Нуржуман Ихтымбаев: У нас снимают фильмы, которые унижают целую нацию

11048 просмотров
0
Юлия МИЛЕНЬКАЯ
Воскресенье, 05 Ноя 2017, 11:30

Один из самых знаменитых и именитых казахстанских актеров - об актерской чести, жуликах и паспорте нации

Читайте также
Человек, который открыл тему казахского джута российской аудитории

Жерар ДЕПАРДЬЕ считает его своим хорошим другом. Фильм «Нежданная любовь» Сабита КУРМАНБЕКОВА, а позже и реклама одного из банков страны сплотила двух мэтров французского и казахского кино.

Советский и казахстанский актер кино, народный артист РК и лауреат Государственной премии СССР Нуржуман ИХТЫМБАЕВ хорошо известен далеко за пределами страны.

После распада Союза он снимался не только в отечественных лентах, но и работал в кинопространстве России, Италии и США. Да, Голливуд тоже знает, кто такой Нур-ага.

«У меня есть приемы, которые никогда меня не подводили»

 – Нур-ага, далеко не каждый отечественный актер может похвастаться такими званиями, которые есть у вас. Даже старшего поколения. Интересно, сегодня о них, о ваших титулах, часто вспоминают?

– Жаным, сейчас время другое. Молодые не смотрят на заслуги, звания. Хорошо работаешь, оправдываешь их доверие – получаешь предложения. Многие казахстанские актеры сидят без работы. В позапрошлом году я снимался у киргизов в фильме «Ноктюрн» режиссера Геннадия БАЗАРОВА.

Играл главную роль. Я ему, помнится, сказал: «Гена, у нас ведь моего возраста актеры есть, даже чуть старше. Может, ты их пригласишь тоже?». Он спросил, кого я имею в виду. Тогда я назвал ему две-три фамилии. Он ответил мне следующим образом: «Как актеров мы их не признаем. За пределами Казахстана, как вы, они нигде не снимались. Они не умеют вести себя на съемочной площадке. Когда они встречаются с сильными режиссерами и актерами по фильму, исчезают сразу. Зачем нам тратить на них свое время?». А ведь они и звания имеют. Так что сегодня самое главное - иметь хорошую рабочую форму и быть, как говорится, «на волне».  Надо просто работать.

– Что, собственно, вы и продолжаете с успехом делать…

 – Да, но моя проблема в том, что я не знаю иностранный язык. Хотя у меня есть приемы, которые никогда меня не подводили. Никогда (улыбается).

– Поделитесь? Или это «секрет фирмы»?

– Рассказываю. Когда я снимался в Голливуде, моими партнерами по съемочной площадке были Кэри-Хироюки ТАГАВА, Джон ЛИ и многие другие известные актеры. Естественно, говорить в кадре нужно на английском языке. Ну и вот. Сцена игры в бильярд. Я написал свой текст на одной стороне шара и с нижней стороны кия. Стою и «шпарю» на английском. Режиссер меня спрашивает: «Нур-ага, вы ведь знаете английский язык!». А я ему в ответ: «Клянусь, не знаю я его (улыбается). Все дело в шаре». В общем, вот так. Но в любом случае нужно всегда работать и помнить об актерской чести. 

Читайте также
Танец на дне высохшего Аральского моря

«Таланты, созданные Богом, не нуждаются в образовании»

 – Что такое честь актера и в чем она выражается? Она вообще есть у молодых?

– Знаешь, я много смотрю на работу молодых. Вот некоторые из них «проваливают» роль в одном фильме, во втором... Потом их критикуют. Ну и что? Хоть бы что-то у них поменялось в игре, хоть чуть-чуть. 

– С чем вы это связываете? Недостаток образования?

– Бог не даровал им актерский талант. Недавно смотрел выступление советского латвийского композитора Раймонда ПАУЛСА по телевизору. Он сказал: «Все идет оттуда (показывая руками наверх). Либо есть у человека дар, либо его нет. Другого не дано». Он признался, что несколько месяцев тратит на то, чтобы «отточить» сочиненную песню. Так же и у актеров. Они должны оттачивать себя в своей профессии как кинжалы. 

«У меня - народная школа»

–  Нур-ага, то есть вы считаете, что образование здесь играет не самую главную роль? Актером может стать каждый человек, имеющий талант, харизму?

