Регулятор в августе разработал Правила избрания, досрочного прекращения и осуществления деятельности микрофинансового омбудсмана
С 21 декабря 2024 года в Казахстане впервые вводится институт микрофинансового омбудсмана, который будет рассматривать споры граждан по договорам о предоставлении микрокредита, в том числе вопросы урегулирования просроченной задолженности казахстанцев по микрокредитам, споры по договорам, переданным коллекторским агентствам.
Многие законодательные изменения, которые происходят в 2024 году по инициативе Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР, Агентство), направлены на защиту прав казахстанских заемщиков. Для этого был принят закон РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам минимизации рисков при кредитовании, защиты прав заемщиков, совершенствования регулирования финансового рынка и исполнительного производства", подписанный главой государства от 19 июня т.г. Одними из новшеств являются усиление полномочий банковского омбудсмана и создание института микрофинансового омбудсмана.
В реализацию закона регулятор в августе разработал Правила избрания, досрочного прекращения и осуществления деятельности микрофинансового омбудсмана, которые вступят в силу с 21 декабря этого года.
Кто такой микрофинансовый омбудсман?
Это независимое в своей деятельности физлицо, посредник между заемщиками и организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность (МФО), который будет решать все возникающие вопросы в рамках договоров о предоставлении микрокредита. К микрофинансовому омбудсману могут обращаться только клиенты МФО – физлица, и помощь его будет бесплатной.
К примеру, заемщик не смог вовремя выплатить долг по микрокредиту, у него возникла просрочка. Он обратился в микрофинансовую организацию, где был оформлен заем, чтобы попытаться урегулировать возникшую проблему и подать на реструктуризацию, но компромисс так и не был найден. Раньше заемщику оставалось только решать вопросы через финрегулятора или судиться с МФО. Теперь с декабря он может поступить проще – обратиться к микрофинансовому омбудсману. Причем принятое омбудсманом решение будет обязательным к исполнению микрофинансовой организацией или лицом, которому уступлено право (требование) по заключенному с заемщиком договору о предоставлении микрокредита. Срок исполнения решения микрофинансового омбудсмана составляет 30 календарных дней, если по соглашению сторон не будет установлен иной срок.
Микрофинансовый омбудсман должен руководствоваться в своей деятельности такими основными принципами, как:
- равноправие сторон;
- беспристрастность;
- соблюдение тайны предоставления микрокредита и иной охраняемой законом тайны;
- соблюдение прав и уважение охраняемых законом интересов сторон;
- прозрачность процедуры принятия и обоснованность решения.
Важно, чтобы у микрофинансового омбудсмана, помимо иных установленных законом критериев, было высшее экономическое и (или) юридическое образование; безупречная деловая репутация; стаж работы в сфере предоставления финансовых услуг и (или) регулирования финансовых услуг (не менее пяти лет). Он не вправе занимать любую из должностей в микрофинансовой организации или коллекторском агентстве, как и его близкие родственники, супруг или супруга, свойственники, которые не должны работать на руководящих позициях в АРРФР или Национальном банке Казахстана (НБК). Свойственники – это родители, усыновители (удочерители), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка и внуки супруга или супруги.
Таким образом к микрофинансовому омбудсману должно быть полное доверие со стороны обратившегося заемщика, и поэтому он не должен являться лицом, аффилированным с МФО и регуляторами. За этим будет следить Совет представителей микрофинансового омбудсмана, состоящий по одному представителю от АРРФР, НБК и ассоциаций финорганизаций, занимающихся защитой прав потребителей финансовых услуг, а также интересов организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, коллекторских агентств.
Как будет избираться микрофинансовый омбудсман?
Кто станет микрофинансовым омбудсманом в Казахстане – решать тому же Совету представителей.
Уполномоченный посредник по закону избирается на три года большинством голосов членов Совета представителей. При этом голосование по вопросу избрания микрофинансового омбудсмана осуществляется тайным способом.
Информация об избрании микрофинансового омбудсмана будет размещена на сайте Агентства www.gov.kz в течение двух рабочих дней после его избрания Советом представителей с указанием даты вступления его в должность.
Какие обращения микрофинансовый омбудсман не будет рассматривать?
Микрофинансовый омбудсман не станет рассматривать обращения:
- принятые к рассмотрению судом или по которым имеется судебный акт, вступивший в законную силу;
- по которым заемщик не предоставит письменное доказательство его обращения в МФО лицу, которому уступлено право (требование) по кредитному договору, с целью урегулирования возникшей ситуации;
- направленные повторно при отсутствии новых обстоятельств дела.
В случае несогласия с решением микрофинансового омбудсмана заемщики вправе обратиться в суд. Пожаловаться на действия или бездействие микрофинансового омбудсмана граждане могут также в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка:
- письменно – по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, микрорайон Коктем-3, д. 21;
- посредством системы E-Otinish;
- через Управления региональных представителей – по территориальной принадлежности.
Получить консультации можно через call-центр Агентства по номеру "1459" или мобильное приложение "Fingramota Online".
Источник: fingramota.kz.
Фото: из открытых источников.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!