Один из самых знаменитых и именитых казахстанских актеров - об актерской чести, жуликах и паспорте нации
Жерар ДЕПАРДЬЕ считает его своим хорошим другом. Фильм «Нежданная любовь» Сабита КУРМАНБЕКОВА, а позже и реклама одного из банков страны сплотила двух мэтров французского и казахского кино.
Советский и казахстанский актер кино, народный артист РК и лауреат Государственной премии СССР Нуржуман ИХТЫМБАЕВ хорошо известен далеко за пределами страны.
После распада Союза он снимался не только в отечественных лентах, но и работал в кинопространстве России, Италии и США. Да, Голливуд тоже знает, кто такой Нур-ага.
«У меня есть приемы, которые никогда меня не подводили»
– Нур-ага, далеко не каждый отечественный актер может похвастаться такими званиями, которые есть у вас. Даже старшего поколения. Интересно, сегодня о них, о ваших титулах, часто вспоминают?
– Жаным, сейчас время другое. Молодые не смотрят на заслуги, звания. Хорошо работаешь, оправдываешь их доверие – получаешь предложения. Многие казахстанские актеры сидят без работы. В позапрошлом году я снимался у киргизов в фильме «Ноктюрн» режиссера Геннадия БАЗАРОВА.
Играл главную роль. Я ему, помнится, сказал: «Гена, у нас ведь моего возраста актеры есть, даже чуть старше. Может, ты их пригласишь тоже?». Он спросил, кого я имею в виду. Тогда я назвал ему две-три фамилии. Он ответил мне следующим образом: «Как актеров мы их не признаем. За пределами Казахстана, как вы, они нигде не снимались. Они не умеют вести себя на съемочной площадке. Когда они встречаются с сильными режиссерами и актерами по фильму, исчезают сразу. Зачем нам тратить на них свое время?». А ведь они и звания имеют. Так что сегодня самое главное - иметь хорошую рабочую форму и быть, как говорится, «на волне». Надо просто работать.
– Что, собственно, вы и продолжаете с успехом делать…
– Да, но моя проблема в том, что я не знаю иностранный язык. Хотя у меня есть приемы, которые никогда меня не подводили. Никогда (улыбается).
– Поделитесь? Или это «секрет фирмы»?
– Рассказываю. Когда я снимался в Голливуде, моими партнерами по съемочной площадке были Кэри-Хироюки ТАГАВА, Джон ЛИ и многие другие известные актеры. Естественно, говорить в кадре нужно на английском языке. Ну и вот. Сцена игры в бильярд. Я написал свой текст на одной стороне шара и с нижней стороны кия. Стою и «шпарю» на английском. Режиссер меня спрашивает: «Нур-ага, вы ведь знаете английский язык!». А я ему в ответ: «Клянусь, не знаю я его (улыбается). Все дело в шаре». В общем, вот так. Но в любом случае нужно всегда работать и помнить об актерской чести.
«Таланты, созданные Богом, не нуждаются в образовании»
– Что такое честь актера и в чем она выражается? Она вообще есть у молодых?
– Знаешь, я много смотрю на работу молодых. Вот некоторые из них «проваливают» роль в одном фильме, во втором... Потом их критикуют. Ну и что? Хоть бы что-то у них поменялось в игре, хоть чуть-чуть.
– С чем вы это связываете? Недостаток образования?
– Бог не даровал им актерский талант. Недавно смотрел выступление советского латвийского композитора Раймонда ПАУЛСА по телевизору. Он сказал: «Все идет оттуда (показывая руками наверх). Либо есть у человека дар, либо его нет. Другого не дано». Он признался, что несколько месяцев тратит на то, чтобы «отточить» сочиненную песню. Так же и у актеров. Они должны оттачивать себя в своей профессии как кинжалы.
«У меня - народная школа»
– Нур-ага, то есть вы считаете, что образование здесь играет не самую главную роль? Актером может стать каждый человек, имеющий талант, харизму?
– Да, таланты, созданные Богом, не нуждаются в образовании. Лишь бы только грамотными были. Вот такие и творят чудеса в своем деле. Дипломированные специалисты знают свою профессию, знают технические приемы, но «рожать» не умеют. Внутри пусто у них. Но есть еще одна категория людей – воры и жулики. Очень «гибкие» они в жизни. Но в работе их успех недолог. Пять-шесть фильмов - и пропадают с поля зрения.
