Противодействие терроризму и экстремизму не должно становиться прикрытием для преследования инакомыслия
По поводу кровавых событий прошлого воскресенья в Актобе высказывались многие: представители интеллигенции, активисты-общественники, политики, государственные деятели. Нам удалось получить комментарий одного из немногих, кто, говоря о религиозном экстремизме, четко знает, о чем говорит. Олег Иванович РУБЕЦ, он же Али АПШЕРОНИ, но больше известный как Али ХАДЖИ. Писатель, философ, теолог. В прошлом кадровый военный, в течение двух лет воевал в Афганистане в составе контингента советских войск, командовал десантно-штурмовой ротой. Осознанно принял ислам, совершил хадж в Мекку. Автор книг «Ислам: вчера, сегодня, завтра» и «Книга размышлений».
Они знали, что идут на верную смерть
- Какова ваша оценка случившегося в Актобе? Как кадровый офицер в прошлом, вы, безусловно, анализировали сложившуюся ситуацию с военной точки зрения. С другой стороны, будучи религиозным деятелем, можете разобраться в мало кому понятной психологии религиозного фанатика.
- У нас в стране национальный траур и, пользуясь случаем, я хотел бы выразить на страницах вашего портала глубокие соболезнования семьям погибших и пожелать скорейшего выздоровления всем раненым. Что касается оценки, то, конечно, это драма, трагедия. Когда в мирной стране в воскресный день более двух десятков молодых людей, одурманенных экстремистской пропагандой, завладевают оружием и открывают огонь по соотечественникам, штурмуют воинскую часть, расстреливают мирных людей - это кошмар, не поддающийся пониманию нормальным человеком! Поэтому эти события всколыхнули всю страну, все обсуждают произошедшее. И тут надо помнить, что уже несколько десятков лет всеми способами, а в последние годы в основном через интернет, на многих языках мира ведется широкомасштабная пропаганда, призывающая мусульманскую молодежь выступить против государственных режимов, государственных устройств тех стран, где они живут. Агитируют убивать представителей правительственных структур, уничтожать сотрудников правоохранительных органов, которые служат этим государствам, расправляться с религиозными деятелями, которые не согласны с этими установками и призывами к всемирному джихаду. Сейчас у нас большое значение имеют социальные сети, там огромное множество сообществ, где люди общаются между собой. У этих молодых людей тоже существуют такая как бы параллельная духовная жизнь, где есть свои авторитеты, обсуждаются религиозные, религиозно-политические вопросы. К сожалению, очень долго никто этого не замечал, долгое время этой проблеме не уделялось должного внимания. А ведь так одурманено очень много молодых людей – целое поколение. По всему миру образовалась невидимая паутина или, можно сказать, целая грибница. Поэтому происходят такие прорывы то в одной, то в другой стране. Получив очередной призыв от какого-нибудь центра, от тех, кого они признали в качестве своих религиозных и идейных авторитетов, эти молодые люди совершают преступления и убийства в полной уверенности, что делают нечто угодное Всевышнему Аллаху! И с самого начала наивно было полагать, что Казахстан мог стать в этом исключением.
- Согласитесь, все было сделано как-то глупо, нелогично. Ну, захватили бы эти двадцать человек воинскую часть, завладели боевым оружием – и что дальше? Их бы в любом случае перебили бы! Было бы понятно, если бы по соседству с городом их ждали тысяча-полторы единомышленников, которых можно было вооружить. А так – это же чистое самоубийство. Какова логика подобных групп?
- Суть в том, что они руководствуются идеологией, которую, к сожалению, до сих пор не понимают ни государственные эксперты, ни многие журналисты, ни люди, считающие, что они достаточно хорошо разбираются в этих вопросах. Все пытаются понять, что движет этими людьми, и зачастую делают ставку на какой-нибудь один фактор. В данном случае надо понимать, что эта идеология только наступательная – она не знает слов «назад», «подождем». Она постоянно требует от тех, кто ей следует, активных, решительных действий в том направлении, что они называют джихадом. Этого требуют не только от мелких групп, вроде той, что совершила нынешнее нападение на Актобе. Существует и концепция одиночного джихада, где от каждого разделяющего эти убеждения требуется действовать там, где он находится, не выжидать какого-то благоприятного момента. Эта группа в Актобе - не какие-то там профессионалы, а люди, не имеющие никакой боевой подготовки и какого-то четко продуманного плана. Да, они собирались, да, они все это обсуждали, у них были свои лидеры, которые им рассказывали, что получили от своих братьев по вере призыв: с началом священного месяца Рамадан провести показательные акции, чтобы продемонстрировать, что пламя джихада распространяется по всему миру. И что всем это необходимо делать там, где они находятся, и теми средствами, которыми в этот момент располагают. Очевидно, что о существовании этой воинской части в Актобе знали все, а поскольку солидных запасов оружия они достать не сумели, то решили пойти самым простым путем. Вломиться в охотничий магазин, завладеть гладкоствольным оружием, а затем напасть на воинскую часть, где захватить боевое оружие. Дальше там не было никакого хорошо продуманного плана: мол, потом мы сделаем то-то, а затем то-то… Весь расчет был только на свои собственные силы и на то, что окажется под рукой. Вот это и является одной из характерных черт такой идеологии. Они прекрасно знали, что идут на верную смерть, поскольку, согласно их идеологии, тот, кто принимает участие в таком мероприятии, не имеет права сдаваться. Если кто-то попал в руки правоохранительных органов живым, пусть даже раненым, считается, что он чего-то убоялся больше, чем кары Всевышнего Аллаха. Соответственно, его вера была недостаточно тверда, он неискренен в своей вере, лицемер. Поэтому там нет пути назад. Они просто рвались к более серьезному вооружению, рассчитывая на фактор неожиданности - на то, что это воскресный день, на то, что когда внезапно в ворота въедет автобус, караулы растеряются и военные будут застигнуты врасплох. Так и произошло – именно этим объясняется такое большое количество убитых и раненых. Но потом, когда подоспел караул и открыл ответный огонь, пришлось уходить через гаражи, отстреливаться, рассеяться. Если бы нападавшие добрались до боевого оружия, потери бы были гораздо больше, потому что дальше они бы наверняка просто высыпали в город и убивали всех, кто им встретится на пути. Военных и полицейских, конечно же, в первую очередь, потому что человек в форме воспринимается этой идеологией как слуга безбожного тиранического режима, который должен быть уничтожен.
