Один из них вместе с лидером боевиков Северного Кавказа Саидом Бурятским призывал к джихаду
Наиб-имам ЮКО Амантай САДИЕВ.
Во вторник, 12 июля, в Шымкенте состоялся региональный форум имамов, в котором участвовали более 700 религиозных деятелей со всей Южно-Казахстанской области. Одной из главных тем форума стали актюбинский теракт и распространенные в Казахстане экстремистские течения, приверженцы которых активно вербуют единомышленников. На собрании также обсуждали пропаганду традиционного ислама среди молодежи.
Наиб-имам ЮКО Амантай САДИЕВ (на протяжении 17 лет бывший главным имамом Атырауской области. – Ред.) прокомментировал Ratel.kz громкое заявление ученого-теолога Достая КЕНЖЕТАЯ о том, что Шымкент стал центром салафизма.
- Надо признать, что большинство проповедников салафитских течений вышли из Южного Казахстана. Наиль, Ринат, Назратулла, Октам, Дильмурад, Халиль, Дарын – все они лидеры семи разных салафитских течений, родились у нас, на юге, выросли здесь, но уехали в Медину. Считать Шымкент центром салафизма было бы ошибкой. В этом я с Достаем Кенжетаем согласиться не могу. Салафитская идеология в основном сосредоточена на Западе Казахстана - это Актобе, Атырау, Актау и Уральск. Чуть меньше на юге – в Алматы, Таразе, Кызылорде и Шымкенте. А в Павлодаре, Усть-Каменогорске и Костанае идеология ваххабизма очень слабая, - говорит Амантай Садиев.
По словам наиб-имама, салафитский проповедник Халиль (уроженец ЮКО. – Ред.) вместе с духовным лидером боевиков Северного Кавказа Саидом Бурятским призывал людей к джихаду. Саид Бурятский был убит спецслужбами в Чечне в 2010 году, а Халилю удалось бежать в Медину, говорит Садиев. Однако сейчас, по данным наиб-имама, южноказахстанский проповедник салафизма находится там в тюрьме.
Так называемые лидеры салафитов на юге Казахстана появились в 90-х, когда страна объявила свободу вероисповедания, говорит Амантай Садиев. Молодые люди уезжали учиться в арабские страны и возвращались оттуда с идеями, чуждыми казахстанским мусульманам. Однако в Южном Казахстане собрать единомышленников салафитским проповедникам не удалось.
- Во-первых, хорошо сработали правоохранительные органы. Во-вторых, южане – народ, свято чтящий национальные традиции и память предков. И навязать им свои идеи салафитам не удалось. В-третьих, в области функционируют около 700 мечетей, это более тысячи религиозных деятелей, которые активно пропагандируют традиционный ислам и возвращают заблудившихся верующих. Именно по этим причинам приверженцы запрещенных течений не могут поднять здесь головы, - объясняет Садиев.
В Южно-Казахстанской области, по данным имамов, проживают около трех тысяч приверженцев запрещенных религиозных течений. В 2015 году к традиционному исламу удалось вернуть более 150 последователей салафизма.
- Наставить на путь истинный – это вам не вакцину сделать. Тут надо работать долго и кропотливо. Чтобы хотя бы одного приверженца запрещенного течения вернуть к нам, нужно как минимум год с ним работать, - говорит наиб-имам.
По словам Садиева, противоречия существуют между самими салафитами. Течений салафизма несколько – и приверженцы одних не поддерживают каноны последователей других. Выглядят внешне и читают намаз они все одинаково, но друг друга не признают.
- Ваххабизм процветает там, где есть богатство. На западе (Казахстана. – Ред.) – нефть и финансы. Там распространено салафитское течение «такфир». Его приверженцы призывают к войне. Они агрессивны. А на юге страны превалирует течение матхалитов – они более спокойны, занимаются, в основном, идеологией, - говорит Амантай Садиев.
По его словам, в целом ситуация в Южно-Казахстанской области стабильная: имамы делают большие успехи в работе по возвращению мусульман в лоно традиционного ислама.