Удастся создать более справедливую и прозрачную налоговую систему, способствующую развитию бизнеса
Казахстанских бизнесменов, особенно представителей малого и среднего бизнеса и бухгалтерское сообщество весьма беспокоят изменения в Налоговом кодексе, вступление которых, как известно, ожидается со следующего года.
Ratel.kz пообщался с рядом представителей этих сфер, и обобщив наиболее частые вопросы, попросил их прокомментировать известного отечественного эксперта, сопредседателя партии "Respublica" Максима БАРЫШЕВА.
- Максим Анатольевич, среди вопросов по поводу предполагаемых новаций в налоговом кодексе с 2025 года чаще всего задают такой: что будет с корпоративным подоходным налогом, КПН, будет ли дифференциация ставок для сырьевого и финансового секторов?
- Действительно, ранее в правительстве прозвучали предложения повысить КПН для всех предприятий до 25-30%, но на данном этапе бизнес-сообществу при содействии партии "Respubliсa" удалось отстоять действующую ставку корпоративного подоходного налога 20%.
В этом нас поддержал вице-министр Нацэкономики - Азамат Кеменгерович АМРИН, и в новом Налоговом кодексе эта ставка сохранится. Сейчас планируется дифференциация ставок для различных секторов экономики. В частности, ожидается повышение ставки до 25% только для игорного бизнеса, а также банковского сектора, за исключением доходов от кредитования реального сектора.
Для обрабатывающей промышленности и социальной сферы планируется снижение ставки до 10%, что поможет стимулировать развитие этих отраслей. Для сельхозтоваропроизводителей ставку КПН хотят снизить с 10% до 3%, что поддержит сельское хозяйство и развитие сельских территорий.
Предполагается, что дифференциация ставок КПН создаст более справедливое распределение налоговой нагрузки, поддержит отечественных производителей и снизит нагрузку на социально значимые отрасли.
- Идем дальше по вопросам бизнеса: "Какие спецрежимы планируют оставить? Если только розничный налог, который имеет ограничения по видам деятельности, то как быть остальному МСБ? Весь малый бизнес будет вынужден нанимать бухгалтеров, а это дополнительные затраты". "Что будет с налогообложением самозанятых?"
- Планируется сократить налоговые режимы. Вместо патента и мобильного приложения вводится новый режим, где самозанятых хотят обложить ставкой 4% вместо текущей 1%. Специальный налоговый режим (СНР) на основе упрощенного налогообложения, где налог составлял 3%, будет объединен с розничным налогом.
Новый налоговый режим предусматривает ставки 2% на продажи и услуги потребителям и 8% на сделки с другими компаниями. Отмена бухгалтерского учета распространяется только на ИП, однако ведение раздельного учета по разным ставкам может привести к дополнительным затратам для МСБ, включая необходимость найма бухгалтеров.
Помимо повышения налогов, планируется сократить предел по доходу для применения СНР "Розничного налога" с 600 000 МРП (2,2 млрд тенге) до не более 135 000 МРП (500 млн тенге). Это может привести к дроблению бизнеса, что создаст предпосылки к уходу в теневую экономику и росту коррупции. В результате поступления налогов и отчислений могут сократиться, что негативно скажется на бюджете страны. Малый бизнес создает рабочие места для социально незащищенных слоев населения и его поддержка должна быть приоритетом государственной политики.
- По поводу индивидуального подоходного налога (ИПН): "Для доходов по заработной плате предлагается двухступенчатая шкала ставок. Зачем тогда вводили единый платеж?"
- Работа по введению Единого платежа с зарплаты (ЕПЗП) проводилась из-за сложностей расчета налогов с фонда оплаты труда (ФОТ), включающего до 8 видов налогов и платежей, составляющих около 42-44% от налогооблагаемой прибыли. В результате применение ЕПЗП было разрешено только предпринимателям на СНР. При этом, хотели еще и отменить верхние пределы по платежам в фонды, что может оттолкнуть бизнес от выплаты высоких зарплат "в белую".
При этом, ставка ЕПЗП не должна быть выше КПН, так как бизнесмену выгоднее платить КПН, а не налоги и платежи с ФОТ.
Таким образом, для большей части бизнеса сложность расчета заработной платы сохранилась. Поэтому, необходимы реальные реформы, такие как введение для всех предприятий ЕПЗП со ставкой 20% единым платежом в бюджет республики, без оплаты в различные малопрозрачные фонды.
На данный момент концепция нового Налогового кодекс предусматривает упрощение уплаты платежей с ФОТ, отмену ряда вычетов и корректировок. Стандартный вычет по ИПН предлагается поднять с 14 МРП до 30 МРП, что увеличит необлагаемую сумму. Также рассматривается освобождение от ИПН пенсионных выплат.
Надеемся, обсуждение продолжится и на полумерах в расчете налогов с ФОТ наши законодатели не ограничатся - тогда удастся создать более справедливую и прозрачную налоговую систему, способствующую развитию бизнеса.
- Если при налогообложении дивидендов КПН убрать предел в 30 000 МРП, неизбежно ТОО начнут закрываться и регистрировать ИП, ведь очевидно, что выгоднее платить КПН не 20%, а 10%; нет понятия снятие дивидендов, с которых в 2025 нужно оплатить КПН 5-10%.
