Известный кинокритик – о настоящем и будущем нашего кино в преддверии премии «Выбор критиков»
Олег БОРЕЦКИЙ считает, что казахстанские режиссеры могут создать знаковый фильм практически в любом жанре. Его будут советовать посмотреть друзьям и знакомым, о нем будут говорить. Однако для это нужно избавиться от штампов.
«Характерное состояние большинства людей – апатия»
- Вы считаете, что наше кино изобилует штампами?
- К сожалению, да. Сегодня мы не можем похвастаться оригинальными сценариями. Например, возьмем комедии – это сегодня самый популярный жанр в кино, наряду с экшном. Это понятно, ведь в основном люди приходят в кинотеатры, чтобы отдохнуть и расслабиться.
Увы, наши комедии в большинстве своем построены на одних и тех же КВНовских скетчах, а это однообразие никому не интересно. Отчасти поэтому зрители выбирают зарубежные фильмы.
Впрочем, я верю, что в будущем ситуация изменится к лучшему. Сейчас появляется все больше частных киностудий, которые пробуют свои силы, снимают фильм в разных жанрах.
- Кстати, речь идет не только о развлекательном кино, сегодня в прокат стали чаще выходить и социальные фильмы, затрагивающие острые для общества вопросы. Например, среди предстоящих премьер – социальная драма Азиза ЗАИРОВА «Девушка и море» о девушке с диагнозом «детский церебральный паралич», о ее жизни. Как вы считаете, есть ли шанс у этой картины заинтересовать зрителя?
- По моим наблюдениям, зритель сейчас более прагматичен, меркантилен и эмоционально закрыт, чем в советское время, которое при этом я вовсе не возвеличиваю.
Однако считаю, что люди тогда были более сочувствующими, умели сопереживать. Фильм Азиза Заирова требует от зрителя особых душевных сил, а многие к этому не готовы.
- То есть зрители сегодня изменились? Как?
- Сейчас характерное состояние большинства людей - апатия. Может быть, не всех, но я сужу по тому, что вижу. Естественно, для апатичного зрителя совершенно закрыт путь к социальному кино. Он говорит: «Зачем я буду это смотреть? Я и так на помойке живу».
- Существует мнение, что современным управленцам мира выгодно, чтобы люди не задумывались о жизни.
- Вполне возможно, что кому-то это действительно выгодно. Чтобы зритель просто развлекался и смотрел «попкорновое» кино, которое не ставит острых для общества вопросов, не дает поводов рассуждать.
«Наша система проката - первобытная»
- В немалой степени на зрителя влияет и система проката....
- К сожалению, система проката в Казахстане сегодня, можно сказать, первобытная. По сути дела, у нас нет продюсеров.Обычно спрос рождает предложение, но в нашей стране никто не занимается социологией кино, нет ответа на вопрос: «какое кино хочет видеть наш зритель». Например, людей в возрасте за 40 как аудиторию наш кинопрокат уже потерял.
- Если бы у нас была другая система кинопроката, то, возможно, и у зрителя изменилось бы отношение к кино, в том числе казахстанскому.
- Да, это действительно так. Например, каждый год мы в конце ноября проводим День казахстанского кино в КазНУ имени аль-Фараби. В прошлом году мы показывали документальную картину Асии БАЙГОЖИНОЙ «В поисках веры», и я понял, что молодым людям это действительно нужно.
Проблема состоит в том, что документального кино у нас в кинотеатрах нет. Именно поэтому у нас так мало режиссеров, которые хотят снимать документальное кино. А если и делают это, то сталкиваются с таким количеством трудностей, что желание создавать что-то еще у многих просто пропадает.
Например, мне непонятно, когда фильмы о наших, казахстанских героях снимаем почему-то не мы, а зарубежные режиссеры. Это категорически неправильно, даже более того, это проявление неуважения к нашим самым достойным людям, если хотите, к стране.
В конце концов, это странно, когда фильм о героях-панфиловцах, которыми Казахстан так гордится, почему-то снимают в России («28 панфиловцев» - И.С.). А ведь такие фильмы нужны, причем, в первую очередь молодому поколению зрителей.
«Жду кино-явления»
- Помимо этого, как вы верно заметили, возрастную аудиторию 40+ казахстанский кинопрокат потерял. Тоже самое происходит и с актерами этой категории…
- К сожалению, какие-то ценности, восточные традиции уважения к старшим противоречат современным трендам, позициям, жанрам. В кино это ощущается особенно остро. Однако в любом случае те роли, которые
Сыграли наши талантливые актеры, не забудутся.
Я жду того момента, когда наработанные жанры выдохнутся. Вырастет зритель, и ему надоест бесконечный экшн и наработанные штампы в жанре комедии.
А если к этому моменту не придумают, чем заинтересовать думающего взрослого зрителя, не будет создаваться ничего нового, то картина нарисуется печальная.
Значит, снова встанет вопрос о таланте режиссера, и, возможно, тогда будет создаваться то кино, которое станет явлением.
Не важно, будет оно коммерческое или авторское. Пусть даже это будет комедия, но с совершенно новой подачей.
Зритель имеет право забыться, расслабиться и развлечься.
Явление – это то, о чем говорят, что советуют посмотреть. Оно необязательно должно завоевывать призы. Это тот фильм, который близок и интересен нам…
Когда люди сердцем и билетами проголосуют за картину, станет ясно, что у кино есть шансы быть принятым в мире.
Фото из открытых источников в Интернете и страницы Олега Борецкого в Facebook.