Почему современный казахский театр в Казахстане интереснее русского

5481 просмотров
0
Ольга МАЛЫШЕВА
Суббота, 31 Мар 2018, 14:00

А лучшие современные спектакли в нашей стране в последние годы завязаны на языковом «миксе»

Читайте также
Полеты во сне и на сцене

Во Всемирный день театра, что отметили на этой неделе - 27 марта, самый важный вопрос, которым только может задаться театральное сообщество - куда двигается актуальный театр. И важнейший тренд этого театрального сезона в Алматы в частности и в Казахстане в целом – очевидный прорыв молодых казахских коллективов.

На прошедшем в феврале фестивале «Откровение», который на международном уровне демонстрирует актуальный казахстанский театр, из двенадцати представленных в шоукейсе спектаклей четыре были на казахском языке. Количество небольшое, но беспрецедентное – в прошлые годы казахские спектакли попадали в программу единично. Более того, именно работы казахских перформеров стали в этом году хедлайнерами и были особо отмечены международными наблюдателями.

Тому, что казахоязычный театр в стране развивается интенсивнее русскоязычного, находится несколько объяснений. Стоит оговориться, что это касается в первую очередь государственных театров (впрочем, частных, кроме Алматы, в других городах страны и нет), поскольку давно зарекомендовавший себя, к примеру, ARTиШОК, будучи русским театром, по-прежнему остается флагманом современного искусства в Казахстане.

Взяли количеством

Первая и главная причина роста современного казахского театра – демографическая: казахской молодежи в стране больше русской. И, соответственно, при равном проценте талантливых, активных и заинтересованных в процессе актеров и режиссеров среди одного и другого языкового сообщества – казахоязычные остаются в большинстве.

К тому же, русскую молодежь отличает аполитичность, что сказывается на идейности в театральном продукте. В Алматы начали появляться актуальные социальные и политические спектакли – и они на казахском языке.

Самый острый в этом плане театр на сегодняшний день создает команда Laboratory 316 – студенты и выпускники колледжа и академии искусств (хочется сказать, из числа тех, кто не прошел отбор в государственные труппы, и это для артистов, скорее, везение, чем неудача). На их счету два спектакля в репертуаре пространства «Трансформа»: B.O.Q. и «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».

Читайте также
Будьте моей бабушкой

B.O.Q. при этом – мощное политическое высказывание, равных которому по силе в театральной афише Алматы нет. Это спектакль по пьесе «Геркулес и Авгиевы конюшни» Фридриха ДЮРРЕНМАТТА в постановке режиссера Кубы АДЫЛОВА. Адылов работал в театре «Аксарай» Булата АТАБАЕВА – практически единственного казахстанца, занимавшегося политическим театром. 

Но интересно, что это не Адылов нашел участников Lab 316, чтобы делать с ними политический театр, а ровно наоборот: спектакль B.O.Q., в котором говорится о бюрократии, слепом подчинении диктатуре и экономической ущербности выдуманного государства Элиды, был практически готов, когда молодые артисты пригласили к себе опытного режиссера.

Никого не выпускать

Вторая причина – в конкуренции. Конкуренция – это большой мотиватор и громадный стимул для творчества. Но, к примеру, немногочисленные выпускники русского актерского курса могут конкурировать только сами с собой: лучших из них забирают в труппу театра имени Лермонтова, те, кто послабее, могут рассчитывать на ТЮЗ имени Сац.

И здесь новая сложность: все они оказываются плотно загружены текущим репертуаром. В русскую драму новых артистов набирают из расчета на готовые спектакли и с оглядкой на амплуа – чтобы в течение нескольких лет вводить их на роли, из которых вырастает предыдущее поколение.

Читайте также
Театр и гендерные роли

Из этой рутины выбраться практически невозможно, и только единицам удается совмещать несколько выходов на сцену в неделю с другими творческими проектами (самые заметные - Илья БОБКОВ, который ставит в качестве режиссера спектакли в арт-убежище «Бункер», и Рауф ХАБИБУЛИН, который руководит детской актерской студией «Игра»), но чаще эти другие проекты оказываются не связанными с театром – это заработок в кино, на озвучке или на мероприятиях.

В русском ТЮЗе ситуация еще страшнее: там существует негласный закон, запрещающий актерам труппы заниматься чем-то помимо основной работы. В труппе театра Сац вы не увидите ни одного медийного лица – кто хотел развиваться дальше, давно из него ушел. А качество спектаклей здесь таково, что ни о каком актерском совершенствовании речи идти не может: сплошной упадок. Это театр не то что вчерашнего, а позавчерашнего дня, помноженный на стремление к экономии и, мягко выражаясь, неактуальное представление об искусстве у менеджеров.

В то же время, при казахском ТЮЗе имени Мусрепова существует целая театральная лаборатория. Она называется EGO, и курируют ее актеры труппы Ерлан КАРИБАЕВ и Данияр БАЗАРКУЛОВ. На их счету два спектакля, которые можно увидеть в репертуаре ТЮЗа, причем спектакли достаточно приличные. Так, «Шыңырау» по пьесе Горького «На дне» хоть и поставлен не особенно сильно, но отличается оригинальной инсценировкой: в трактовке Базаркулова драма превратилась в подобие детективного триллера.

Собственный независимый театр открыл и актер казахской драмы имени Ауэзова Азамат САТЫБАЛДЫ. Его проект 28 thearte участвовал в казахстанском шоукейсе «Откровения» со спектаклем «Войцек» в постановке независимого режиссера Дины ЖУМАБАЕВОЙ. Помимо идеи о существовании «маленького человека» в современном обществе, которая сама по себе более чем актуальна, «Войцека» отличает ладная режиссерская работа. Жумабаева в этом смысле сама по себе – крупный театральный кейс: выпускница курса Юрия ХАНИНГИ-БЕКНАЗАРА, она объездила полстраны и ставила почти в каждом регионе, оставаясь при этом свободным художником.

