Их страница в Instagram, имевшая 17 тыс. подписчиков, внушала доверие
Жительница столицы, увидев рекламу в социальной сети, не раздумывая, заказала наушники "Аpple air pods 3". Женщина отправила продавцу предоплату в размере 64 тыс. тенге. Однако заказанный товар так и не получила.
Внушающая доверие Instagram-страница имела более 17 тыс. подписчиков. Там же было указано местонахождения продавца - офис в бизнес-центре "Квартал", расположенном в Петропавловске по улице Карима Сутюшева. Прилагался даже видеопутеводитель.
- Но при посещении указанного объекта оказалось, что по данному адресу находится косметический салон, - сообщила заместитель руководителя департамента торговли и защиты прав потребителей СКО Лазьм МИЯШЕВА. - Видеопутеводитель, размещенный на странице продавца, был просто скопирован с Instagram-страницы данного салона. В настоящее время заявление рассматривается правоохранительными органами. Увы, факты мошенничества при оформлении и оплате за товары, которые приобретаются на различных страницах социальных сетей, не единичны. Как и случаи предоставления некачественного товара, несоответствующего описанию или образцу.
По словам спикера, за 11 месяцев текущего года на работу сегмента электронной торговли от потребителей поступило 246 жалоб, их количество по сравнению с 2022 годом увеличилось на 34%. Сотрудники департамента наладили WhatsApp-канал с представителями электронной торговой площадки "Wildberries" для оперативного решения проблем потребителей. В частности, совместно с маркетплейсом "Wildberries" оказана помощь 72 потребителем в возврате денежных средств - более 2 млн 770 тыс тенге. Также сейчас установлены контакты с представителями площадки "Ozon".
- В целом сейчас наблюдается рост числа жалоб от потребителей: если в 2022 году в департамент поступило 491 обращение, то в текущем - больше на 8,4%, - сказала Мияшева. - В разрезе отраслей наибольшее число жалоб наблюдается в розничной торговле – 41,5%; электронной торговле – 46,2%; в сфере бытовых услуг – 3 %; ЖКХ – 2,1%. Это свидетельствует, с одной стороны, о повышении потребительской культуры, с другой, о росте недобросовестной предпринимательской деятельности.
Лазьм Мияшева отметила, что сейчас на рассмотрении мажилиса РК" находится проект закона РК "О защите прав потребителей", направленный на повышение ответственности бизнеса и защиту прав потребителей, а также на усиление роли неправительственных институтов.
- Будет введена возможность подачи исков в защиту неопределенного круга лиц, - сказал Мияшева. - Реализация данной возможности будет осуществлена омбудсменом и общественными объединениями потребителей без уплаты государственной пошлины. Дополнительно общественные объединения потребителей будут наделены правом отбора образцов товаров и закупа услуг в рамках общественного мониторинга внутреннего рынка. Предлагается ввести гражданскую правовую ответственность предпринимателя в виде штрафа в пользу потребителя, чьи права были нарушены. Размер штрафа составит от 10% до 50% от суммы иска потребителя. Также предлагаются поправки по усилению защиты прав потребителей в онлайн-торговле.
Так, законопроектом предлагается обязать владельцев электронных торговых площадок заключать с предпринимателями договоры по соблюдению ими требований законодательства о защите прав потребителей. Неисполнение повлечет не только административную и гражданско-правовую ответственность для недобросовестного продавца, но и потерю возможности торговать на электронной платформе.
Фото: из открытых источников.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!