Бензин подорожал на 13 тенге, но больше его не стало. Не за горами – очередное подорожание.
Ну вот и сбылся наш прогноз о повышении цен на бензин в стране, хотя руководство ныне почивших в бозе министерства нефти и газа и агентства по регулированию естественных монополий уверяло казахстанцев, что, по меньшей мере, до конца августа цена не изменится (см. «Нефть течет к деньгам. Бензин – за нефтью»). Уже вечером 21 августа после публикации на официальном сайте Министерства национальной экономики приказа министра Ерболата ДОСАЕВА о повышении предельных розничных цен на самый популярный в народе бензин АИ-92 на 13 тенге на заправках начали дружно менять ценники.
С тех пор прошла неделя, но на АЗС по-прежнему с бензином напряженка. Друзья и коллеги жалуются, что на «Газпромнефти» заливают только по 20 литров в один бак, на Royal Petrol продают только по талонам. А на тех заправках, где топлива вроде бы в достатке, – километровые очереди. Почему? Да потому что решение правительства о повышении цен на бензин и дизтопливо напоминает историю про кошку, которой резали хвост по частям. От того, что бензин подорожал на 13 тенге, больше его в стране не стало. А потому не за горами – очередное подорожание. Весь вопрос в сроках: правительство ждет, когда схлынет волна народного недовольства, ведь одномоментное повышение цены на 25-30 тенге точно бы вывело народ на площади. И тогда зимние акции с трусами на голове показались бы семечками.
Парадокс: входя по подтвержденным запасам нефти в число ведущих 15 стран мира, Казахстан сегодня не в состоянии обеспечить себя собственными горюче-смазочными материалами. При ежегодной потребности экономики в 4 млн тонн бензина, имеющиеся три казахстанских нефтеперерабатывающих завода в 2014 году по плану произведут суммарно всего лишь порядка 2,885 млн тонн бензина. Еще 1,069 млн тонн придется импортировать из России, чем занимается «дочка» нацкомпании «ҚазМұнайГаз Өнімдері», монопольно назначенная весной этого года единым оператором по поставкам нефти из РФ. А теперь – внимание – оптовая цена одного литра бензина на казахстанско-российской границе – 125 тенге. А ведь его надо еще привезти в регионы, добавить расходы на хранение и операционные расходы, получить прибыль. И как потом продать его «на пистолете» по разрешенной правительством цене в 128 тенге?
Нельзя сказать, что власти не обеспокоены вопросом энергетической безопасности страны: на всех трех НПЗ – в Павлодаре, Атырау и Шымкенте – началась масштабная модернизация и реконструкция, в результате которой увеличится мощность заводов, глубина переработки и улучшится качество выпускаемого бензина. Однако процесс этот небыстрый, и в лучшем случае ситуация начнет выравниваться после 2016 года, когда реконструкция будет завершена, и Казахстан сможет закрывать потребности экономики собственным бензином.
Более того, в январе 2014 года в своем Послании народу Казахстана глава государства Нурсултан НАЗАРБАЕВ поручил правительству «до конца первого квартала… решить вопросы по размещению, источникам инвестиций и срокам строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода». Уж вроде третий квартал на исходе, а правительство отчиталось президенту и народу, где оно собирается строить четвертый НПЗ?
А если нашло место и деньги, но пока держит эту информацию в секрете, то, может быть, еще и знает, где взять сырье для переработки, если еще в июне прошлого года Серик АХМЕТОВ, будучи тогда премьер-министром, прогнозировал, что Казахстан может столкнуться с нехваткой нефти для своих НПЗ после их реконструкции. «Тех объемов, которые сегодня «КазМунайГаз» добывает даже в партнерстве с крупнейшими мировыми компаниями, недостаточно. Нам нужно увеличивать объемы добычи как газа, так и нефти, для развития экономики нашей страны. Мы сейчас на пороге реконструкции трех наших нефтеперерабатывающих заводов. Той нефти, которая, допустим, добывается «КазМунайГазом», и по тем контрактам, которые подписаны, явно не хватит после реконструкции этих нефтеперерабатывающих заводов на внутреннее потребление. А нам в обязательном порядке на внутреннее потребление необходимо еще как минимум 4-5 миллионов тонн», – заявлял он тогда на совместном заседании палат парламента. И это было сказано еще до аварии на трубопроводах на Кашагане, отодвинувшей начало добычи на этом крупнейшем морском месторождении как минимум на два года. И понизившей прогнозы по добыче нефти в стране сразу на несколько миллионов тонн ежегодно.
Так что автовладельцам можно посоветовать лишь одно: чтобы спрогнозировать, по какой цене придется заправлять «железного коня» в ближайшее время, следите за ценой бензина у нашего партнера по Таможенному союзу. К слову, сегодня в России 92-й бензин на заправках стоит в среднем 150-155 тенге.