Поэтому режиссеры должны тщательно и долго проверять актеров, изучать диапазон их возможностей. А ведь бывает, случается такое: приходят на площадку актеры молодые и не знают текст. Учат прямо на площадке. Это же уму непостижимо! Стыдно за них. Вместо этого он должен общаться с режиссером и уже все оттачивать. А здесь только начальный этап работы.
Не хочу в такие моменты смотреть на них. Просто ухожу. Я снимаюсь с одного-двух дублей и в Казахстане, и в Италии, и во Франции. В Голливуде все удивлялись этому, спрашивали, какая у меня школа. Я отвечал: «народная».
– Бывало, что прекращали работу на площадке из-за таких «коллег»?
– Да, режиссеру так и заявлял: «Пусть он подготовится хорошо, потом я подойду». В молодости я себе никогда не позволял себе такого попустительского отношения к работе.
Нурмухан ЖАНТУРИН и Шакен АЙМАНОВ – мои учителя в профессии. Айманов не терпел неподготовленности к работе актеров. Если что-то подобное случалось, он бросал сценарий фильма на землю и уходил.
«Некоторых режиссеров надо просто останавливать»
– Как вы относитесь к советскому наследию в кино?
– Советские фильмы прекрасны, профессиональны. С теплотой вспоминаешь работу творческой команды в тот период. Они сделаны на века. Очень трепетно относились к своему делу. Те фильмы актуальны во все времена. Как там говорил Павел ЛУСПЕКАЕВ, игравший Павла ВЕРЕЩАГИНА в фильме «Белое солнце пустыни», «Я мзду не беру – мне за Державу обидно!».
Эти слова его пророческими оказались. Сейчас сценарий прочитал и дает отмашку: «Запускайте!». Худсовет даже не принимает участие в работе. Даже не снятое порой кино уже планируют отправить на Каннский фестиваль. Режиссеры на площадке сегодня хотят доказать, что они режиссеры. О фильме они не думают. Самоутверждаются.
– Раньше режиссеры были подвластны советской идеологии. А что сейчас?
– Сейчас все, что хотят, то и делают. У нас снимают такие фильмы, которые унижают целую нацию. Пора уже останавливать таких режиссеров. Они думают, что если снимут что-то нестандартное, эпатажное - победят с фильмом на зарубежных фестивалях. А там ведь неглупые люди сидят.
«Пускай балуются. Серьезное кино они не смогут снять»
– На ваш взгляд, каким должно быть казахстанское кино, которое сможет привлечь зарубежного зрителя? Что оно должно показывать?
– Наши традиции, быт, культуру. Казахская древняя культура для запада в диковинку. Раньше ведь девушки даже прямо не смотрели на своего жениха. Они берегли себя, чисто держали. Жених не смел прикасаться к своей невесте до тех пор, пока мулла не давал благословения.
– Нур-ага, но ведь молодые режиссеры сегодня хотят интегрироваться в международное кинопространство. Перенимают опыт у своих зарубежных коллег…
– Так пусть перенимают. Это хорошо, но ведь у всего есть предел.
– Как вы относитесь к тому, что сегодня все чаще в создании отечественных фильмов принимают участие казахстанские поп-исполнители: Кайрат НУРТАС, Беркут?
– Юля, жаным, я их даже за певцов не считаю, а они в кино лезут. Кино – это паспорт нации. Пускай балуются, конечно. Серьезное кино они не смогут снять. Было время, когда мне предлагали стать режиссером. Но ведь я – актер и могу бесконечно совершенствоваться именно в своем деле. Нужно получать хорошие результаты от чего-то одного.
«Аға, не торопитесь отказываться, Жерар Депардье будет вашим партнером»
Жерар Депардье и Нуржуман Ихтымбаев в перерыве между съемками рекламного ролика. Фото yvimg.kz.
