр на сегодняшний день создает команда Laboratory 316 – студенты и выпускники колледжа и академии искусств (хочется сказать, из числа тех, кто не прошел отбор в государственные труппы, и это для артистов, скорее, везение, чем неудача). На их счету два спектакля в репертуаре пространства «Трансформа»: B.O.Q. и «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».

Читайте также
Будьте моей бабушкой

B.O.Q. при этом – мощное политическое высказывание, равных которому по силе в театральной афише Алматы нет. Это спектакль по пьесе «Геркулес и Авгиевы конюшни» Фридриха ДЮРРЕНМАТТА в постановке режиссера Кубы АДЫЛОВА. Адылов работал в театре «Аксарай» Булата АТАБАЕВА – практически единственного казахстанца, занимавшегося политическим театром. 

Но интересно, что это не Адылов нашел участников Lab 316, чтобы делать с ними политический театр, а ровно наоборот: спектакль B.O.Q., в котором говорится о бюрократии, слепом подчинении диктатуре и экономической ущербности выдуманного государства Элиды, был практически готов, когда молодые артисты пригласили к себе опытного режиссера.

Никого не выпускать

Вторая причина – в конкуренции. Конкуренция – это большой мотиватор и громадный стимул для творчества. Но, к примеру, немногочисленные выпускники русского актерского курса могут конкурировать только сами с собой: лучших из них забирают в труппу театра имени Лермонтова, те, кто послабее, могут рассчитывать на ТЮЗ имени Сац.

И здесь новая сложность: все они оказываются плотно загружены текущим репертуаром. В русскую драму новых артистов набирают из расчета на готовые спектакли и с оглядкой на амплуа – чтобы в течение нескольких лет вводить их на роли, из которых вырастает предыдущее поколение.

Читайте также
Театр и гендерные роли

Из этой рутины выбраться практически невозможно, и только единицам удается совмещать несколько выходов на сцену в неделю с другими творческими проектами (самые заметные - Илья БОБКОВ, который ставит в качестве режиссера спектакли в арт-убежище «Бункер», и Рауф ХАБИБУЛИН, который руководит детской актерской студией «Игра»), но чаще эти другие проекты оказываются не связанными с театром – это заработок в кино, на озвучке или на мероприятиях.

В русском ТЮЗе ситуация еще страшнее: там существует негласный закон, запрещающий актерам труппы заниматься чем-то помимо основной работы. В труппе театра Сац вы не увидите ни одного медийного лица – кто хотел развиваться дальше, давно из него ушел. А качество спектаклей здесь таково, что ни о каком актерском совершенствовании речи идти не может: сплошной упадок. Это театр не то что вчерашнего, а позавчерашнего дня, помноженный на стремление к экономии и, мягко выражаясь, неактуальное представление об искусстве у менеджеров.

В то же время, при казахском ТЮЗе имени Мусрепова существует целая театральная лаборатория. Она называется EGO, и курируют ее актеры труппы Ерлан КАРИБАЕВ и Данияр БАЗАРКУЛОВ. На их счету два спектакля, которые можно увидеть в репертуаре ТЮЗа, причем спектакли достаточно приличные. Так, «Шыңырау» по пьесе Горького «На дне» хоть и поставлен не особенно сильно, но отличается оригинальной инсценировкой: в трактовке Базаркулова драма превратилась в подобие детективного триллера.

Собственный независимый театр открыл и актер казахской драмы имени Ауэзова Азамат САТЫБАЛДЫ. Его проект 28 thearte участвовал в казахстанском шоукейсе «Откровения» со спектаклем «Войцек» в постановке независимого режиссера Дины ЖУМАБАЕВОЙ. Помимо идеи о существовании «маленького человека» в современном обществе, которая сама по себе более чем актуальна, «Войцека» отличает ладная режиссерская работа. Жумабаева в этом смысле сама по себе – крупный театральный кейс: выпускница курса Юрия ХАНИНГИ-БЕКНАЗАРА, она объездила полстраны и ставила почти в каждом регионе, оставаясь при этом свободным художником.

