Правительству удалось снизить цену с 3,5 млрд до 286 млн долларов, 7 декабря акции АМТ перешли Казахстану, через день они станут собственностью Лаврентьева
8 декабря состоялась долгожданная пресс-конференция министра промышленности и строительства РК Каната ШАРЛАПАЕВА. На ней он назвал имя нового собственника "АрселорМиттал Темиртау", которым стал Андрей ЛАВРЕНТЬЕВ. Возможно, компании вернут название "Кармет".
Как сообщает Forbes.kz, председатель совета директоров и акционер АО "Группа компаний "Аллюр", в которое входят ТОО "Агромашхолдинг" и ТОО "СарыаркаАвтоПром", Лаврентьев - № 26 самых влиятельных бизнесменов Казахстана 2023 года. Группа является официальным производителем, дистрибьютором и партнером на территории Казахстана автобрендов Chevrolet, Kia, JAC и LADA. Имеет восемь собственных дилерских центров, в Астане и Алматы. Владеет 65% АО "Агромашхолдинг KZ". Совместно с Арманжаном БАЙТАСОВЫМ является соучредителем радиостанции "Бизнес-FM". Но к сделке с АрселорМиттал, насколько представители СМИ поняли министра, группа компаний "Аллюр" отношения не имеет, для ее завершения Лаврентье создал другую компанию. То есть, первую половину пресс-конференции Шарлапаев говорил, что акции будут переданы в "Аллюр" и Лаврентьеву, а вторую половину - что только Лаврентьеву и его специально созданной для сделки новой компании. Но обо всем по порядку.
11 раундов переговоров
По словам Каната Шарлапаева переговоры о возможном выходе ArcelorMittal из состава металлургического комбината шли больше года - они начались еще после трагической аварии, которая произошла 3 ноября 2022 года на шахте имени Ленина, дочернем предприятии АМТ. Особо подчеркивается, что 286 млн долларов выплачено за два актива ― угольный и стальной комплексы в Карагандинской области и трубный завод в Актау, выпускающий продукцию для нефтегазовой индустрии.
- В августе 2023 года президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ заявил, что аварии, продолжающиеся на предприятиях "АрселорМиттал Темиртау", свидетельствуют о серьезном нарушении компанией своих инвестиционных и прочих обязательств, - сказал министр. - Глава государства тогда отметил, что для АМТ не исключены соответствующие последствия дальнейшего пребывания на казахстанском рынке. В результате интенсивных переговоров 9 декабря 2022 года между правительством Казахстана и ArcelorMittal было подписано соглашение "Standstill Agreement", позволяющее казахстанской стороне провести оценку предприятия и аудит. В рамках данного соглашения для анализа и оценки деятельности АМТ были привлечены международные консультанты для юридического анализа, финансового аудита и технической экспертизы. В ходе переговоров компания ArcelorMittal запросила $3,5 млрд, что не соответствовало расчетам международных консультантов. Это стало одной из основных причин затянувшегося процесса переговоров. В то же время, нашей целью было приобрести комбинат по справедливой цене без допущения дорогостоящих и затяжных международных судебных разбирательств. Также срочность и ускоренность переговоров были продиктованы необходимостью не допустить остановки предприятия. А именно ― остановку доменной печи, затопление шахт и т.д. Всего переговорный процесс состоял из 11 раундов, семь из которых прошли после создания Министерства промышленности и строительства в сентябре 2023 года. Именно в этот период обеими сторонами были достигнуты принципиальные позиции. Соглашение между правительством Казахстана и ArcelorMittal можно назвать мега-сделкой, оно имеет исключительное значение для нашей страны. Мы избежали множества рисков, с которыми столкнулись правительства других стран.
По словам министра, важно выделить три ключевых элемента структуры проведенной сделки. Государство снизило стоимость активов с $3,5 млрд до $286 млн. Из бюджета на реализацию сделки не потрачено ни одного тенге. Новый инвестор берет на себя обязательства перед материнской компанией ArcelorMittal по погашению краткосрочного займа в размере $250 млн и долгосрочного займа в размере $450 млн в течение четырех лет.
"Аллюр" или не "Аллюр"?
Вообще, это очень интересная сделка. Итак, по словам министра промышленности, 7 декабря за акции заплатила Республика Казахстан, и акции были переданы в государственную компанию "Qazaqstan Investment Corporation", а "Аллюр" и Лаврентьев заплатят за них Республике Казахстан в течение одного-двух дней, после чего и получат их в собственность.
