Специально для съемок нового исторического фильма казахстанские художники и дизайнеры сошьют около 2000 костюмов
На снимке: костюмы воинов-массагетов будут максимально приближены к реальной исторической военной амуниции.
В начале этого года стало известно, что режиссер Акан САТАЕВ снимет масштабную историческую киноленту, посвященную одной из легендарных личностей в истории казахской степи – царице массагетов Томирис. Бесстрашная предводительница скифских племен вошла в историю благодаря тому, что со своим войском, в числе которого были и женщины, оказала отчаянное сопротивление персидскому царю Киру, а в решающем сражении одолела «властителя Азии».
Как известно, идея снять фильм о Томирис принадлежит Алие НАЗАРБАЕВОЙ – у нее уже был успешный опыт совместной работы с Аканом Сатаевым над фильмом «Дорога к матери». В обоих фильмах она выступила в роли генерального продюсера.
Итак, в начале мая создатель «Рекетира», «Войско Мын бала», «Дорога к матери» и других кинопроектов через свой аккаунт в Инстаграм объявил о начале республиканского кастинга на роль скифской царицы. Уже в сентябре стало известно, что киношники получили около 10 тысяч заявок от желающих попробовать себя в роли предводительницы массагетов.
И тогда же, на одном из этапов кастинга, режиссер рассказал, что на роль Томирис рассматриваются как известные актрисы (Аружан ДЖАЗИЛЬБЕКОВА, Асель САГАТОВА, Карлыгаш МУХАМЕДЖАНОВА, Камшат ЖОЛДЫБАЕВА), так и те, кто только делает свои первые шаги в кино. Результатов отбора ждать осталось недолго – уже в этом месяце станет известно, кто исполнит роль скифской царицы. Полномасштабные съемки фильма «Томирис» начнутся в конце следующей зимы, но подготовка к созданию фильма уже идет полным ходом.
Кто оденет персов и массагетов?
На снимке: над созданием костюмов для Томирис работает целая команда.
В частности, в октябре было запущено производство по созданию костюмов для исторического кинопроекта. За то, как будут выглядеть герои будущего фильма и какой образ они будут нести с большого экрана, отвечает Асель ШАЛАБАЕВА, один из самых известных в Казахстане художников по костюмам. И, пожалуй, один из самых опытных в плане создания исторических образов как для главных героев художественных фильмов, так и для массовки, которая порой может насчитывать несколько сотен человек. В профессиональном багаже Асель создание костюмов как для отечественных фильмов («Кочевник», «Войско Мын бала», «Книга легенд: таинственный лес», «Дорога к матери», «Бауржан Момыш-улы»), так и для заметных российских кинопроектов: «1612» Владимира ХОТИНЕНКО, «Царь» Павла ЛУНГИНА в качестве ассистента, «Дочь якудзы» Сергея БОДРОВА - уже как художник по костюмам.
О масштабности нового кинопроекта Акана Сатаева и Алии Назарбаевой можно судить уже только по тому, как для него создаются костюмы и в каких количествах. Команде Асель Шалабаевой предстоит подготовить около 2 тыс. исторических костюмов как для главных героев фильма, так и для воинов - массагетов и персов. Причем все они будут созданы с нуля, то есть начиная с эскиза. Это стопроцентное производство, потому что на киностудии «Кинофильм», где есть своя немаленькая база костюмов для кино разных эпох, ранее ленты, повествующие о событиях сакского периода, а это VI век до н.э., не снимались. Следовательно, одежды соответствующего исторического периода там просто нет.
Асель вспоминает, что с такой же ситуацией она столкнулась на фильме «Кочевник», с которого началась ее профессиональная карьера художника по костюмам. В знаковый фильм отечественного кинематографа молодого дизайнера трикотажной фабрики, выпускницу академии искусств имени Т. Жургенова пригласили в качестве ассистента. Художником по костюмом был англичанин Майкл О’КОННОР, который приехал в Казахстан с тремя папками исторического материала об азиатских костюмах.
- В кино сразу видно, где новые костюмы, так сказать, только что из-под машинки, а где - «живые», - поясняет Асель. - Да, любую вещь можно отфактурить, с помощью определенных технологий состарить, сделать так, что она будет выглядеть поношенной. Но Майкл научил не только создавать исторические костюмы, фактурить их, но и делать их «живыми». Например, добавить старинную тесьму, антикварную металлическую нашивку. Это дает совсем другие ощущения от костюма – вот такой настоящий, он прожил какую-то жизнь, у него есть своя история.
Сшить новое, чтобы потом состарить
В общей сложности над созданием костюмов для фильма «Томирис» работает около 30 человек. Задача художников, дизайнеров, швей, мастеров-прикладников - создать не просто исторический костюм, соответствующий эпохе, а костюм с историей.
В отдельных помещениях, где-то на полках, а где-то прямо на полу сложены груды рулонов ткани со специальными пометками, для какого героя предназначен этот материал. И это только малая часть того, что потребуется для пошива костюмов. Основной закуп материала еще впереди, да и найти подходящую ткань, как говорят мастера, - большая проблема. Что-то покупается на местных рынках, что-то привозится из Кыргызстана, что-то - из Турции.
Само производство расположилось на двух этажах загородного дома вблизи студии «Казахфильм». Здесь есть пошивочный цех, где раскраивают и шьют одежду. Прикладной, где декорируют костюмы тесьмой, металлом, мехом. Кожевенный, где шьется кожаная амуниция, ремни, плети… Есть и ювелирный отдел, где будет создано несколько десятков украшений в стиле скифо-сарматского периода. Снаружи дома на стойках развешаны длинные полотна уже покрашенной ткани, которая выглядит так, как будто долгие годы пролежала под палящем солнцем или пылилась в забытых сундуках. Затем ее еще раз отправят в фактуровочный цех для дальнейшей обработки, чтобы добавить эффект старины.
Работа в цехах идет полным ходом – к концу декабря все костюмы должны быть готовы. Процесс их создания педантично контролируется на всех этапах. Что-то постоянно переделывается, меняется, совершенствуется. И это несмотря на то, что на данном этапе художники работают лишь над костюмами для массовки и героев эпизодов, которые, возможно, даже не будут показаны крупным планом. Но даже для таких сцен одеяния и доспехи героев будут проработаны от и до. Причем с соблюдением исторической достоверности. Поэтому эскизы и уже готовые изделия утверждаются как режиссером, так и экспертами проекта, которые консультируют художников и дизайнеров на предмет того, что и как носили племена казахской степи, а также сопредельных территорий в VI до н.э. Хотя, как отмечает Асель, что-то незначительное для художественности образа они все-таки могут привнести.
Актриса на роль Томирис: с кого мерки снимать будем?
- Пока я не могу показать костюмы главных героев, потому что они еще не готовы или не утверждены актеры, - рассказывает Асель. - Костюмы главных персонажей не создаются заранее. Нам надо знать, кто их будет играть. Самая сложная работа у нас впереди – например, только у Томирис в фильме будет 35 выходов. То есть для нее будет создано от 25 до 30 костюмов. Плюс еще костюмы для каскадеров и дублеров актрисы, а также для батальных сцен. В фильме будет прослеживаться взросление Томирис, мы увидим ее жизненный путь от 15 до 38 лет, то есть мы создадим костюмы с учетом разного возраста героини. Какими будут костюмы царицы, трудно сказать, потому что на эту роль еще никого не утвердили. При создании костюмов для Томирис мы будет отталкиваться от внешних данных актрисы: цвета кожи, глаз, волос, черт лица, пластики и фигуры.
Пока идет заключительный этап кастинга актеров на главные роли, эскизы и первые образцы для костюмов для массовки, воинов массагетов и персов уже готовы и утверждены. Также созданы и копии доспехов массагетов и персов, максимально приближенные к реальной исторической военной амуниции. Хотя, как говорят художники, копиями их назвать язык не поворачивается, потому что выглядят они словно из музея. Эта заслуга мастеров из Белоруссии, которые создают уникальные вещи. Один из образцов был отправлен в Англию, где сделают несколько десятков его копий из полиуретана, чтобы актерам и каскадерам было легче двигаться, ведь настоящая амуниция из металла весит около 15 кг.
Оценить грандиозную работу художников по костюмам фильма «Томирис» можно будет, скорее всего, в конце следующего года. Казахстанская премьера самого ожидаемого исторического проекта запланирована на декабрь 2018-го.
Фото: Наталья Лымарева.