Бывший главный архитектор СКО предлагает создать комиссию из специалистов и общественников
“Зелёный, жёлтый… красного только не хватает, чтобы здание выглядело как светофор”, “Это ж надо было додуматься густым зелёным лепнину покрыть, раньше такой краской туалеты на дачах красили”, “Роскошный особняк в стиле модерн выглядит теперь странно”, “Посмотрите на старинную фотографию дома, там ничего подобного нет”…
Вот такие мнения высказывают многие жители Петропавловска в соцсетях по поводу реставрации архитектурной жемчужины города – дома купца Янгуразова. Построенное в начале XX века здание в стиле модерн является памятником республиканского значения. В этом году оно переживает очередную реставрацию, на которую в целом предусмотрено 200 млн тенге. Завершается обновление фасада, что и вызвало неоднозначную реакцию горожан.
После предыдущей реставрации.
Однако специалисты ТОО “Казахский научно-исследовательский и проектный институт материальной культуры” утверждают, что придают зданию его первоначальный вид. Мол, цветовая палитра восстанавливается сейчас в точности, как и было задумано архитектором прошлого века. Имя и фамилия зодчего, к сожалению, не сохранились; известно лишь, что это был итальянец.
В ходе работ при расчистке слоёв краски было сделано несколько открытий. Так выяснилось, что в оформлении дома почти не использовался белый цвет, в основном – оттенки охры и зелёного, символизирующего традиции исламской культуры. Открылись и прекрасные росписи на стенах и потолках.
- Мы намерены их восстановить, - рассказал руководитель ТОО Ринат КУТДУСОВ. - Примечательно, что росписи в комнатах разные, и по ним можно понять, какое именно помещение это было. Специалисты обнаружили более 100 видов цветов, в том числе розы и маки.
Специалисты считают, что цветами владелец особняка – Халит ЯНГУРАЗОВ решил заменить изображения лиц, присущих модерну. Это связано с тем, что купец был глубоко верующим человеком, мусульманином. Кстати, особняк существовал всегда не сам по себе, а в комплексе строений, в том числе мечети, сохранившейся и действующей сейчас. По словам Кутдусова, это редкий случай, когда в одном здании переплелись черты европейского модерна и традиционного восточного искусства.
Повышенный интерес к работам на особняке вполне объясним: уникальное здание реставрируют не первый раз, но предыдущие попытки были явно неудачными, о чём Ratel.kz уже рассказывал. Так, после последних реставрационных работ, проведённых подрядчиком из ЗКО, всплыли огромные дефекты. Оказалось, что дренажная система не работает, и первый этаж здания топит; воду нужно постоянно откачивать. От сырости по стенам пошла плесень, трещины.
Недочётов было много, среди тех, которые можно охарактеризовать как “смех и грех”, – бутафория из пенополиуретана, заменившая на фасаде старинную лепнину. Десятки миллионов были потрачены впустую, назрел вопрос новой реставрации. Кстати, ТОО “Казахский научно-исследовательский и проектный институт материальной культуры” заявило, что исправило дренажную систему, залатало дыры в фундаменте, на которые ранее никто не обращал внимания. Все работы будут завершены к концу года.
Однако многие горожане продолжают недоумевать. Есть вопросы к реставраторам и у бывшего главного архитектора Петропавловска, затем – Северо-Казахстанской области, художника Александра ЛИСТОПАДНЕГО. Он не только постоянно интересуется судьбой уникального здания, но и был одним из первых, кто бил тревогу по поводу некачественной предыдущей реставрации.
- У меня много вопросов и к нынешним реставраторам, - сказал Листопадний. - В том числе по цветовому решению. Я, например, им удивлён. Очень удивлён. Да, дом изначально не был полностью белым. Были выделены какие-то детали. Но даже на старой чёрно-белой фотографии видно, что вот такого выделения тёмной краской лепнины там не просматривается. Я, по крайней мере, не вижу. И мне кажется, что религиозность хозяина не могла быть связана с оформлением фасада. У меня дома хранится проект, выполненный Казреставрацией много лет назад, не нашедший, увы, воплощения. Там всё продумано с научной точки зрения, проведён подробный анализ в комплексе. Было бы интересно увидеть нынешний проект. Я хотел поговорить с реставраторами, посмотреть, как идут работы. Но меня там встретили, мягко говоря, не очень приветливо. Непонятно, почему такая реакция? И от этого вопросов ещё больше. Я считаю, что нужно создать комиссию из специалистов и общественников, которые могли бы всё посмотреть, оценить неравнодушным, профессиональным взглядом. Не знаю, как отнесутся к моему предложению чиновники, но иначе, считаю, сомнения многих людей не развеять.
Архитектор подчеркнул уникальность особняка, выполненного в стиле модерн с элементами позднего барокко. Выглядит он так, будто полностью каменный, однако второй этаж построен из дерева. На главном фасаде поражают своей необычностью круглые большие окна. В самом доме достойны восхищения две изразцовые печи и резные дубовые двери.
Одна из первых фотографии "Дома невесты".
Особняк имеет второе название – “Дом невесты”. С этим связано предание о том, что построен он был для девушки, которую Халит горячо полюбил. Рано оставшийся сиротой 16-летний юноша отправился в Москву. Там он работал на купца Хусаина БУРНАШЕВА, у которого была дочь-красавица Гульсум. Вот ради неё Халит и построил в Петропавловске дом, похожий на тот, где жили её родители. В 1910 году у пары родился сын Шавкат. После революции семья покинула город, и после долгих скитаний осела в Ташкенте. Тем временем роскошный дом был передан Петропавловскому совдепу, потом его занял штаб частей особого назначения (ЧОН). Халит Янгуразов умер во время войны, Гульсум – в семидесятые годы. Оба похоронены в Ташкенте.
Фото: из открытых источников.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!