Цена халатности спецслужб оказалась слишком высокой
- Будучи человеком, не понаслышке знающим, что такое военная служба и война, как вы расцениваете в этой ситуации работу спецслужб? Ведь подобные ситуации в этом регионе за последние годы перестали быть редкостью. Можно было бы уже научиться быть предусмотрительнее и всерьез заниматься вот такими террористами, а не преследовать куда менее агрессивную оппозицию или следить за инакомыслящими журналистами…
- До 2011 года в нашей стране ни на уровне государственных органов, ни на уровне правоохранительной системы, ни на уровне журналистов, ни на уровне всего общества не было понимания, насколько это серьезная проблема. Этот настрой был разрушен в 2011 и 2012 годах известными событиями – серией экстремистских выступлений, прокатившихся по многим регионам Казахстана. На мой взгляд, с тех пор наивности у нашего общества поубавилось и немало делается для того, чтобы предотвращать подобные трагические события. Постоянно слышим сообщения, что кто-то задержан за распространение экстремистских взглядов, кто-то понес наказание за это, принимаются законы, выделяются огромные средства на борьбу с экстремизмом. Нельзя сказать, что мало делается. Но вот что действительно вызывает удивление - в таком непростом регионе, на таком тревожном фоне такая многочисленная группа людей, собиравшаяся, строившая планы, обсуждавшая все это в социальных сетях, не была своевременно выявлена, а ее деятельность не пресечена или нейтрализована. Заблаговременно, до того, как эти люди двинулись за оружием. Безусловно, это очень серьезные недоработки, что странно на фоне всеобщего внимания к теме терроризма. То ли это человеческий фактор, то ли просто халатность чья-то. Только цена этой халатности оказалась слишком высокой. Надеюсь, будут сделаны очень серьезные выводы. И в регион направят более бдительных и компетентных сотрудников спецслужб.
При этом, конечно, усиление мер борьбы с экстремизмом не должно сказываться на правах наших добропорядочных граждан, не должно ущемляться их право на свободу слова и право выбора вероисповедания, на другие права и свободы, которые гарантированы нашей Конституцией. Противодействие терроризму и экстремизму не должна становиться прикрытием для преследования инакомыслия, если, конечно, оно носит мирный характер.
- Могут ли быть связаны события в Актобе и так называемый «пивной путч»? Я имею в виду обвиненных органами КНБ в подготовке государственного переворота владельца пивного завода в Южном Казахстане Тохтара ТУЛЕШОВА и его нынешних подельников в лице бывшего первого заместителя генерального прокурора и члена судебного совета Ильяса БАХТЫБАЕВА, экс-начальника ДВД Южно-Казахстанской области Хибратуллы ДОСКАЛИЕВА, командиров нескольких воинских частей… Некоторые считают, что события в Актобе и арест перечисленных лиц – звенья одной цепи.
- Полагаю, что между этими событиями нет никакой связи. Я лишь постольку-поскольку знаю перечисленных вами фигурантов этого «пивного» дела и не знаком с доказательной базой, на основе которой предъявляются им обвинения, но мне кажется, между ними и религиозными экстремистами в Актобе не может быть ничего общего. Сам по себе пивной бизнес и религиозно-политическая деятельность взаимоисключают друг друга. С точки зрения как этих молодых людей, так и вообще верующих в ислам людей, употребление алкогольных напитков является порочным делом. То есть оно запрещено. Поэтому вряд ли там были какие-то точки соприкосновения. Они принадлежат совершенно к разным социальным слоям. Люди разных убеждений, разных профессий, рода деятельности – думаю, связи между ними быть не может. Просто эти события – трагедия в Актобе и арест этих лиц – совпали по времени.