– Да, таланты, созданные Богом, не нуждаются в образовании. Лишь бы только грамотными были. Вот такие и творят чудеса в своем деле. Дипломированные специалисты знают свою профессию, знают технические приемы, но «рожать» не умеют. Внутри пусто у них. Но есть еще одна категория людей – воры и жулики. Очень «гибкие» они в жизни. Но в работе их успех недолог. Пять-шесть фильмов - и пропадают с поля зрения.

Читайте также
Аскар Бисембин: Необязательно показывать в фильмах тощую женщину и сопливого ребенка

Поэтому режиссеры должны тщательно и долго проверять актеров, изучать диапазон их возможностей. А ведь бывает, случается такое: приходят на площадку актеры молодые и не знают текст. Учат прямо на площадке. Это же уму непостижимо! Стыдно за них. Вместо этого он должен общаться с режиссером и уже все оттачивать. А здесь только начальный этап работы.

Не хочу в такие моменты смотреть на них. Просто ухожу. Я снимаюсь с одного-двух дублей и в Казахстане, и в Италии, и во Франции. В Голливуде все удивлялись этому, спрашивали, какая у меня школа. Я отвечал: «народная».  

– Бывало, что прекращали работу на площадке из-за таких «коллег»?

– Да, режиссеру так и заявлял: «Пусть он подготовится хорошо, потом я подойду». В молодости я себе никогда не позволял себе такого попустительского отношения к работе.

Нурмухан ЖАНТУРИН и Шакен АЙМАНОВ – мои учителя в профессии. Айманов не терпел неподготовленности к работе актеров. Если что-то подобное случалось, он бросал сценарий фильма на землю и уходил.

«Некоторых режиссеров надо просто останавливать»

– Как вы относитесь к советскому наследию в кино?

– Советские фильмы прекрасны, профессиональны. С теплотой вспоминаешь работу творческой команды в тот период. Они сделаны на века. Очень трепетно относились к своему делу. Те фильмы актуальны во все времена. Как там говорил Павел ЛУСПЕКАЕВ, игравший Павла ВЕРЕЩАГИНА в фильме «Белое солнце пустыни», «Я мзду не беру – мне за Державу обидно!». 

Эти слова его пророческими оказались. Сейчас сценарий прочитал и дает отмашку: «Запускайте!». Худсовет даже не принимает участие в работе. Даже не снятое порой кино уже планируют отправить на Каннский фестиваль. Режиссеры на площадке сегодня хотят доказать, что они режиссеры. О фильме они не думают. Самоутверждаются. 

Читайте также
Не матом единым

– Раньше режиссеры были подвластны советской идеологии. А что сейчас?

– Сейчас все, что хотят, то и делают. У нас снимают такие фильмы, которые унижают целую нацию. Пора уже останавливать таких режиссеров. Они думают, что если снимут что-то нестандартное, эпатажное - победят с фильмом на зарубежных фестивалях. А там ведь неглупые люди сидят. 

«Пускай балуются. Серьезное кино они не смогут снять»

– На ваш взгляд, каким должно быть казахстанское кино, которое сможет привлечь зарубежного зрителя? Что оно должно показывать?

– Наши традиции, быт, культуру. Казахская древняя культура для запада в диковинку. Раньше ведь девушки даже прямо не смотрели на своего жениха. Они берегли себя, чисто держали. Жених не смел прикасаться к своей невесте до тех пор, пока мулла не давал благословения.

– Нур-ага, но ведь молодые режиссеры сегодня хотят интегрироваться в международное кинопространство. Перенимают опыт у своих зарубежных коллег…

– Так пусть перенимают. Это хорошо, но ведь у всего есть предел.  

– Как вы относитесь к тому, что сегодня все чаще в создании отечественных фильмов принимают участие казахстанские поп-исполнители: Кайрат НУРТАС, Беркут?

– Юля, жаным, я их даже за певцов не считаю, а они в кино лезут. Кино – это паспорт нации. Пускай балуются, конечно. Серьезное кино они не смогут снять. Было время, когда мне предлагали стать режиссером. Но ведь я – актер и могу бесконечно совершенствоваться именно в своем деле. Нужно получать хорошие результаты от чего-то одного.

«Аға, не торопитесь отказываться, Жерар Депардье будет вашим партнером»

Жерар Депардье и Нуржуман Ихтымбаев в перерыве между съемками рекламного ролика. Фото yvimg.kz.