– Нур-ага, вы – один из немногих казахстанских актеров старшего поколения, кто снимался в рекламе. Многие помнят ролик с участием вас и Жерара ДЕПАРДЬЕ. Интересно, вы ведь были воспитаны на высоком искусстве, где нет места для таких мелких дел, как реклама…
– Да, но ведь хорошая реклама – это тоже творчество. Здесь важна команда. Когда за работу берется сильный режиссер, сильный партнер, нужно соглашаться сниматься. До того как принять участие в рекламе одного банка, я у режиссера Леши БЕРКОВИЧА работал над закадровым текстом в его роликах.
Однажды он мне сказал: «Нур-ага, я написал хороший сценарий про банк». Я ему тогда ответил: «О, еще этого не хватало! Леша, не обижайся, я не буду сниматься». «Ага, не торопитесь отказываться, Жерар ДЕПАРДЬЕ будет вашим партнером».
А мы как раз картину сняли «Нежданная любовь» и я был восхищен его работой на съемочной площадке.
– А сегодня ваша дружба с рекламой продолжается?
– Нет, я отказываюсь. Пусть молодежь делает.
– Но и, наверное, уровень рекламы в настоящее время вас смущает?
– Да, он заметно снизился. И это тоже служит причиной моих отказов.
«Я – суеверный человек»
– Вы как-то признались, что с Депардье сегодня не только партнеры по съемочной площадке, но уже и друзья. Поддерживаете связь с ним?
– Да, мы с ним сдружились. В настоящее время созваниваемся по праздникам. Жерар – большой ребенок, дай Бог ему здоровья. Его смех и шутки бесподобны. Мы с первого кадра поняли друг друга. Однажды он прилетел утром и позвонил мне. Я еле разобрал спросонья, кто это звонит. А я до 10-11 утра сплю.
Это Жерар на ломаном русском что-то пытался сказать. Тут берет трубку Арно, его переводчик и наш общий друг, и объясняет: «Жерар говорит, что пока не увидится со своим братом, Нуржуманом, не полетит обратно».
Так мы вновь встретились.
– Вы снимались в «Дневном Дозоре» у Тимура БЕКМАМБЕТОВА. Как вы относитесь к таким фильмам, а точнее, связанными с ними суевериями?
– Я – суеверный человек. Прежде чем сниматься, вспоминаю своих предков. Наукой ведь доказано, что они ходят возле нас, поддерживают нас. Вспоминаю и иду на съемку. И все всегда хорошо получается.
«Не скрываю, что я - дорогой актер»
– В прекрасном, на мой взгляд, фильме «Подарок Сталину» Рустема АБДРАШЕВА вы играете дедушку Касыма, подарившего тепло и новый дом для депортированных в Казахстан после очередной волны репрессий в конце сороковых. В ленте хорошо показаны гостеприимство и добросердечие казахов к другим народам. Что вы можете сказать о сегодняшнем времени? Сохранилось ли в нашей стране это радушие и душевность? Все нынче злые, говорят…
– Я уверен, что все сохранилось. Все эти качества теперь есть у всех нас, у казахстанцев. Другие народы, населяющие страну, тоже «заразились» этой добротой. Когда еду за рубеж, присматриваюсь к людям и частенько по походке узнаю в них казахов. Нас ни с кем не перепутаешь (улыбается).
– Нур-ага, в завершении нашего разговора, простите за банальный вопрос: вы продолжаете служить своему делу жизни? Работаете?
– Юля, ты знаешь, у меня очень много заказов. Но я не скрываю, что являюсь дорогим актером. В связи с этим не часто соглашаюсь на предложения. Режиссеры сегодня становятся беспомощными, они всегда зависят от других. Денег у них нет. Иногда берусь за заказ, где предлагают в качестве гонорара три тысячи долларов в день. Но потом, зачастую, мой гонорар постепенно повышают, смотря на мою работу.
Режиссер и спонсоры фильма смотрят материал и говорят: «Нур-ага, мы повысим вам оплату до 7 тысяч долларов за съемочный день». Бывает же, звонят и просят скидку. А я им тогда так отвечаю: «Ребята, вот вы даже у меня скидку просите, а что же будете платить молодым актерам?».
Я выступаю за справедливость, честность, порядочность и уважение в своей работе.
Фото автора и из открытых источников в Интернете.