Казахстанский скрипач - об американской жизни, конкуренции, талантах и их правах
Известный казахстанский скрипач, лауреат республиканских и международных конкурсов Ордабек ДУЙСЕН уже давно живет в американском Далласе.
Поначалу он работал в Штатах в качестве концертмейстера симфонического оркестра «Даллас Опера».
Сегодня же он играет в симфоническом оркестре города Форт-Уорта (штат Техас) – том самом, где проводится международный конкурса пианистов имени легендарного Вана КЛИБЕРНА.
Ордабек родился в семье музыкантов. Его отец Орынбай ДУЙСЕН – Заслуженный деятель РК, известный домбрист-кюйши, мать Сауле САГИМБАЕВА – пианистка. Брат и сестра Ордабека Ильяс и Дина – тоже преуспевающие музыканты-классики. Молодое поколение семьи Дуйсен живет в разных странах, знает множество языков, а самое главное - «говорит» на одном, интернациональном, музыкальном.
– Приходя домой, начинаю жить по времени Алматы (улыбается), - начал разговор скрипач, вернувшись домой с очередного концерта. – Поэтому наша с вами разница по времени меня ничуть не смущает.
«В «Астана Опера» сыграю вместе с братом»
– Ордабек, благодарю вас за согласие на интервью. График работы у вас, как известно, очень насыщенный...
– Мой творческий график с оркестром всегда расписан на ближайшие три недели, хотя сам сезон распланирован до конца следующего года. Сегодня я благодарю Всевышнего, что могу заниматься любимым делом. Хотя сплошь и рядом вижу, что люди либо не имеют такой возможности, либо просто не испытывают радости от своей профессии.
– А ведь в Казахстане довольно часто можно встретить классических музыкантов, которые бы и рады заниматься только любимым делом, но вынуждены осваивать и другие смежные профессии, чтобы прокормить семью.
– Да, к сожалению, это имеет место. Ничего не поделаешь. Такие реалии…
– Вас давно не было в Казахстане. Когда можно будет вас услышать?
– 28 декабря в театре оперы и балета «Астана Опера» у меня состоится совместный с братом концерт под названием «Музыка на все времена». Ильяс тоже скрипач, но на концерте будет дебютировать в качестве дирижера камерного оркестра.
– Какая будет программа?
– Симфония №29 МОЦАРТА Ля-мажор, концерт для скрипки с оркестром ГАЙДНА Соль-мажор.
– Казахстанские слушатели помнят другой семейный дуэт Дюйсен – ваш с сестрой Диной, пианисткой. «Duissen-Duo» образовался еще в 1998 году, но сегодня мы слышим его все реже и реже...
– Да, увы, в настоящее время нам с сестрой не удается проводить творческие встречи, выступления. У нас разные графики выступлений. Но мы будем над этим работать (улыбается). Да, мы все разлетелись. Дина живет и работает в Лондоне, братишка мой Ильяс – в «Астана Опере».
«Таланты в стране есть, их сразу видно»
– Сегодня вы продолжаете выступать с оркестром, с которым сотрудничаете с 2011 года?
– С настоящим коллективом, Fort Worth Symphony Orchestra, я работаю на протяжении четырех лет. Вот уже пятый сезон пошел. До этого я работал третьим концертмейстером в «Даллас Опера».
– После окончания с отличием Казахской национальной академии музыки вы получили стипендию в Южном Методистском Университете Далласа, где и окончили аспирантуру. Сложно было там, в Америке, после завершения учебы находить работу?
– После учебы у меня пошла череда подготовки к различным оркестровым конкурсам. Как известно, чтобы получить место работы в том или ином оркестре, нужно пройти конкурсный отбор. Для этого нужно было подготовить определенный репертуар, выучить отрывки произведений.
У нас этому нигде не учат, никто не концентрирует внимание молодых музыкантов на такой работе, которая поможет в будущем им войти в состав того или иного коллектива. Кстати, по этому поводу у меня возникла идея – провести для наших казахстанских молодых исполнителей что-то вроде мастер-класса, на котором я бы мог поработать с ними именно в этом направлении - подготовки к оркестровым конкурсам. Процесс отбора в оркестр – отдельная «кухня» со своими правилами, техникой игры, репертуаром и т.д.