Читайте также
Голливуд приехал в Казахстан

– Нур-ага, вы – один из немногих казахстанских актеров старшего поколения, кто снимался в рекламе. Многие помнят ролик с участием вас и Жерара ДЕПАРДЬЕ. Интересно, вы ведь были воспитаны на высоком искусстве, где нет места для таких мелких дел, как реклама…

– Да, но ведь хорошая реклама – это тоже творчество. Здесь важна команда. Когда за работу берется сильный режиссер, сильный партнер, нужно соглашаться сниматься. До того как принять участие в рекламе одного банка, я у режиссера Леши БЕРКОВИЧА работал над закадровым текстом в его роликах.

Однажды он мне сказал: «Нур-ага, я написал хороший сценарий про банк». Я ему тогда ответил: «О, еще этого не хватало! Леша, не обижайся, я не буду сниматься». «Ага, не торопитесь отказываться, Жерар ДЕПАРДЬЕ будет вашим партнером».

А мы как раз картину сняли «Нежданная любовь» и я был восхищен его работой на съемочной площадке.

Читайте также
Султан Бейбарс - раб, ставший царём

– А сегодня ваша дружба с рекламой продолжается?

– Нет, я отказываюсь. Пусть молодежь делает.

– Но и, наверное, уровень рекламы в настоящее время вас смущает?

– Да, он заметно снизился. И это тоже служит причиной моих отказов.

«Я – суеверный человек»

–  Вы как-то признались, что с Депардье сегодня не только партнеры по съемочной площадке, но уже и друзья. Поддерживаете связь с ним?

– Да, мы с ним сдружились. В настоящее время созваниваемся по праздникам. Жерар – большой ребенок, дай Бог ему здоровья. Его смех и шутки бесподобны. Мы с первого кадра поняли друг друга. Однажды он прилетел утром и позвонил мне. Я еле разобрал спросонья, кто это звонит. А я до 10-11 утра сплю.

Это Жерар на ломаном русском что-то пытался сказать. Тут берет трубку Арно, его переводчик и наш общий друг, и объясняет: «Жерар говорит, что пока не увидится со своим братом, Нуржуманом, не полетит обратно».

Так мы вновь встретились.  

– Вы снимались в  «Дневном Дозоре» у Тимура БЕКМАМБЕТОВА. Как вы относитесь к таким фильмам, а точнее, связанными с ними суевериями?

– Я – суеверный человек. Прежде чем сниматься, вспоминаю своих предков. Наукой ведь доказано, что они ходят возле нас, поддерживают нас. Вспоминаю и иду на съемку. И все всегда хорошо получается.  

«Не скрываю, что я - дорогой актер»

– В прекрасном, на мой взгляд, фильме «Подарок Сталину» Рустема АБДРАШЕВА вы играете дедушку Касыма, подарившего тепло и новый дом для депортированных в Казахстан после очередной волны репрессий в конце сороковых. В ленте хорошо показаны гостеприимство и добросердечие казахов к другим народам. Что вы можете сказать о сегодняшнем времени? Сохранилось ли в нашей стране это радушие и душевность? Все нынче злые, говорят…

 – Я уверен, что все сохранилось. Все эти качества теперь есть у всех нас, у казахстанцев. Другие народы, населяющие страну, тоже «заразились» этой добротой. Когда еду за рубеж, присматриваюсь к людям и частенько по походке узнаю в них казахов. Нас ни с кем не перепутаешь (улыбается).

Читайте также
Новая мелодрама Альмири Карпыкова: любовь или деньги?

– Нур-ага, в завершении нашего разговора, простите за банальный вопрос: вы продолжаете служить своему делу жизни? Работаете?

– Юля, ты знаешь, у меня очень много заказов. Но я не скрываю, что являюсь дорогим актером. В связи с этим не часто соглашаюсь на предложения. Режиссеры сегодня становятся беспомощными, они всегда зависят от других. Денег у них нет. Иногда берусь за заказ, где предлагают в качестве гонорара три тысячи долларов в день. Но потом, зачастую, мой гонорар постепенно повышают, смотря на мою работу.

Режиссер и спонсоры фильма смотрят материал и говорят: «Нур-ага, мы повысим вам оплату до 7 тысяч долларов за съемочный день». Бывает же, звонят и просят скидку. А я им тогда так отвечаю: «Ребята, вот вы даже у меня скидку просите, а что же будете платить молодым актерам?».

Я выступаю за справедливость, честность, порядочность и уважение в своей работе.

Фото автора и из открытых источников в Интернете.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером