Представителей МВД, ДЧС, акимата, лесников и хозяйственников вывезли в степь и показали возможности новой техники
Презентовали беспилотные летательные аппараты полностью казахстанской сборки и совместные проекты с китайскими предпринимателями недалеко от Усть-Каменогорска. Перед тем, как на место действия прибыли основные действующие лица, в степи, между отрогов гор, разбили несколько палаток. Сюда подогнали пожарный и армейский грузовики марки "Урал", расставили по периметру дизельные генераторы и отметили красными флажками вертолётную площадку. Предполагалось, что кто-то из высокопоставленных лиц прибудет сюда по старинке. Чуть позже в ряд выставили несколько беспилотников. Казахстанскую разработку "Шагала-М" установили в начале демонстрационной базы. О характеристиках аппарата рассказал гендиректор ТОО "R&D центр "Казахстан инжиниринг" Гани БАЙСЕИТОВ. Это государственная компания. Она занимается исследованиями и экспериментальными разработками в области обороны и национальной безопасности государства. По его данным, БПЛА соответствует мировым стандартам и полностью, кроме двигателя и видеокамеры, состоит из казахстанских комплектующих. Неприхотлив в эксплуатации и применим в любой сфере деятельности – от спасательно-пожарных операций до оцифровки местности. Правда, стоит недёшево.
Во время беседы вдали послышался шум винтов вертолёта. На посадку заходил "Ми-2". Часть присутствующих представителей силовых и прочих ведомств направилась навстречу, предполагая, что прилетел аким Восточного Казахстана Ермек КОШЕРБАЕВ. Но его внутри не было. Народ всё прибывал, и степь понемногу заполнялась автомобилями. Силовики, спасатели, лесники ходили рядом с беспилотниками, спрашивали технические характеристики и постоянно снимали происходящее на смартфоны. Самую большую популярность, впрочем, снискали не БПЛА, а робопёс.
От него буквально не отходили, подавали голосовые команды на казахском и русском языках, восхищённо цокали языками и даже селфились. В покое технику оставили лишь после того, как на место приехал аким ВКО. На машине. Вокруг него образовался почтительный полукруг внимательно слушающих людей. Он тоже пообщался с робопсом, также давал ему команды, но основное внимание всё же сосредоточил на беспилотниках. Ему рассказали о возможностях "Шагала-М" и перешли к другим выставленным дронам. Остальные БПЛА имеют схожие характеристики. Только, в отличие от полностью казахстанского, взлетают без ускорения, прямо с того места, где находятся. Стоят они подороже. Многие комплектующие производятся лишь в Китае, но это по силам и казахстанцам. Если будут заказы, конечно. Они могут вести наблюдение, в том числе с помощью тепловизора, сбрасывать на очаги пожаров специальные "бомбы" - гасители пламени, выполнять множество задач в любых сферах. Кошербаев задавал уточняющие вопросы, то и дело призывая более внимательно смотреть на выставку представителей ведомств.
- Практика использования дронов и роботов-поисковиков в мире широко распространена. Аппараты хорошо зарекомендовали себя при обнаружении очагов возгораний, поиске людей и обследовании рек и загородных трасс. Использование беспилотников позволяет оперативно оценить масштаб ЧС и также быстро отреагировать на происходящее. Надеюсь, что в ближайшее время специалисты представят свои предложения, какие именно дроны нужны для более скоординированной работы всех служб ЧС и департамента полиции, - сказал он.
Следом были продемонстрированы возможности робота-пожарного. Этот агрегат существует в единственном экземпляре, и названия у него пока нет. Весит конструкция 120 килограммов и практически как спасатель в полном снаряжении может работать до восьми часов, то есть полный человеческий рабочий день. Пока техника откликается на роботизированный наземный комплекс на базе гусеничной платформы с лафетным стволом. Во время презентации под руководством робопса и при координации одного из БПЛА с воздуха, он успешно затушил подожжённый недалеко костёр.
