Как в Ботаническом саду Алматы работают на общее будущее
“Нужно возделывать свой сад” – самая известная фраза из самого известного произведения Вольтера “Кандид или Оптимизм”. К этой мысли автор сводит сюжет своей знаменитой повести.
“Туда, где восходит солнце”, “Америка справа и слева”, “Зеленое окно в Европу”, “Сибирь, страна диковинная” – все это названия экскурсий, которые предлагают сотрудники Алматинского Ботанического сада его посетителям. Об этой стороне его работы знают многие горожане, но вряд ли большинство.
– Сегодня просветительская функция, экологическое и научное просвещение – это обязательная часть работы современных ботанических садов. Все они, и наш в том числе, этим занимаются. Для Казахстана это очень важно: наша страна обладает уникальными и разнообразными природными богатствами, но в силу разных обстоятельств, в том числе большой территории, разнообразных климатических зон, не все наши сограждане могут это представить воочию. И как формировать у людей природоохранное, экологическое сознание, если они не будут иметь ясных знаний о флоре, фауне, их взаимодействии? – говорит Баян Кадыржановна КОСПЕНБЕТОВА, директор по маркетингу и развитию Главного Ботанического сада Алматы.
Ботанический сад вообще, а такой большой по площади и ресурсам, как алматинский, особенно, для такой работы является великолепной площадкой. Ботсад – это гигантская экосистема и охраняемая природная территория, которая выполняет функцию не только собрания коллекций растений со всего мира, адаптированных к казахстанским условиям. Это еще и место, в котором многие животные находят для себя кров и пропитание, а мигрирующие птицы отдыхают и подкрепляются во время перелетов. На этой основе в саду проводятся различные образовательные проекты.
– В основном они ориентированы на школьников, хотя в некоторые мастер-классы и взрослые хорошо вписываются. Хотя нужно следить, чтобы они на себя все внимание не переключали, главная аудитория все же дети. На специализированные экскурсии лучше, если идут всей семьей, – говорит Елена ДУБЫНИНА, экскурсовод и методист ботанического сада.
Кроме ботанических экскурсий есть “птичья” тематика – наблюдение за птицами, что живут в ботсаду. Все лето в пруду сада есть пара лебедей-кликунов из зоопарка, утки прилетают сами. Летом на тот же пруд в прошлом году регулярно прилетала цапля-кваква, на завтрак и ужин: она заметила, что люди регулярно кормят карпов в пруду, и те принимают ее за человека, который пришел их кормить, и буквально сами прыгают птице в рот.
– Вот этому мы не рады, но что ж тут поделаешь? Еще есть синицы, можно увидеть сидящих на гнездах сорок, дроздов, вяхирей. Вяхирь – это такой большой голубь. Когда я на них смотрю, понимаю, что же в голубях ели французы – запеченный голубь во французской кухне – это не городские птицы, а вот эти, крупные вяхири, с курицу размером. Они гугукают как совы, если услышите в саду такой звук – это они. На недавней экскурсии видели эпическую битву белки с сороками, у них несколько проблемных тем во взаимоотношениях. Белки в период, когда выкармливают детенышей, ведут себя довольно агрессивно, им нужно много белка и кальция, и эту потребность они восполняют за счет птичьих яиц. С другой стороны, сороки птицы умные и хитрые. У нас есть банда сорок, они вместе следят, где белки прячут свои заначки из того, чем их подкармливают люди, и потрошат эти запасы. Заметно, как белка, спрятав орех и уходя, оглядывается – не налетели ли сороки? И если заметила их, то несется туда. И вот мы наблюдали, как на высоте 30 метров, почти у самых верхушек деревьев, белка пыталась залезть в сорочьи гнезда, а птицы ее гоняли, – рассказывает Елена.
Бывают шумные разборки и между птицами. На внешней стене здания Института ботаники и фитоинтродукции, что расположен в саду, растет большая многолетняя лиана – американский приусадебный виноград, – как целый лес, и в ней много гнезд майн и дроздов. Целая экосистема! То, что они там живут колонией, имеет большой смысл – так легче отбиваться от других, более крупных птиц, желающих полакомиться их яйцами.
– Так мы наблюдаем птичью жизнь, рассказываем детям о птицах, играем в разные игры, в которых так или иначе присутствуют птицы, – говорит Баян Кадыржановна.
