В алматинской галерее Art Space открылась персональная выставка еще пока узбекского, но уже немножко казахстанского художника Гули Громовой
* Тайна Гули Громовой
* Одаренность как результат мутации
* Чехол на причинном месте
Благодаря этой выставке правительственную улицу – улицу Фурманова – украсила почти обнаженка. Уточним: портрет полуобнаженной девушки с сигаретой. Вообще картина называется «Декаданс» и ее уже купили – мужчина, который не побоялся жесткого взгляда женщины-вамп.
Потому что тот эффект, когда персонаж на полотне следит взглядом за зрителем, здесь приобретает совсем иное значение - непонятно, кто кого разглядывает. Кто раздет, а кто одет. Мало того: особо впечатлительные зрители жаловались, что через пять минут лицезрения картины им хотелось «прикрыться» - кому голову, кому ноги, кому грудь.
Так в алматинскую художественно-галерейную жизнь вошла художник Гуля ГРОМОВА.
Тайна Гули Громовой
Вообще она – тайна. Во всем. Начиная с совершенно скудной информации о ней во всемирной сети и заканчивая ее совершенно разными картинами на выставках. Кажется, что писали четыре-пять человек – а это все она, Гуля, которой просто интересно попробовать и то, и это, и пятое, и десятое.
А еще есть такой момент – ее восприятие мира. А мир все равно разный. И если сегодня она зашла в коридор и обнаружила, что там темно – появится картина темная и тесная, где персонаж головой и виолончелью упирается в раму.
А если завтра она распахнет окно и впустит в комнату серо-голубой алматинский воздух – будет графика: не в знойно-теплых тонах, как родном Узбекистане, а в прозрачно-холодных, как этой осенью в Казахстане, где она живет уже 12 лет.
Одаренность как результат мутации
Чтобы исправить ситуацию с недостаточностью сведений о ней в наших СМИ, рассказываем: родилась в небольшом поселке Киргели близ Ферганы, в семье учительницы и инженера нефтеперегонного завода.
Кстати, ферганский изобразительный «бум» многие художники склонны (в шутку, конечно) объяснять именно огромным количеством промышленных предприятий в этих местах, где один завод заканчивается и сразу начинается другой.
- Одаренность как результат мутации, – смеется Гуля, - как это бывает в промзонах.
Ее одаренность проявилась рано, совсем-совсем в детстве, и, к счастью, всегда рядом оказывался кто-нибудь взрослый, кто отмечал и направлял. Так ее направили в изостудию к знаменитому Максу (Масуту) ФАТКУЛЛИНУ, который сегодня возглавляет Международную Конфедерацию Союзов художников в Москве.
Потом уже Макс посоветует учиться дальше, в Москве или в Ташкенте. Она закончит сначала художественное училище, потом – ташкентский театрально-художественный институт, но главное, по ее собственным словам, это вовсе не дипломы, а потрясающие учителя – Георгий ПУШИН, Николай ПАК, Баходыр ДЖАЛАЛОВ...
Однажды общение с талантливыми художниками, причем в большой концентрации, дало толчок для собственного, уже серьезного, творчества. Или так: наступил период, когда умение (Гуля до сих пор не говорит «мастерство») наконец догнало желание что-то выразить. Потому что до этого много делалось, но бесконечно все не нравилось: то рисунок, то живопись, то композиция.
А тут она, наконец, нашла: и свою «острую композицию», как учил Георгий Евгеньевич Пушин, – в картинах непривычно-вертикального формата; и свою интонацию – гротеск, театральность, что-то от «русского Пьеро» Александра ВЕРТИНСКОГО, что-то от советского мима, «асисяя» Вячеслава ПОЛУНИНА; и свою тему – это любовь.
Чехол на причинном месте
На выставке в Art Space большинство работ – из серии, которая так и называется - «Это любовь». Серия посвящена отношениям между людьми, но больше не внешним, а внутренним, когда встречаются души. Поэтому на картине могут быть старик и девочка, Адам и Ева, и Казанова, и Пьеро.
Кстати, об Адаме и Еве. Возвращаясь к тому, с чего начали - это тоже «обнаженка». Правда, совсем другая: не агрессивно-прекрасная, как в «Декадансе», а гротескно-фривольная, с котекой (чехлом) на причинном месте у Адама.
Кому как, а мне в этой картине, написанной 17 лет назад, привиделось сразу несколько слоев очень актуальной для нас сегодня иронии. Ну, вы помните: нам этой весной предлагали «одеть» все памятники и картины, в которых читаются половые признаки...