Ложь и манипуляции по поводу авиакатастрофы Bek Air

5357 просмотров
0
Ратель
Среда, 08 Янв 2020, 14:40

Factcheck.kz проверяет наиболее распространяемые в СМИ и соцсетях заявления и утверждения, связанные с авиакатастрофой

Читайте также
Нурлан Жумасултанов: Я готов понести наказание и отсидеть в тюрьме

27 декабря вблизи Международного аэропорта Алматы при взлете потерпел крушение самолёт компании Bek Air. Погибли 12 человек, не менее 50 получили травмы. Самолет Fokker 100 с регистрационным номером UP-F1007 направлялся из Алматы в Нур-Султан. Factcheck.kz продолжает проверять самые распространенные в СМИ и соцсетях заявления и утверждения, связанные с компанией, моделью самолёта и авиакатастрофой.

Утверждение: У Bek Air старые самолеты.

Вердикт: Манипуляция.

Если под "старостью" самолета имеется в виду срок эксплуатации, то в авиации такого понятия не существует. Есть куда более важные параметры — лётная годность и техническое состояние воздушных суден, которые мало зависят от сроков эксплуатации, поскольку начинка суден может модернизироваться. Сертификаты, подтверждающие лётную годность судна, выдаются государством.

Неизвестно, сколько тратила компания Bek Air на поддержание своего аэропарка, — таких данных в открытом доступе нет. Есть только общие цифры, в которых не указаны конкретные суммы на техническую поддержку и ремонт самолётов.

Официальный производитель Fokker даёт цифру продолжительности "жизни" в 90 тыс. посадок для модели Fokker 100, эксплуатация может быть продлена при соблюдении определенных стандартов. Сколько точно налетал потерпевший крушение самолёт и как именно поддерживалось его техническое состояние — неизвестно, однако простые вычисления дают понять, что "запас прочности" упавшего самолёта не мог за срок работы перейти даже половину от заявленного производителем (см. ниже информацию о возрасте авиапарков).

Читайте также
Каждый блогер - прокурор

Если говорить о количестве лет, прошедших со дня первого полета самолетов, и принять это за условный "возраст", выходит следующее:

Bek Air. Разбившийся самолёт, регистрационный номер UP-F1007, совершил первый рейс 23 года назад, в апреле 1996 года. Остальные 11 самолётов авиакомпании, включая два судна в ангарах, сделали это еще раньше: самый "старый" полетел впервые в 1989. В целом средний "возраст" авиапарка Bek Air — 26,9 лет.

Air Astana. 33 действующих самолёта, 2 на стоянке. Средний "возраст" авиапарка — 6,9 лет.

SCAT Airlines. 17 действующих самолётов. Средний "возраст" авиапарка — 20 лет.

Fly Arystan. 3 действующих самолёта от Air Astana. Средний "возраст" авиапарка — 6,7 лет.

Qazaq Air. 5 действующих самолётов. Средний "возраст" авиапарка — 2,5 года.

За "возраст" судна взято время либо со дня первого полета, либо, если оно не указано, со дня приобретения первой авиакомпанией. Все данные взяты с сайта airfleets.net.

Утверждение: Самолеты закупают б/у или те, что списали в Европе.

Вердикт: Полуправда.

Читайте также
Бакытжан Базарбек: Почему дёргаются агашки

Согласно airfleets.net количество б/у самолетов у казахстанских авиакомпаний следующее: Bek Air - 100%; Air Astana - 15%; SCAT Airlines - 94%; Qazaq Air - 0%, все самолеты новые. Самолеты же Fly Arystan ранее использовались компанией Air Astana.

Еще раз подчеркнем, что оперировать этими цифрами для сравнении степени эксплуатации/износа техники не имеет смысла. Куда важнее знать другие детали о техническом состоянии и содержании самолётов.

Что касается списанных самолётов, то их в идеале полностью утилизируют. Нельзя исключить коррупционные схемы продажи списанной техники, но едва ли это возможно долго скрывать. 

Утверждение: Cамолеты Fokker летают только у нас и в африканских странах.

Вердикт: Ложь.

Если говорить о Fokker 70/100, то согласно данным airfleets.net и flightradar24.com, такие самолеты в настоящие время используют авиакомпании Virgin Australia Regional Airlines и Alliance Airlines для полетов по Австралии, Carpatair и Montenegro Airlines в Европе, Air Niugini в Папуа Новой Гвинее (находится в Океании, к северу от Австралии), Iran Aseman Airlines и Qeshm Air на территории Ирана, Tus Airways на Кипре, Ближнем Востоке и Средиземноморье и др.

Читайте также
Мы выжили, помогите нам

Утверждение: Fokker сняли с производства еще в 1997 году.

Вердикт: Полуправда. 

Смотря о какой модели идет речь. Согласно официальному сайту производителя Fokker 100 перестали производить в 1996 году, Fokker 50 — в 1997. Всего же моделей три — Fokker 50, Fokker 70 и Fokker 100.

Но несмотря на то, что не выпускаются сами самолёты — все запасные части и компоненты выпускаются в рамках программы ABACUS, и утверждение о том, что на самолёты Fokker нет запчастей и именно поэтому они опасны - ложно.

Публикуется с разрешения правообладателя.

Фото: Турар Казангапов/Tengrinews.kz.

Чемпионка Итогового турнира WTA-2025
Я горжусь представлять Казахстан и дарить вам эмоции и победы. Особенно радуюсь, когда вижу, что всё больше ребят берут в руки ракетки. Если моя игра вдохновляет вас мечтать, трудиться и верить в себя это моя самая большая победа.
ЦУР Алматы – победим бедность, болезни и станем равными
150 инициатив НПО по 26 задачам ЦУР на сумму 9,36 млрд тенге – каков результат?
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В Казахстане снижаются инфляционные ожидания, а тенге укрепляется
Эксперты прогнозируют паузу в изменении базовой ставки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента