Памяти Мурата Ауэзова
14 июня этого года в Алматы после продолжительной болезни скончался востоковед, культуролог, государственный и общественный деятель Мурат Мухтарович АУЭЗОВ.
Два дня спустя, после прощания в Казахском национальном театре драмы имени Мухтара Ауэзова, его похоронили рядом с отцом на Центральном кладбище в Алматы.
В память о Мурате Ауэзове АПН публикует интервью, которое было записано несколько лет назад.
Мы говорили с Муратом Мухтаровичем о его отце Мухтаре Омархановиче АУЭЗОВЕ – выдающемся казахском писателе и драматурге, ученом и авторе первого казахского романа-эпопеи "Путь Абая", о великом Абае и о том, как он повлиял на просвещение казахского народа.
Мурат Ауэзов в нашей беседе подчеркнул, что его отец неслучайно обращался к личности Абая в своем творчестве и в поиске жизненной философии. По его мнению, Абай, безусловно - очень убедительная и ренессансная личность, он сам себя подготовил к чрезвычайно ответственной миссии в жизни казахского народа.
– Интерес Мухтара Ауэзова к личности Абая обусловлен не только фактом рождения писателя практически в тех же местах, где жил и творил Абай КУНАНБАЕВ – вблизи гор Шынгыстау в Семипалатинской области. Абай был очень убедителен. Он был масштабной личностью и невероятно обаятелен в своем творчестве. Это был композитор, поэт, философ, авторитетный эксперт, разрешающий споры. Он прекрасно знал литературу – восточную, европейскую и мировую. Абай переводил произведения ПУШКИНА, ЛЕРМОНТОВА и ГЁТЕ на казахский язык.
– В чем заключается феномен Абая?
– Появление такой масштабной личности, как Абай, было выстрадано. ХIХ век, когда жил Абай – это было очень яркое время. Настоящая творческая кладезь, которую обогатили талантливейшие поэты, певцы и музыканты. Я назвал этот период прощальным балом кочевой цивилизации. С другой стороны, было ощущение неотвратимости грядущих драматических перемен в судьбе степи. Такая сложная атмосфера ощущалась в то время, когда формировался духовный мир юного Абая.
Кочевники сыграли огромную роль в создании такой целостности, как Евразия, Великий Шелковый путь, зарождение многих мировых религий. Так, например, немецкий философ Карл ЯСПЕРС ввел понятие "осевое время" для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, иными словами, пришел человек современности.
На период взлета конно-кочевой цивилизации пришлось огромное количество событий мирового масштаба, менялся ход истории, менялись процессы, которые происходили в Евразии и в планетарном масштабе. Таким образом, к закату шел конно-кочевой мир, и трагический финал конно-кочевой цивилизации произошел в ХХ веке, когда случился голод 30-х годов.
Поэты предчувствовали эти грядущие беды и страдания, которые выпадут на долю народа, казахской земли. В то смутное время много казахского народа погибло. А те, кто выжили во время голода, смогли понять науку просвещения. Писатели того времени, к коим относился и мой отец, сочли своим гражданским долгом отразить в своих произведениях все то, к чему нас призывает Абай, – к удержанию казахской цивилизации для будущих поколений.
Вот тогда и рождается роман Мухтара Ауэзова "Путь Абая", который позже его друг и соратник Каныш САТПАЕВ назовет энциклопедией жизни казахского народа.
– Почему Абай ощутил себя ответственным за судьбу казахского народа?
– Отличие позиции Абая от других поэтов Эпохи скорби заключается в том, что у них было предвосхищение и констатация того, что оно должно произойти, это то, что носит название "апокалиптическая литература".
Абай не только это видел, но он искал выход из этой ситуации, которая вела к трагическим последствиям для его народа.
Он предстает как личность, как миссия, как спаситель казахского народа. Он невероятно много сделал для того, чтобы этот народ уцелел, несмотря на все трагические обстоятельства в его истории. Его мудрость была востребована и в ХХ веке и не потеряла актуальности в ХХI веке.
В начале ХХ века в Казахстане была создана партия "Алаш". В ее состав вошли очень яркие и образованные личности. Это были последователи Абая, который призывал людей к высокому просвещению, причем даже люди среднего достатка находили средства и отдавали детей в школы. Алашординцы – это тоже выдающиеся люди, они называли своего учителя духовным вождем.
К слову, Мухтар Ауэзов тоже был членом партии "Алаш". Все призывы Абая очень глубоко волновали моего отца. Это все хорошо отслеживается в творчестве Мухтара Ауэзова, в его публицистике, повестях и романах.
– Как Вы полагаете, Абая будут помнить через 200 лет?
– Я скажу так. Абай даже у нас в Казахстане еще недостаточно осмыслен. Он как альпийская высота духовности. Чтобы взойти на нее, нужно работать над собой, учиться, просвещаться.
К слову, на русский язык Абай не переведен еще настолько хорошо, чтобы передать всю глубину его философии, все его чувствование. Он сложная фигура, но это наша перспектива и ориентир для людей.
В итоге Абай удержал казахов на этой земле в качестве казахов, как носителей национальной культуры. В этом смысле Абай, конечно, уникален.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!