– Удается ли вам отслеживать развитие классического музыкального искусства в Казахстане в настоящее время, в частности скрипичного?
– Если говорить об Алматы – там я очень давно не был. Но мне было бы очень интересно послушать алматинцев в своей родной Байсе (Республиканская средняя специализированная музыкальная школа-интернат для одаренных детей им. К.Ж. Байсеитовой – Ю.М.). Последний раз в южной столице я был около четырех лет назад, но в тот приезд я не вникал так досконально в образовательный процесс. Это был неформальный визит к родным. Меж тем, в прошлом году я был в Павлодаре. И могу сказать, что таланты в стране есть, их сразу видно. Только вот не всегда им хватает выучки, современной базы исполнителя. И я бы с удовольствием им помог бы практическими и теоретическими советами, приехав с мастер-классами, как я уже говорил.
«Кто приносит больше пользы стране: тот, кто уехал за границу, или тот, кто остался?»
– Ордабек, удается ли вам сегодня выступать сольно?
– Да, я время от времени даю сольные концерты. Но в один прекрасный момент, когда еще искал работу в качестве оркестранта, понял, что хочу найти для себя занятие с полным рабочим днем. И это заняло у меня большое количество времени. Я просто не был знаком со многими особенностями оркестровой работы и вхождения в нее.
Одно дело - играть сольные концерты Моцарта, СИБЕЛИУСА, ЧАЙКОВСКОГО, БРАМСА. А в конкурсе на попадание в состав оркестра его потенциальный участник располагает какими-то шестью-семью минутами, где приходится играть небольшие отрывки из самых разных произведений.
И чем больше оркестр, тем больше игроков съезжаются для того, чтобы побороться за свое место под солнцем. Конкуренция очень большая! Но весь этот опыт помог мне еще больше понять, как солисту, оркестровый организм и по-другому услышать всю его насыщенную звуковую палитру.
– В одном интервью вы сказали, что казахстанская школа неизвестна за рубежом, хотя все чаще казахстанских музыкантов узнают именно там, за границей…
– Это вечный вопрос. Частенько люди задаются вопросом: приносит больше пользы для страны тот, кто живет за границей, или тот, кто живет в своей стране? Это такой гамлетовский «быть или не быть?».
– А вы лично что думаете? Мне кажется, что вы нашли «баланс»...
– Стараюсь жить именно так. Я – казах, и свою родину не забываю, в США меня все воспринимают как музыканта из Казахстана. И это прекрасно. В Америку я приехал для того, чтобы расширить свой кругозор и усовершенствовать свои знания. Тем не менее, я очень благодарен своим казахстанским педагогам. В Байсеитовской школе меня вела Светлана Алиакбаровна АБДУСАДЫКОВА. В Академии музыки я обучался у Раисы и Айман МУСАХОДЖАЕВЫХ, в Штатах учился у замечательных Эдуарда ШМИДЕРА и Эммануэля БОРОКА.
Сегодня я стараюсь тоже делиться своими умениями и знаниями с учениками. Летом следующего года очень постараюсь найти свободное «окно» в своем графике и приехать в Павлодар для того, чтобы провести для юных музыкантов серию уроков, мастер-классов.
«Любой вундеркинд может просто «перегореть»
– На ваш взгляд, для музыканта успех зависит от его таланта или же здесь бОльшую роль играет удача, везение, фортуна?
– Таланта недостаточно. История знает массу примеров, когда таланты, как метеориты, внезапно появлялись и также быстро исчезали.
– Нередко мы видим талантливых детей, которые, становясь взрослыми, уходят со звездного олимпа, а иногда середнячки набирают профессиональный вес и с годами только улучшают свою форму. Кого вы чаще встречаете?
– В этом году у нас проводился конкурс среди детей на получение права сыграть с нашим оркестром. Выходили дети лет по 14-15 и играли так, что им мог бы позавидовать любой взрослый успешный музыкант.