- А что, он же может и снег чистить, и землю пахать?, - живо интересовались у инженеров чиновники. Получив утвердительный ответ, сразу же достали из карманов смарфтоны и стали снимать происходящее.
В теории такая техника должна работать в очагах пожаров, представляющих опасность для жизней спасателей. Но, по данным находящихся на месте сотрудников ДЧС ВКО, на их вооружении нет ничего, даже близко похожего. Стоит агрегат, кстати, меньше БПЛА - около 15 миллионов тенге. После этого при большом скоплении народа был запущен казахстанский беспилотник "Шагала-М". После того, как он скрылся из глаз и встал на заданный маршрут, присутствующие ещё некоторое время внимательно вглядывались в небо и разъехались. Впрочем, покидая презентацию, аким ВКО посоветовал всем службам оперативно задуматься над возможностью применения увиденной техники в условиях региона и доложить ему о результатах.
- Мы не говорим о том, что прямо сейчас начнем закупать эту технику, и уже выделены для этого определенные суммы. Мы говорим о том, что эта тема нам очень интересна. Мы посмотрели все возможности этой техники, будем совещаться с заинтересованными управлениями, департаментами, специалистами, чтобы реализовывать это в деле. Зачем нам тратить огромные суммы на вертолёты, если их можно с успехом заменить на БПЛА? Главное, чтобы была возможность обучения сотрудников. Все эти нюансы нужно изучать, - резюмировал Кошербаев.
К слову, прежний аким ВКО Даниал АХМЕТОВ не проявлял интереса к беспилотникам. Он предпочитал вертолёты. Ratel.kz неоднократно писал о том, во сколько обходятся бюджету полёты главы региона. В нынешнем году был заключён договор на 180 миллионов тенге с коммунальным государственным предприятием на праве хозяйственного ведения "Авиационное подразделение Восточно-Казахстанской области" на "Услуги воздушного транспорта по перевозкам пассажиров без расписания". Речь идёт о вертолётных полётах. В технической спецификации на сайте государственных закупок отмечено, что налетать нужно минимум 148 часов. Выходит, что 60 минут оказания подобных услуг Даниалу Ахметову или его коллегам из областного акимата обходятся бюджету в 1 миллион 200 тысяч тенге. Требования к поставщику стандартны: оказывать услугу необходимо ежедневно в выходные и праздничные дни в течение 2023 года по всей территории Восточно-Казахстанской области.
Вертолёт должен иметь возможность перевозить внутри фюзеляжа не менее 22 человек, а также груз весом не более 3000 кг внутри кабины с учетом пассажиров. Базирование вертолетов - аэропорт г. Усть-Каменогорска. Возможность выполнять полеты на вертолете в равнинной и горной местности с превышением высоты не менее 2000 метров, а также в зимнее и летнее время традиционно нужен вертолёт "МИ-8".
В начале прошлого года тоже разыгрывали тендер на вертолётные перевозки. Заявлялось, что за 150 миллионов тенге до 31 декабря нужно налетать 178 часов. Но не хватило. Поэтому пришлось разыгрывать ещё один лот в сентябре на сумму 73 миллиона тенге. Полёты крупных чиновников области в 2021 году до объявления того лота уже обошлись казне в 108 миллионов тенге без учёта налога на добавленную стоимость. Хотя при проведении прошлых тендеров указывалось, что они рассчитаны до 31 декабря. Видимо, 144 лётных часов, оговоренных заранее, оказалось недостаточно.
Кстати, аппарат акима ВКО в реестре госпредприятий в отношении авиаподразделения указан лишь как орган управления. Собственник у него другой – управление государственных закупок региона. В финансовой отчётности, доступной пока лишь до 2018 года, указано, что предприятие вполне себе прибыльное. Пика доходности достигло в 2014 году. Тогда год завершился с плюсом в 500 миллионов. Дальше пошла стагнация. Например, в 2016 году прибыль составила всего 62 миллиона тенге. В 2018 доходы вновь выросли до 125 миллионов.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Антон Сергиенко.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!