- Да, по налогу у источника с дивидендов сейчас действует освобождение в пределах 30 000 МРП, а все что свыше, облагается по ставке 10%. В новом Налоговом кодексе предлагается снизить эту ставку до 5%.
Мы же предлагаем освободить выплату дивидендов от налогов полностью. Это решение будет способствовать привлечению инвестиций, открытию новых производств и созданию рабочих мест. Освобождение дивидендов от налогообложения сделает налоговую систему более привлекательной для инвесторов и позволит стимулировать экономическое развитие.
- Распространенная жалоба: крайне быстрые и частые изменения в законодательстве: "Лучше в бумажном варианте кодекс не покупать. Не успеешь его взять в руки, как он уже устарел". Это то, что традиционно возмущает бухгалтеров и предпринимателей: слишком много изменений, нет стабильности. Предприниматели считают, что такая практика не сделает наш бизнес привлекательным для внешних инвесторов, зато будет стимулировать часть наших выводить свои активы из страны.
- Верно, быстрые и частые изменения в законодательстве действительно вызывают недовольство у бухгалтеров и предпринимателей. Это действительно не делает наш бизнес привлекательным для внешних инвесторов и даже стимулирует вывод активов из страны. Помимо рисков, связанных с вложениями в страны с развивающейся экономикой, инвесторов отпугивают высокие ставки, усложненное налоговое администрирование и непостоянство налоговой политики.
В новом Налоговом кодексе предлагается принятие Концепции налоговой политики до 2030 года, в которой будут отражены основные планируемые изменения.
Считаю, что Налоговый кодекс должен быть неизменен в течение как минимум пяти лет. В сочетании с другими улучшениями, которыми необходимо дополнить его, это могло бы стать позитивным сигналом для инвесторов. Стабильная и предсказуемая налоговая политика не только привлечет иностранных инвесторов, но и поможет удержать казахстанских бизнесменов, которые все чаще вкладываются в зарубежные активы и банки.
- Общий вывод из бесед с предпринимателями и бухгалтерами: они полагают, что результатом принятия налоговых новаций будет не только пополнение казны, но и рост цен, угнетение МСБ.
- К сожалению, во многих поправках в налоговое законодательство прослеживается направленность на увеличение собираемости налогов через повышение ставок и усиление контроля и отчетности. Понятно, что это вызвано необходимостью пополнения бюджета, но простым увеличением ставок невозможно добиться расширения налоговой базы и долгосрочного роста собираемости налогов.
Пример Южной Кореи с их 10%-ным НДС показывает, как умеренная налоговая нагрузка способствует созданию благоприятной экономической среды, позволяя стране быть одним из лидеров на мировой арене. Налоговые реформы времен РЕЙГАНА в США привели к многолетнему экономическому подъему. "Рейганомика", с ее сокращением налоговых ставок в 2,5 раза, доказала, что снижение налогов может стать мощным стимулом для экономического роста.
У нас тоже есть успешный опыт. Реформы 2001-2009 годов, снизившие корпоративный подоходный налог и НДС, дали толчок для развития бизнеса и привлечения инвестиций. Вспомним, что тогда мы обсуждали снижение НДС до 10%, и сегодня это предложение выглядит еще более актуальным.
- Часто мне присылали такое: "У предпринимателя не спрашивают, не советуются, доверия государству нет. Представители бизнеса не участвуют в разработке изменений". Так ли это?
- В недавнем прошлом можно было наблюдать и закрытые решения, и ситуации, когда проекты изменений налогового кодекса не всегда своевременно доводились до общественности. Но сейчас растет самосознание граждан, сменилась правительственная команда и у нас есть хороший шанс в свете текущей работы по созданию нового Налогового кодекса.
На передний план выходят возможности таких объединений, как партия "Respublica" и Национальная палата предпринимателей "Атамекен", представляющих интересы бизнес-сообщества. Их приоритеты полностью созвучны с задачами, поставленными нашим президентом Касым-Жомартом Кемелевичем ТОКАЕВЫМ, о необходимости сокращения количества налогов на 20% и форм налоговой отчетности на 30%, и о сервисном подходе налоговой системы.
Также сегодня для сотрудничества с экспертным сообществом открыты первые лица государства. Например, 27 июня 2024 года на онлайн-конференции "Учетное Лето-2024" спикером выступит вице-министр нацэкономики Азамат Амрин, который расскажет обо всех изменениях в новом Налоговом Кодексе.
Очень важно внимательно выслушать мнение тех, кого эти изменения затронут непосредственно - предпринимателей, бухгалтеров и финансовых специалистов.
На платформе портала "Учёт" мы запустили акцию "Народный Налоговый кодекс" и приглашаем к участию каждого, кто сталкивается с нашим непростым налоговым законодательством.
Мы призываем всех предпринимателей, бухгалтеров, финансистов и госслужащих активно участвовать и вносить свои предложения по созданию "Народного Налогового кодекса".
Взаимодействие и участие общественности являются ключевыми для формирования эффективной и справедливой налоговой политики.
Фото предоставлено ТОО "The Boss media group".
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!