Ложь и манипуляции по поводу авиакатастрофы Bek Air

5071 просмотров
0
Ратель
Среда, 08 Янв 2020, 14:40

Factcheck.kz проверяет наиболее распространяемые в СМИ и соцсетях заявления и утверждения, связанные с авиакатастрофой

Читайте также
Нурлан Жумасултанов: Я готов понести наказание и отсидеть в тюрьме

27 декабря вблизи Международного аэропорта Алматы при взлете потерпел крушение самолёт компании Bek Air. Погибли 12 человек, не менее 50 получили травмы. Самолет Fokker 100 с регистрационным номером UP-F1007 направлялся из Алматы в Нур-Султан. Factcheck.kz продолжает проверять самые распространенные в СМИ и соцсетях заявления и утверждения, связанные с компанией, моделью самолёта и авиакатастрофой.

Утверждение: У Bek Air старые самолеты.

Вердикт: Манипуляция.

Если под "старостью" самолета имеется в виду срок эксплуатации, то в авиации такого понятия не существует. Есть куда более важные параметры — лётная годность и техническое состояние воздушных суден, которые мало зависят от сроков эксплуатации, поскольку начинка суден может модернизироваться. Сертификаты, подтверждающие лётную годность судна, выдаются государством.

Неизвестно, сколько тратила компания Bek Air на поддержание своего аэропарка, — таких данных в открытом доступе нет. Есть только общие цифры, в которых не указаны конкретные суммы на техническую поддержку и ремонт самолётов.

Официальный производитель Fokker даёт цифру продолжительности "жизни" в 90 тыс. посадок для модели Fokker 100, эксплуатация может быть продлена при соблюдении определенных стандартов. Сколько точно налетал потерпевший крушение самолёт и как именно поддерживалось его техническое состояние — неизвестно, однако простые вычисления дают понять, что "запас прочности" упавшего самолёта не мог за срок работы перейти даже половину от заявленного производителем (см. ниже информацию о возрасте авиапарков).

Читайте также
Каждый блогер - прокурор

Если говорить о количестве лет, прошедших со дня первого полета самолетов, и принять это за условный "возраст", выходит следующее:

Bek Air. Разбившийся самолёт, регистрационный номер UP-F1007, совершил первый рейс 23 года назад, в апреле 1996 года. Остальные 11 самолётов авиакомпании, включая два судна в ангарах, сделали это еще раньше: самый "старый" полетел впервые в 1989. В целом средний "возраст" авиапарка Bek Air — 26,9 лет.

Air Astana. 33 действующих самолёта, 2 на стоянке. Средний "возраст" авиапарка — 6,9 лет.

SCAT Airlines. 17 действующих самолётов. Средний "возраст" авиапарка — 20 лет.

Fly Arystan. 3 действующих самолёта от Air Astana. Средний "возраст" авиапарка — 6,7 лет.

Qazaq Air. 5 действующих самолётов. Средний "возраст" авиапарка — 2,5 года.

За "возраст" судна взято время либо со дня первого полета, либо, если оно не указано, со дня приобретения первой авиакомпанией. Все данные взяты с сайта airfleets.net.

Утверждение: Самолеты закупают б/у или те, что списали в Европе.

Вердикт: Полуправда.

Читайте также
Бакытжан Базарбек: Почему дёргаются агашки

Согласно airfleets.net количество б/у самолетов у казахстанских авиакомпаний следующее: Bek Air - 100%; Air Astana - 15%; SCAT Airlines - 94%; Qazaq Air - 0%, все самолеты новые. Самолеты же Fly Arystan ранее использовались компанией Air Astana.

Еще раз подчеркнем, что оперировать этими цифрами для сравнении степени эксплуатации/износа техники не имеет смысла. Куда важнее знать другие детали о техническом состоянии и содержании самолётов.

Что касается списанных самолётов, то их в идеале полностью утилизируют. Нельзя исключить коррупционные схемы продажи списанной техники, но едва ли это возможно долго скрывать. 

Утверждение: Cамолеты Fokker летают только у нас и в африканских странах.

Вердикт: Ложь.

Если говорить о Fokker 70/100, то согласно данным airfleets.net и flightradar24.com, такие самолеты в настоящие время используют авиакомпании Virgin Australia Regional Airlines и Alliance Airlines для полетов по Австралии, Carpatair и Montenegro Airlines в Европе, Air Niugini в Папуа Новой Гвинее (находится в Океании, к северу от Австралии), Iran Aseman Airlines и Qeshm Air на территории Ирана, Tus Airways на Кипре, Ближнем Востоке и Средиземноморье и др.

Читайте также
Мы выжили, помогите нам

Утверждение: Fokker сняли с производства еще в 1997 году.

Вердикт: Полуправда. 

Смотря о какой модели идет речь. Согласно официальному сайту производителя Fokker 100 перестали производить в 1996 году, Fokker 50 — в 1997. Всего же моделей три — Fokker 50, Fokker 70 и Fokker 100.

Но несмотря на то, что не выпускаются сами самолёты — все запасные части и компоненты выпускаются в рамках программы ABACUS, и утверждение о том, что на самолёты Fokker нет запчастей и именно поэтому они опасны - ложно.

Публикуется с разрешения правообладателя.

Фото: Турар Казангапов/Tengrinews.kz.

журналист
Чистят дороги только те акимы, что боятся, что их снимут или не перевыберут: короче, дороги чистят только трусы
Нельзя заменить экономические реформы блогерами-штрейкбрехерами
Борьба с забастовками превращается в кампанию по дискредитации забастовщиков
В Казахстане "отмыли" структурное подразделение финансовой пирамиды "Hermes LTD"
ПК "UBW KZ" исключили из списка подозрительных проектов
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
В Польше после перестрелки с полицией задержан 24-летний казахстанец
В польском городе Краков после полицейской погони задержаны казахстанец и украинец, подозреваемые в нелегальном владении оружием
Проекция "Узкого коридора" на бывшие советские республики
Общественно-политическое и экономическое развитие этих стран сдерживает слабое и дезорганизованное общество
"Ответ Гуриеву" от американцев
Вышедшее социсследование стало очередным свидетельством, что у Трампа почти неограниченный карт-бланш от электората
"Понравилась сатана лучше ясна сокола": как Тарас Шевченко стал моряком в степях Казахстана
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Остановись, мгновение!
Изучаем историю по старым архивным фотографиям
Сатыбалды - детям
В резиденциях племянника Назарбаева будут учиться будущие учителя и дети-инвалиды
Реклама как способ узнать о том, как жили наши прабабушки
По объявлениям в старых газетах и журналах можно составить представление о том, какой была жизнь век-полтора назад
Судьи запутались в законе
Из-за этого у жертвы пирамиды отняли его машину
Государство пробует вернуть часть усохших миллиардов экс-министра Школьника через сайт бесплатных объявлений
Завод по промышленному производству фотоэлектрических пластин выставили на продажу
Qarmet под героем труда Басиным
Кто на самом деле руководит многомиллиардным бизнесом
Нож в глазу ребёнка: полиция начала расследование
Состояние ребёнка остаётся тяжёлым
В Жетысу филиалу “Казводхоз” к Новому году презентовали грузовики и автокраны
А сотрудников обещают обучать в Китае
"Украли две квартиры, опоили и убили": подробности из суда по делу чёрных риелторов из Алматы
Сразу два врача центров психического здоровья способствовали этому
Шымкентец получил срок за рекламу наркотиков
За 20 трафаретных надписей на стенах он получал от работодателей один грамм марихуаны
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.