Читайте также
Пора валить

За русскость

Главная проблема всего русского театра в Казахстане – в стремлении сохранить некие традиции русского театра, о которых у конкретных деятелей неактуальное, если не сказать ошибочное представление. Стремление делать спектакли так, как делали «отцы и деды», не отдавая себе отчета в том, что отцы и деды уже тогда делали плохо, а теперешние их подражатели оказываются совсем бледными, приводит к упадку репертуара.

Тот же русский ТЮЗ штампует перформансы для Россотрудничества на тему межнациональной дружбы с убогими сюжетами и еще более печальной постановкой. На это, во-первых, тратятся ресурсы, в том числе и человеческие, во-вторых, это выдается за театральный продукт.

Защищать традиции казахского театра сложно в силу того, что их, традиций, по большому счету не существует. Отсюда казахская театральная молодежь занята не укреплением мифических ценностей, а развитием собственного театрального бэкграунда. Именно от этих молодых людей можно услышать, как они изучают современную драматургию или ездят за границу насматриваться - в ту же Россию. Смотреть современный актуальный театр. Например, режиссер театра Ауэзова Елик НУРСУЛТАН рассказывал, как уехал на два месяца в Москву и за это время пересмотрел все спектакли в репертуаре Театра.DOC.

Если обратиться к опыту казахстанской провинции, там тоже есть свои любопытные истории. Фархат МОЛДАГАЛИ из Петропавловска, режиссер показанного на «Откровении» спектакля «86», в Москве поучаствовал в воркшопах режиссера Владимира ПАНКОВА и привез на родину желание пробоваться в жанре саундрамы. «86» - как раз такой спектакль.

Читайте также
Культура тратить

Сам Молдагали интересен еще и тем, что решился делать современный театр вдали от столиц: сославшись на то, что тот же Елик Нурсултан в родной казахской драме может по полтора года ждать очередного запуска (а молодым режиссерам в Алматы и правда нечасто поручают постановки, впрочем, нечасто – это в казахских театрах, в русских - никогда), он поехал работать на самый север страны, где сделал четыре работы за сезон.

Дело тут, разумеется, не в языке. Дело в открытости новому опыту, в том числе и опыту международному. Неудивительно, что лучшие образцы современного театра в Казахстане в последние годы завязаны на миксе языков: это спектакли «Ұят» ARTиШОКа, «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» «Трансформы», «Карагоз» и «Пробуждение весны» Немецкого театра. Важно для перформеров перенимать прогрессивный опыт многих культур, а не запирать себя в регрессивные рамки единственно известного им способа существования. 

Фото: из открытых источников.

Комментарии отключены!

Но вы можете оставить свой комментарий и почитать мнения других читателей об этой публикации на нашей странице в Facebook.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Так ли нова "новая ракета" России
Возможно, наличие у России новых ракетных систем и заставило президента США Обаму и канцлера Германии Меркель занять по отношению к России откровенно "беззубую" позицию
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Елжан Биртанов: наша “исчезнувшая” платформа показала, кто ворует из казны
Ratel.kz случайно разбередил историю с запрещенной платформой, которая могла победить фармацевтическую и медицинскую мафию
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Балабақша есепшісі өзіне ай сайын бірнеше айлық "төлеген"
Осылайша ол 60 миллион теңге тапқанымен ақыры жеті жылға сотталды
Семейчанин так убедительно просил в долг, что оказался в колонии
Один из его кредиторов попал в больницу с переломом ребра
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
На “творчество” монополистов пожаловались предприниматели СКО
В недоумении от действий энергетиков находятся владельцы офисов в многоэтажках
На митинг вышли мусорщики Талдыкоргана
В акимате города делают вид, что всё в порядке, и ссылаются на Экологический кодекс
Жителя Уральска незаконно обвинили в банковском мошенничестве
Теперь он пытается наказать виновных, но правоохранители не усматривают в этом большой проблемы
Как начальник филиала "Шымкентгеодезия" от полевого картографа пострадал
Инженер-геодезист заявлял, что полгода ездил в поле снимать геоданные. А сам никуда не ездил, ничего не делал, только зарплату получал
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.