Пилотный проект реализуют на базе крупного производства, и его результаты в финансовом плане не радуют
Представители молокоперерабатывающих предприятий Восточного Казахстана, владельцы продуктовых магазинов и сотрудники Управления сельского хозяйства региона собрались в областной палате предпринимателей для того, чтобы подвести первые итоги пилотного проекта по внедрению системы маркировки молочной продукции. По данным пресс-службы палаты, программа внедрения оборудования по маркировке товаров инициирована ЕАЭС и уже действует в России и Беларуси, а в настоящее время пилотный проект тестируется в Казахстане. По всей стране выбрано семь предприятий для участия в пилоте, в том числе восточно-казахстанское ТОО "Эмиль". Оператор проекта АО "Казахтелеком".
Директор Палаты предпринимателей ВКО Кайрат МАМЫРБАЕВ оценил испытательный запуск оборудования на линиях розлива молока и кефира, побывав на производстве ТОО "Эмиль".
- Мы пришли к единому мнению, что в существующем виде маркировка будет серьезно тормозить производство. Мы посмотрели, как осуществляется розлив и как отображаются QR-коды. Оказалось, что QR-коды расположены в разных местах на упаковках, а иногда и по два кода на одной упаковке, кроме того в процессе срезки они зачастую обрезаются. Были и другие существенные замечания к процессу, и в целом мы сочли результат неудовлетворительным, то есть их система не сработала, - сказал он.
После пробного запуска молочники посчитали все затраты, которые необходимо будет нести в связи с внедрением линии маркировки, и как они скажутся на конечной стоимости продукции для потребителей, и представили их на встрече. Директор ТОО "Эмиль" Анна АБЕРЛЕ озвучила цифры, из которых следует, что только на выходе маркированной продукции с предприятия ее стоимость вырастет на 29%, с учетом необходимости приобретения оборудования и программного обеспечения, непосредственно самой маркировки, оплаты труда дополнительных штатных единиц и оплаты оператору АО "Казахтелеком" 3,5 тенге за каждый промаркированный экземпляр продукции.
- Если государство все-таки не откажется от внедрения этой системы, то мы должны рекомендовать, чтобы электронную систему счетов-фактур, виртуального склада и СНТ скоординировали вот с этой системой маркировки. Либо пусть предоставляют финансовые средства всем для внедрения системы. Моя конкретно задача была – показать, с какой стоимостью в итоге мы получим продукцию, внедряя этот проект, – заявила она.
По подсчётам предпринимателей, фирмы, реализующие молочку, будут накручивать ещё 40-50 процентов для того чтобы окупить труд бухгалтеров, новой штатной единицы, которая будет отвечать за прием маркированной продукции, замену кассовых аппаратов на систему автоматизации процесса стоимостью порядка 1 млн тенге. Для примера: литр молока, который сегодня стоит 420 тенге, будет обходиться покупателям в 600.
Индивидуальный предприниматель Владимир БЕРДНИК подытожил чаянья "магазинов у дома".
- Мы с января 2021 года добиваемся отмены маркировки сигарет в розницу. Теперь пошла маркировка молочной продукции. Мы все расходы по рознице давно просчитали и на данный момент прекрасно понимаем: маркировка нам в стране не нужна. Мы стремимся сделать так, чтобы маркировку замкнули на оптовиках или на производителях, иначе это отчетность очень большая для нас будет и колоссальные затраты. Мы требуем, чтобы нам не навязывали то, что нам не выгодно.
А в 2023 году закончатся налоговые каникулы для бизнеса. Это значит, что накрутка на реализуемые товары достигнет 30 процентов. Сегодня она составляет 20 процентов. Бизнес-сообщество ВКО считает, что нужно направить произведенные расчеты в Министерство торговли, Министерство сельского хозяйства, центральный аппарат НПП "Атамекен", АО "Казахтелеком", с тем, чтобы показать нагрузку на бизнес и конечного потребителя молочных продуктов.
Фото ПП ВКО.