В Казахстане около 30% детей от 3 до 6 лет не проходят обучение в дошкольных учреждениях
Подверженность молодежи влиянию экстремистов и террористов в Казахстане не связана с пробелами в системе образования, считают в Министерстве образования и науки. В среду, 20 июля, на брифинге в Астане президент АО «Информационно-аналитический центр» МОН РК Серик ИРСАЛИЕВ (на снимке) сообщил журналистам, что казахстанская система образования создает все условия, чтобы воспитать человека стойким перед влиянием экстремистов.
- В системе образования заложены все необходимые компоненты, которые должны дать нормальному человеку основы той жизнестойкости, которые никогда не подвигнут тебя делать что-то плохое. У нас есть и самопознание, в каждом предмете внедряются сейчас элементы и вопросы, освещающие и раскрывающие нашу основную идею «Мәңгілік ел». Феномен терроризма связан не с тем, что чего-то нет в системе образования. Здесь очень многофакторный анализ надо проводить, - сказал Ирсалиев.
Он также отметил, что Казахстан стремится к внедрению стандартов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в системе образования. Говоря о необходимости повышения качества и доступности образования, Ирсалиев привел результаты исследований в США, которые показали, что 90% заключенных в детстве не посещали детский сад. Подобные замеры в Казахстане не проводили. Ирсалиев лишь отметил, что около 30% детей от 3 до 6 лет сейчас не проходят обучение в дошкольных учреждениях.
Согласно результатам исследования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), казахстанские 15-летние школьники отстают от среднестатистического школьника стран-членов ОЭСР по грамотности чтения на 2,5 года, по естествознанию - на 2 года, а по математике - на 1,5 года.
- PISA дает нам инструмент замера внутренней дифференциации качества образования в Казахстане. (…) Был проведен замер между ребенком, родители которого имеют высшее образование и хорошо зарабатывают, у которого есть свой стол, свой компьютер дома, и ребенком, у которого ничего этого нет. Так вот ребенок, у которого ничего нет, у которого одна мама и мало зарабатывает, отстает на 2 года от своего сверстника, у которого всё есть, - отметил Ирсалиев.
В этом году МОН вводит так называемый компетентностный подход в обучении, когда детей учат не только накапливать академические знания, но и анализировать, критически мыслить и применять их на практике. Соответствие уровня компетентности казахстанских учителей уровню педагогов развитых стран эксперты ОЭСР изучат в 2017 году.
ОЭСР объединяет 34 самые развитые страны мира, включая США и Германию, Японию и Корею, Швецию, Люксембург, Израиль. Стандарты организации считаются в Казахстане ориентиром для воплощения Плана нации. Страны-члены ОЭСР вкладывают в развитие человеческого капитала до 80% государственных ресурсов.