Работники обратились к Токаеву, они назвали это решение антигосударственным
"Зенит" - один из старейших заводов страны, он был эвакуирован в Уральск из тогда еще Ленинграда в 1941 году, во время Второй мировой войны. Это один из немногих заводов Западно-Казахстанской области, который выжил в перестроечное время, переориентировался на выпуск военных кораблей и работает по сей день. Более того, это единственное предприятие по Казахстану, которое специализируется на изготовлении крупных кораблей.
Работает завод "Зенит" в основном по государственному оборонному заказу и изготавливает корабли для охраны приграничных вод Каспия. Предприятие, несмотря на то, что требует определенной модернизации - безубыточное и даже прибыльное, оно регулярно выплачивает налоги и предоставляет 800 рабочих мест. Принадлежит оно АО НК "Казахстан Инжиниринг" - нацкомпании, созданной при министерстве промышленности и строительства, объединяющей предприятия оборонно-промышленного комплекса по стране.
Теперь же власти намерены продать 85% акций завода турецкой компании YDA. Рабочие завода выступили против этой инициативы и написали письмо президенту Казахстана Касым-Жомарту ТОКАЕВУ с просьбой помочь сохранить оборонное предприятие. Об этом рассказал советник генерального директора завода "Зенит" Вячеслав ВАЛИЕВ.
- В июле этого года представители турецких компаний ASFAT (национальная компания при минобороны Турции, аналог "Казахстан Инжиниринг" - А.Ш.) и YDA (крупная инвестиционная компания - А.Ш.) посещали наш завод. Дело в том, что компания YDA будет строить судоверфь на берегу Каспийского моря. Тогда наш завод подписал меморандум о сотрудничестве в области судостроения с этими двумя фирмами. Мы были заинтересованы в сотрудничестве с этими компаниями, чтобы приобретать у турецких компаний или европейских компаний через турецких дилеров комплектующие для судостроения. Ни о какой передаче завода тогда не шло и речи, - говорит Вячеслав Валиев.
По словам Вячеслава Валиева, позже со стороны экс-министра тогда еще существующего министерства индустрии и инфраструктурного развития Марата КАРАБАЕВА поступила информация о передаче 75% акций завода "Зенит" вышеупомянутой компании YDA. Как таковая передача завода туркам еще не свершилась, поэтому несогласные рабочие пытаются активно противостоять этому процессу.
- Мы не ставим под сомнение необходимость строительства судоверфи на Каспии. Как мы поняли, наш завод выступает в данном случае как бы гарантом турецких инвестиций. Считаю, что это плохая затея. Мы - оборонное предприятие. В мирное время мы работаем на учебно-тренировочные цели армии и охрану границ государства, с тем условием, что в случае объявления войны и мобилизации мы можем увеличить выпуск своей продукции.
В случае, если завод перейдет иностранным инвесторам, он утратит возможность выполнять мобилизационный заказ. Кроме того, чтобы не работать себе в убыток, новый инвестор начнет со временем оптимизировать производство под гражданские цели, постепенно ликвидируя военную специализацию предприятия. Таким образом, Казахстан лишится очередного оборонного предприятия, отечественного предприятия. То, что именно так и будет, подтверждает и тот факт, что в ноябре, на следующий день после подписания протоколов о сотрудничестве в развитие ранее подписанного меморандума, турецкая сторона написала письмо премьер-министру РК об адресной продаже 85% акций завода компании YDA, а компания "Казахстан инжиниринг" направила в адрес завода письмо "об ускорении снятия режимности". Скорее всего, эти действия - звенья одной цепи, - говорит Вячеслав Валиев.
Вторая причина, по которой передача завода иностранным инвесторам - не лучший выход, это так называемая иностранная зависимость, в которую Казахстан впал еще в 90-е годы прошлого столетия. Заводчане предполагают, что будет очередная история, аналогичная КПО б.в., "Арселлор Миттал" и прочими компаниями с иностранным владением. То есть инвесторы будут работать на свою страну. Они будут нанимать в работники своих соотечественников, везти оборудование со своих стран, лишь для вида выполняя какой-то процент "местного содержания".
По словам Вячеслава Валиева, те обоснования, которые представляет министерство промышленности и строительства в пользу передачи завода туркам, выглядят весьма неубедительными.
- Министерство утверждает, что 15% акций, которые будут у государства, смогут обеспечивать блокирование вопросов, связанных с ликвидацией, перепрофилированием деятельности, увеличением уставного капитала предприятия, а также вопросов, затрагивающих национальные интересы. Объясняют они свое решение намерениями улучшить производственный процесс, а также усовершенствовать весь завод в целом путем обучения сотрудников и трансферта технологий.
На наш взгляд, это просто антигосударственная позиция и чистой воды фикция. По закону РК "Об акционерных обществах", чтобы обладать правом "блокирования" важных вопросов, нужно обладать не менее, чем тремя четвертями, или 75% акций + одна акция. Кроме того, все эти намерения об улучшении производственного процесса - это не что-то новое, мы можем улучшать его исходя из того статуса, что уже у нас есть, - поясняет Вячеслав Валиев.
Стоит отметить, что заводчане не отказываются от сотрудничества с турецкими инвесторами, однако считают, что наладить его можно и без передачи завода - никто не запрещает налаживать взаимовыгодные поставки с новой строящейся судоверфью, а также обмениваться опытом.
В министерстве промышленности и строительства РК корреспонденту Ratel.kz подтвердили информацию о возможной передаче завода турецкой компании, но отметили, что это еще не свершившийся факт. Окончательное решение будет принято после заседания комиссии по развитию экономики и выставлению предприятия в план приватизации.
Ранее мы рассказывали, что свыше 600 российских компаний начали вести деятельность в приграничной ЗКО после начала войны в Украине. В основном это малые и средние по объему капитала компании, занятые в сфере торговли и оказания услуг. Однако было передислоцировано и четыре крупных проекта на сумму 3,5 млрд тенге.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!