- Это сделано с учетом того глубокого дисконта, который был предложен ArcelorMittal государству для цели перепродажи, - пояснил министр. - Поймите, ArcelorMittal – публичная компания. И в данном случае для них было важно, чтобы контрагентом была республика. Если бы покупателем было не государство, цена бы была совершенно другой. Поэтому государство взяло на себя эту роль – вести переговоры, помогло обеспечить ArcelorMittal структурированный выход из этого предприятия с сохранением рабочих мест и полной работоспособности этого предприятия. Государство купило АМТ и теперь его продает. Лаврентьев деньги пока не перевел деньги, но мы знаем, что они лежат там, где мы знаем, что он нам их точно переведет.
После этого последовала реплика одного из журналистов о том, что в "Аллюр" инвестировал Кайрат САТЫБАЛДЫ, о чем сам не раз заявлял. Министр ответил, что не может комментировать слухи и это звучит как спекуляция. После чего он сообщил, что Лаврентьев для завершения сделки создал другую компанию.
- Для цели инвестирования новым инвестором в АМТ была создана отдельная специальная компания, в которой единственным инвестором является один человек – Андрей Лаврентьев - сказал он. – Эта компания выпустила облигации на МФЦА, привлекла частное финансирование, вложила свои деньги и осуществляет выкуп этого предприятия у правительства РК.
И тут же Канат Шарлапаев подчеркнул, что существует потенциальная синергия между текущим бизнесом группы "Аллюр" и сталелитейным производством. Все машины делаются из металла, сказал он, и добиться производства еще и автомобильной стали на "Кармете", сократив тем самым еще и достаточно большие логистические расходы, вполне логично.
Как удалось разойтись миром
Главное, что ArcelorMittal подписало обязательство не выдвигать по этой сделке никаких претензий к правительству Казахстана и отказалось от своих прав судиться. Хотя, по имеющейся информации, даже 7 декабря бывшее руководство АМТ не хотело освобождать свои кабинеты.
- Это была большая коллективная работа, - рассказал Канат Шарлапаев. – В первую очередь, да, министерство промышленности и строительства вело работу. Министерство юстиции РК внесло очень большой вклад. Инвестиционное сопровождение этой сделки осуществляла Генеральная прокуратура РК. Любая сделка по переходу актива такого масштаба - предприятия, которое производит четыре миллиона тонн стали - сопряжена со сложностями. Представители ArcelorMittal это высокопрофессиональные люди, с которыми нам пришлось вести диалог. Но, слава Богу, республика тоже не беззубая, у республики есть ресурсы и возможность работать с правильными консультантами. Да, кому-то, конечно, не понравилось, что у предприятия меняется собственник, но здесь это вопрос переговоров между акционерами предприятия и республики.
Ранее первый вице-премьер правительства Роман СКЛЯР сообщал, что новый инвестор должен будет вложить в развитие предприятий АМТ три миллиарда долларов. Первый миллиард будет залповым, остальные должны быть инвестированы в ближайшие три-пять лет.
- Результат этот инвестор должен показать в самые короткие сроки, для того чтобы мы увидели огромную разницу, - сказал Скляр. – Конечно, то, что делал с этим предприятием "АрселорМиттал" в течение длительного времени, мы все видим. Экологические вопросы если решались, то, мягко скажу, частично. Вопросы промышленной безопасности - мы все видим, что происходило. И в вопросах управления персоналом вот эти вот скандалы были, коррупционные различные проявления, воровство и все, что с ним связано, все вместе приводит к таким вот тяжелым последствиям. Инвестора, который вкладывает только в поддержание производства, чтобы оно совсем не закрылось, инвестором можно назвать с большой натяжкой. Какой может быть морально-психологический климат в многотысячном коллективе, если там видят, что воруют, через забор перекидывают, КАМАЗами выводят. Если в СМИ смотреть, там пишут о скандалах, которые происходят с этой компанией в других странах, не буду их называть, не хочется даже про нее лишний раз говорить. Новый отечественный инвестор твердо обещает, что социальные вопросы, вопросы промышленной безопасности, экологические вопросы будут решены. У него есть четкий бизнес-план, бизнес-модель, источники средств. Профильное министерство и акимат прекрасно знают, что там необходимо сделать, поэтому потенциальный инвестор после завершения сделки будет строго выполнять график по инвестированию. Кроме того, к нему выдвигается требование расширить ассортимент продукции. Сейчас они выпускают только в рулонах металлопрокат и жесть. Если посмотреть на металлургические предприятия в мире, такой узкой специализации вы не увидите.
Фото: facebook.com.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!