Очень интересно, что станет с такими самородками через десять лет? Я являюсь сторонником постепенного развития ребенка. Любой вундеркинд может просто «перегореть».
«В Америке очень сильны профсоюзы музыкантов»
– Ордабек, какие оркестры, с которыми вам довелось выступать, вы можете отметить?
– Это сложный вопрос. Каждый профессиональный коллектив хорош по-своему. Но могу сказать, что мне очень понравилось выступать с музыкантами Кливлендского оркестра. У меня с ними сложились дружеские отношения. Мы выступали с ними в Японии, играли камерную музыку. Я получил огромный опыт.
– Сравнивая американское сообщество музыкантов-классиков и европейское, хотелось бы узнать, где комфортнее работать музыкантам?
– В Америке очень сильны профсоюзы музыкантов, где все очень четко регламентировано. Американская федерация музыкантов защищает и отстаивает интересы музыкантов. И это очень здорово. Музыканты прекрасно понимают, что у них есть права и они защищены.
– А от чего или от кого приходится защищать музыкантов?
– Если, например, комитет оркестра посчитает, что дирижер пытается незаконно уволить своего коллегу, за него вступается федерация музыкантов. По-моему, в Европе такие профсоюзы тоже существуют, но пока у них это не так развито, как в Америке.
«Музыкантам необходимо страховать свой главный инструмент – руки»
– В нашей стране люди предпенсионного и пенсионного возраста чувствуют себя, мягко говоря, незащищенными. Если говорить о музыкантах, то одни вынуждены с первого пульта оркестра уходить на последний, другие – покидать коллектив и жить на смешную пенсию. Как обстоят дела с этим в Америке?
– В США тоже с наступлением пенсионного возраста музыканты либо по собственному желанию уходят на пенсию, либо меняют свои позиции в коллективе. В любом случае, они не боятся уходить на пенсию, потому что чувствуют социальную и материальную поддержку правительства.
Казахстану тоже нужно к этому стремиться. Я читаю новости, и на сегодняшний день мне очень нравится тот факт, что министерство здравоохранения РК внедряет обязательное социальное медицинское страхование.
Если эта система будет развиваться в правильном направлении, то обязательно необходимо будет учесть специфику музыкантов. Им необходимо страховать свой главный инструмент – руки. Ведь зачастую исполнители сталкиваются с профессиональными болезнями рук. Что им делать в этом случае? Было бы здорово, если бы система медицинского страхования дифференцировала людей по их профессиям и в соответствии со спецификой деятельности предоставляла им какие-либо преференции.
– Несколько лет назад в Алматы проходили ежегодные концерты казахстанских музыкантов, успешно реализовавшихся за рубежом, в рамках проекта «Концерты на родине». Доводилось ли вам в них участвовать? Или быть может, в чем-то подобном?
– Нет, в этих концертах я не участвовал. Я выступал года четыре назад на родине – меня приглашала филармония Астаны. В Алматы меня приглашают, но пока дальше разговоров ничего не идет. Хотя я с удовольствием бы приехал в родной город, где я вырос, учился. Последний раз в Алматы я выступал с 24 каприсами ПАГАНИНИ.
«Мне не нужны излишества»
– Ордабек, сыграть в одном концерте все 24 каприса Паганини – весомый показатель зрелости, мастерства и смелости музыканта. Как часто вы сегодня играете каприсы?
– Друзья все время советуют мне записать диск с каприсами. Идея, конечно, хорошая, и я думаю сам об этом. Нужно только выбрать время и закрыться в студии (улыбается).
– В какой стране будете записываться?
– Думаю, что это будет здесь, в Штатах, потому что большую часть времени провожу здесь.
– А как вам Америка для жизни?
– Условия бытовые здесь комфортные. Хотя я не привередлив, больше минималист даже. Мне не нужны излишества. Могу сказать, что круг общения у меня довольно широкий.
Я не чувствую языковых и психологических барьеров в коммуникации с людьми. На сегодняшний день мне хорошо и дома, и здесь. Кстати, когда я в Австрии, я говорю по-немецки. Музыка и знание языков открывают для человека весь мир. И это мне очень нравится.
Фото из архива Ордабека Дуйсена.