Об Абае, Мухтаре Ауэзове и просвещении

1494 просмотров
0
Анастасия Беньяминова
Воскресенье, 23 Июн 2024, 10:30

Памяти Мурата Ауэзова

14 июня этого года в Алматы после продолжительной болезни скончался востоковед, культуролог, государственный и общественный деятель Мурат Мухтарович АУЭЗОВ.

Два дня спустя, после прощания в Казахском национальном театре драмы имени Мухтара Ауэзова, его похоронили рядом с отцом на Центральном кладбище в Алматы.

В память о Мурате Ауэзове АПН публикует интервью, которое было записано несколько лет назад.

Мы говорили с Муратом Мухтаровичем о его отце Мухтаре Омархановиче АУЭЗОВЕ – выдающемся казахском писателе и драматурге, ученом и авторе первого казахского романа-эпопеи "Путь Абая", о великом Абае и о том, как он повлиял на просвещение казахского народа.

Мурат Ауэзов в нашей беседе подчеркнул, что его отец неслучайно обращался к личности Абая в своем творчестве и в поиске жизненной философии. По его мнению, Абай, безусловно - очень убедительная и ренессансная личность, он сам себя подготовил к чрезвычайно ответственной миссии в жизни казахского народа.

– Интерес Мухтара Ауэзова к личности Абая обусловлен не только фактом рождения писателя практически в тех же местах, где жил и творил Абай КУНАНБАЕВ – вблизи гор Шынгыстау в Семипалатинской области. Абай был очень убедителен. Он был масштабной личностью и невероятно обаятелен в своем творчестве. Это был композитор, поэт, философ, авторитетный эксперт, разрешающий споры. Он прекрасно знал литературу – восточную, европейскую и мировую. Абай переводил произведения ПУШКИНА, ЛЕРМОНТОВА и ГЁТЕ на казахский язык.

В чем заключается феномен Абая?

Читайте также
Что общего у Герольда Бельгера и казаха-священника, переведшего Библию

– Появление такой масштабной личности, как Абай, было выстрадано. ХIХ век, когда жил Абай – это было очень яркое время. Настоящая творческая кладезь, которую обогатили талантливейшие поэты, певцы и музыканты. Я назвал этот период прощальным балом кочевой цивилизации. С другой стороны, было ощущение неотвратимости грядущих драматических перемен в судьбе степи. Такая сложная атмосфера ощущалась в то время, когда формировался духовный мир юного Абая.

Кочевники сыграли огромную роль в создании такой целостности, как Евразия, Великий Шелковый путь, зарождение многих мировых религий. Так, например, немецкий философ Карл ЯСПЕРС ввел понятие "осевое время" для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, иными словами, пришел человек современности.

На период взлета конно-кочевой цивилизации пришлось огромное количество событий мирового масштаба, менялся ход истории, менялись процессы, которые происходили в Евразии и в планетарном масштабе. Таким образом, к закату шел конно-кочевой мир, и трагический финал конно-кочевой цивилизации произошел в ХХ веке, когда случился голод 30-х годов.

Поэты предчувствовали эти грядущие беды и страдания, которые выпадут на долю народа, казахской земли. В то смутное время много казахского народа погибло. А те, кто выжили во время голода, смогли понять науку просвещения. Писатели того времени, к коим относился и мой отец, сочли своим гражданским долгом отразить в своих произведениях все то, к чему нас призывает Абай, – к удержанию казахской цивилизации для будущих поколений.

Вот тогда и рождается роман Мухтара Ауэзова "Путь Абая", который позже его друг и соратник Каныш САТПАЕВ назовет энциклопедией жизни казахского народа.

– Почему Абай ощутил себя ответственным за судьбу казахского народа?

– Отличие позиции Абая от других поэтов Эпохи скорби заключается в том, что у них было предвосхищение и констатация того, что оно должно произойти, это то, что носит название "апокалиптическая литература".

Абай не только это видел, но он искал выход из этой ситуации, которая вела к трагическим последствиям для его народа.

Он предстает как личность, как миссия, как спаситель казахского народа. Он невероятно много сделал для того, чтобы этот народ уцелел, несмотря на все трагические обстоятельства в его истории. Его мудрость была востребована и в ХХ веке и не потеряла актуальности в ХХI веке.

В начале ХХ века в Казахстане была создана партия "Алаш". В ее состав вошли очень яркие и образованные личности. Это были последователи Абая, который призывал людей к высокому просвещению, причем даже люди среднего достатка находили средства и отдавали детей в школы. Алашординцы – это тоже выдающиеся люди, они называли своего учителя духовным вождем.

К слову, Мухтар Ауэзов тоже был членом партии "Алаш". Все призывы Абая очень глубоко волновали моего отца. Это все хорошо отслеживается в творчестве Мухтара Ауэзова, в его публицистике, повестях и романах.

– Как Вы полагаете, Абая будут помнить через 200 лет?

– Я скажу так. Абай даже у нас в Казахстане еще недостаточно осмыслен. Он как альпийская высота духовности. Чтобы взойти на нее, нужно работать над собой, учиться, просвещаться.

К слову, на русский язык Абай не переведен еще настолько хорошо, чтобы передать всю глубину его философии, все его чувствование. Он сложная фигура, но это наша перспектива и ориентир для людей.

В итоге Абай удержал казахов на этой земле в качестве казахов, как носителей национальной культуры. В этом смысле Абай, конечно, уникален.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Марат Шибутов: «Это далеко не последний террористический акт, направленный по религиозным мотивам против евреев»
Может настать время, когда придётся спасать от беженцев тех, кто ратует за их приём
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером