В ТРК Mega Alma-Ata проверили готовность к чрезвычайным ситуациям
В эти дни Россия скорбит о жертвах страшной трагедии, которая случилась в минувшее воскресенье в Кемерово. Десятки людей вместе с детьми оказались заперты в горящем развлекательном центре, и многие из них так и не смогли выбраться из огненной ловушки. Слишком многие. Не включилась пожарная сигнализация, не сработала внутренняя система пожаротушения. Эвакуационные выходы были закрыты. Не была проведена организованная эвакуация посетителей молла сразу же после начала пожара. Словом, были выполнены все пункты инструкции «Что не нужно делать при пожаре».
А как в казахстанских ТРЦ?
Вместе с россиянами скорбят и казахстанцы. В понедельник, когда стало известно об ужасающих масштабах трагедии, жертвами которой, по неполным данным, стало 64 человека, и из них – 41 ребенок, в казахстанском сегменте Facebook пожар вТЦ «Зимней вишне» стал темой номер один. Пользователи писали посты со словами соболезнования в адрес родственников погибших, репостили жуткие подробности трагедии, поражались вопиющей халатностью руководства ТРЦ, которое нарушило чуть ли не все правила пожарной безопасности. Естественно, что посыпались и вопросы: «А как у нас?». Обстоят ли у нас дела с пожарной безопасностью лучше? Тем более, что в Казахстане последние годы наблюдается бум строительства торгово-развлекательных центров всех мастей, и городят их там, где владельцу захочется.
Резонансной дискуссия получилась еще и потому, что в том же Facebook кто-то вспомнил, что еще в феврале известный адвокат и правозащитник Джохар УТЕБЕКОВ уже писал гневный пост о том, как в ТРЦ MEGA Park постоянно закрывают входы в здание в виду «зимнего режима», что запрещается правилами пожарной безопасности. А в совсем недавнем посте известный адвокат написал, что и в Астане ситуация не лучше – некоторые двери в MEGA Silk Way также оказались заблокированы. И они были открыты только после того, как Утебеков устроил скандал. И это одни из лучших ТРЦ, что тогда говорить о других? - задавались вопросами комментаторы поста.
Кемеровская трагедия сильно «встряхнула»
Так совпало, что именно на сегодня, 27 марта, в ТРЦ MEGA Alma-Ata были запланированы пожарно-тактические учения. На них пригласили журналистов, активистов Facebook и тех, кто критиковал работу центра, чтобы показать, что из себя представляет система безопасности ТРЦ и как работают все службы на случай ЧП.
«Трагедия, которая произошла в Кемерово, сильно «встряхивает», заставляет еще и еще раз подумать о нашей безопасности, - отметил перед началом обзорной экскурсии по торговому центру директор ТРЦ MEGA Сейтжан ЕСМАГАМБЕТОВ. - Мы знаем, что у нас все работает и все безопасно, все с соответствии с нормами, и мы регулярно проводим тренинги. Но сейчас, после такой трагедии в Кемерово, мы будем заново очень тщательно все проверять и если потребуется, то будем перенастраивать и совершенствовать систему безопасности».
Сначала журналистам показали пункт центрального видеонаблюдения, откуда производится контроль за всеми системами безопасности.
Система оснащена 580 камерами, которые работают в режиме 24/7 и позволяют выявлять любые правонарушения. Как рассказали представители службы безопасности, система контроля доступа в случае ЧП автоматически разблокирует все двери в центре, чтобы люди смогли покинуть помещение.
А пожарная сигнализация благодаря специальным датчикам покажет, в каком месте произошло возгорание, что позволяет оперативно направить к очагу огня пожарный расчет.
К слову, MEGA является единственной сетью ТРЦ в стране с собственным противопожарным подразделением в составе 70 человек. В каждом центре есть две пожарные машины. Одна из которых, меньших габаритов и более мобильная, была создана специально для MEGA, чтобы тушить пожар на парковке. Пожарные центра продемонстрировали и специальные водоемы, которые есть во всех ТРЦ MEGA. Тот, который Alma-Ata, имеет два резервуара по 400 м3 каждый. Это значит, что в случае возникновения возгорания центр, не теряя времени, может самостоятельно приступить к ликвидации пожара. И, конечно, такой подход к делу не может не впечатлить.
Пожарные инспекции должны быть чаще и без предупреждения
После того, как пожарный расчет ТРЦ MEGA Alma-Ata отработал тушение огня на парковке, состоялся брифинг с участием всего руководства центра.
Президент компании Astana Group Нурлан СМАГУЛОВ рассказал, что эти учения плановые, обычно они проходят раз в месяц, а журналистов пригласили, чтобы ответить на все вопросы, а также снять напряженность и обеспокоенность по поводу безопасности сети MEGA.
«Я смотрел новости по телевидению. Я был шокирован, как все это случилось, - сказал Нурлан Смагулов перед началом встречи. - Неприспособленное здание, старая фабрика, очень узкие проходы, низкие потолки, устаревшая система пожаротушения, отсутствие системы дымоудаления. Очень много критических ситуаций... О нашем торговом центре: он ежедневно принимает от 20 до 25 тысяч человек. В выходные – до 50 тысяч. И только в год 18 миллионов человек. А все наши центры – до 36 миллионов. У нас самые большие гражданские сооружения, поэтому и ответственность у нас большая».
Бизнесмен отметил, что лично для него после Кемерово начался новый отсчет. И вопросам безопасности будет уделяться еще больше внимания. Кроме этого он сообщил журналистам, что намерен инициировать подписание меморандума с ДЧС Алматы о внеплановых проверках. На его взгляд, одного раза в год – недостаточно. Инспекции должны быть чаще и без предупреждения. И было бы правильно, если бы остальные торгово-развлекательные центры поддержали эту инициативу.
Руководитель Astana Group также отметил, что эта встреча с журналистами и блогерами должна стать продуктивной и для него самого, так как ему интересно узнать, как оценивают его бизнес со стороны. Смагулов продемонстрировал свою открытость к конструктивной критике и даже попросил журналистов не писать о ТРЦ очень хорошо, а всех неравнодушных призвал продолжать «ходить и снимать» недочеты в работе центра. Нетрудно догадаться, что последнее замечание было адресовано адвокату Джохару Утебекову, который также присутствовал на брифинге и вновь поднял вопрос о закрытых дверях в некоторых центрах MEGA.
«Все выходы из торгового центра должны быть открыты, - начал Нурлан Смагулов, - Если кто-то закрывает их по каким-то техническим причинам или в связи с человеческим фактором, мы будем решать. У меня уже вышел приказ вчера: если какая-то дверь будет закрыта, то будет проводиться служебное расследование, KPI будет снижен. Это вплоть до директора развлекательного центра. Ходите, Джохар, дальше снимайте наши двери. Безопасность будем улучшать вместе. Только не переходите грань, не переходите на личности. Я считаю, что дискутировать нужно в интеллектуальном поле. Я 13 лет работаю, и у нас нет ни одного инцидента, нет ни одного пострадавшего. Мы не заслужили такого отношения, что все у нас плохо, что все у нас по-колхозному. Делать скоропалительные выводы из-за одной-двух дверей… В этом я с вами не согласен. С тем, что у нас двери бывают закрытыми, давайте бороться вместе. Я вам дам свой сотовый телефон, звоните. Вместе будем разбираться».
И все-таки большинство вопросов было связано с тем, как прошла учебная эвакуация с Happylon’a, которая прилично подпортила впечатление от презентации продвинутой системы безопасности центра. И это учитывая то, что центр был практически пустой. Нурлан Смагулов пообещал, что все замечания будут учтены и при проведении учений в остальных ТРЦ MEGA это будет продемонстрировано. Так, в MEGA Park учения состоятся уже через неделю, в MEGA Silk Way через две. Руководство центров также согласилось, что подобные мероприятия желательно проводить при большем скоплении людей, чтобы отработка служб безопасности была близка к реальности.
Фото автора.