Читайте также
Пора валить

За русскость

Главная проблема всего русского театра в Казахстане – в стремлении сохранить некие традиции русского театра, о которых у конкретных деятелей неактуальное, если не сказать ошибочное представление. Стремление делать спектакли так, как делали «отцы и деды», не отдавая себе отчета в том, что отцы и деды уже тогда делали плохо, а теперешние их подражатели оказываются совсем бледными, приводит к упадку репертуара.

Тот же русский ТЮЗ штампует перформансы для Россотрудничества на тему межнациональной дружбы с убогими сюжетами и еще более печальной постановкой. На это, во-первых, тратятся ресурсы, в том числе и человеческие, во-вторых, это выдается за театральный продукт.

Защищать традиции казахского театра сложно в силу того, что их, традиций, по большому счету не существует. Отсюда казахская театральная молодежь занята не укреплением мифических ценностей, а развитием собственного театрального бэкграунда. Именно от этих молодых людей можно услышать, как они изучают современную драматургию или ездят за границу насматриваться - в ту же Россию. Смотреть современный актуальный театр. Например, режиссер театра Ауэзова Елик НУРСУЛТАН рассказывал, как уехал на два месяца в Москву и за это время пересмотрел все спектакли в репертуаре Театра.DOC.

Если обратиться к опыту казахстанской провинции, там тоже есть свои любопытные истории. Фархат МОЛДАГАЛИ из Петропавловска, режиссер показанного на «Откровении» спектакля «86», в Москве поучаствовал в воркшопах режиссера Владимира ПАНКОВА и привез на родину желание пробоваться в жанре саундрамы. «86» - как раз такой спектакль.

Читайте также
Культура тратить

Сам Молдагали интересен еще и тем, что решился делать современный театр вдали от столиц: сославшись на то, что тот же Елик Нурсултан в родной казахской драме может по полтора года ждать очередного запуска (а молодым режиссерам в Алматы и правда нечасто поручают постановки, впрочем, нечасто – это в казахских театрах, в русских - никогда), он поехал работать на самый север страны, где сделал четыре работы за сезон.

Дело тут, разумеется, не в языке. Дело в открытости новому опыту, в том числе и опыту международному. Неудивительно, что лучшие образцы современного театра в Казахстане в последние годы завязаны на миксе языков: это спектакли «Ұят» ARTиШОКа, «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» «Трансформы», «Карагоз» и «Пробуждение весны» Немецкого театра. Важно для перформеров перенимать прогрессивный опыт многих культур, а не запирать себя в регрессивные рамки единственно известного им способа существования. 

Фото: из открытых источников.

Комментарии отключены!

Но вы можете оставить свой комментарий и почитать мнения других читателей об этой публикации на нашей странице в Facebook.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Чистят дороги только те акимы, что боятся, что их снимут или не перевыберут: короче, дороги чистят только трусы
Нельзя заменить экономические реформы блогерами-штрейкбрехерами
Борьба с забастовками превращается в кампанию по дискредитации забастовщиков
В Казахстане "отмыли" структурное подразделение финансовой пирамиды "Hermes LTD"
ПК "UBW KZ" исключили из списка подозрительных проектов
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
В Польше после перестрелки с полицией задержан 24-летний казахстанец
В польском городе Краков после полицейской погони задержаны казахстанец и украинец, подозреваемые в нелегальном владении оружием
Узкий коридор. Бумажный Левиафан
Казахстан обладает многими чертами Бумажного Левиафана, который катастрофичен для экономического процветания
"Ответ Гуриеву" от американцев
Вышедшее социсследование стало очередным свидетельством, что у Трампа почти неограниченный карт-бланш от электората
"Понравилась сатана лучше ясна сокола": как Тарас Шевченко стал моряком в степях Казахстана
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Остановись, мгновение!
Изучаем историю по старым архивным фотографиям
Тайна старого казахского фильма о любви
Вставит ли "Казахфильм" к 50-летию картины "Гауһартас" (на казахском) или "Храни свою звезду" (на русском) в титры имя певицы, которой все считают Бибигуль Тулегенову
Реклама как способ узнать о том, как жили наши прабабушки
По объявлениям в старых газетах и журналах можно составить представление о том, какой была жизнь век-полтора назад
Судьи запутались в законе
Из-за этого у жертвы пирамиды отняли его машину
В ВКО попробуют привлечь инвесторов заказными роликами
До этого в акимате заявили, что в регионе так и не выстроили систему работы с людьми, которые могут вкладывать финансы в различные проекты
В столовых Qarmet не остаётся даже объедков для собак
Животных выловили на территории компании и отвезли в приют, но забыли, что их нужно кормить
Нож в глазу: в СКО врачи борются за жизнь трёхлетнего мальчика
По словам матери, малыш сам неудачно упал на кухне
ГЭС на реке Коксу строит компания, ранее проложившая бракованные трубы на другой ГЭС
Они провели встречу с населением, которая сопровождалась потасовками и оскорблениями
"Украли две квартиры, опоили и убили": подробности из суда по делу чёрных риелторов из Алматы
Сразу два врача центров психического здоровья способствовали этому
Отсутствие кассового аппарата в кафе привело замначальника районного ДГД на скамью подсудимых
Налоговик предложил владельцам общепита своё покровительство
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.