Есть много специализированных сезонных экскурсий – “Пробуждение Ботсада” или “Осень в Ботсаду”. Есть мастер-классы, связанные с экскурсиями – например, экскурсия “Листвы прекрасные узоры” про форму, размеры и особенности листьев разных растений, связанные с их средой обитания, и мастер-класс по рисованию отпечатками листьев. И на самих мастер-классах, например, с использованием шишек, мы обязательно расскажем про деревья, от которых взяли эти шишки, а на мастер-классе, где используются картонные ячейки для яиц, – о важности сбора использованной бумаги и вторичной переработки, а также экономии бумаги для сохранения лесов. Интересная находка: квест “Природа в ощущениях” – это познавание природы через иные, чем глаза, органы чувств.
– Мы все – поколение визуалов, но воздействие природы на человека многообразно, через запах, осязание, обоняние, надо уметь применять в исследовании природы и эти ощущения. Например, участнику квеста с закрытыми глазами даем понюхать мешочек с каким-нибудь веществом растительного происхождения, вроде лекарственных трав или пряностей, и определить, что это. Есть уникальные “нюхачи”, которые почти все угадывают, причем независимо от возраста, – рассказывает Елена.
Некоторые квесты вполне могут иметь в будущем практическое применение для их участников, например, “Посади свой лес” и “Город-сад”. Там показывается работа по городскому озеленению и лесовосстановлению. Задание квеста проходит на макетах, например, речки и ее поймы, которую вода затапливает. Перед ребятами ставится задача: как восстановить лес в местности, где его свели, и теперь она все время страдает от наводнений? Практически работа Бога. Детям дают карточки с изображением разных видов растений и описанием условий их произрастания, и они должны за 15 минут это изучить и предложить подходящие для такой местности. Актуальность таких обучающих программ и навыков показали наводнения минувшей весной на большой части страны. Как и повсеместную казахстанскую проблему – дефицит специалистов. Проблему уже настолько большую, что без подобных инициатив со стороны научно-экспертного сообщества ее вряд ли получится вытянуть.
На второй станции “Город-сад” работа более сложная: городское озеленение. Фактически там учат созданию инфраструктуры с определенными функциями – например, закрывать жилые территории от пыли и шума, от выхлопных газов машин, от избытка солнца.
– Все такие правила давно разработаны, но редко выполняются при работах по озеленению. Мы стараемся, чтобы ребята почувствовали себя ландшафтными озеленителями: даем им задание озеленить территорию детского сада, даем инструкции и нормативы. В реальной жизни эта задача возникает зачастую, когда садик уже построен, а ни один нормальный ландшафтный дизайнер не возьмется на такой стадии озеленять. И застройщики обычно находят какую-то молодую контору и предлагают за очень короткий срок подзаработать, – говорит Елена.
Интересно рассказывают в саду, например, про тюльпан. Казахстан, как известно, – его родина. Здесь до сих пор произрастает самое большое количество диких тюльпанов, сейчас их известно 42 вида, но возможно, в реальности их больше, еще не все открыты. Некоторые виды живут, как люди, по 70-100 лет и цветут впервые в 10-15 лет, а размножаются исключительно семенами, поэтому в ботсаду посетителям объясняют, что очень важно их не рвать во время цветения. Для Казахстана сохранение их может стать чем-то вроде национальной идеи в части сохранения биоразнообразия. Вообще, в Казахстане очень много интересных видов, необычных экосистем, которые больше нигде не встречаются, и сохранение этого наследия важно на мировом уровне. Просветительская роль ботсада – чтобы как можно больше людей поняли это.
– За два года, что я работаю в ботсаду, явно вижу рост интереса людей к таким знаниям. Много постоянных посетителей, и взрослых, и детей, спрашивают, есть ли новые программы, квесты и мастер-классы. Важно воспитывать понимание, что люди – часть экосистемы, а не “цари Природы”. Мы заняли определенную нишу, довольно большую, и вытесняем другие виды, тем самым подрывая устойчивость своего собственного вида. А чтобы быть устойчивым, нужно, как и в человеческом обществе, быть толерантным, принимать своих соседей такими, какие они есть, и учитывать их особенности и интересы, – говорит Елена.
Фото: Кристина Маршева.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!