Казахстанские производители мяса и молока боятся участи крымских мясоперерабатывающих предприятий, которых убил "Мираторг"
Фото: Россельхознадзор.
Несмотря на окончание сессии, отечественные фермеры приехали в комитет по аграрным вопросам мажилиса и пожаловались, что крупные торговые сети вытесняют мелкие магазины “у дома”, а затем 80 процентов полок отдают под российские продукты. Причем не самого лучшего качества.
Почему крупные торговые сети поддерживают импорт?
Секретарь альянса отраслевых союзов пищевой промышленности Андрей КУКУШКИН сообщил: ситуация накалилась настолько, что семь отраслевых союзов разных отраслей пищевого сектора Казахстана решили объединиться.
- 70-80 процентов всей розничной торговли в стране контролируются большими розничными сетями, они доминируют практически во всех регионах Казахстана, - рассказал Кукушкин мажилисменам. - Действуя по праву сильного, они устанавливают свои правила, которые для отечественного производителя кабальны. Им выгодно работать не с казахстанскими производителями, а с крупными предприятиями из России и Беларуси. Мы с коллегами из союза птицеводов много раз приводили этот пример: в промышленных масштабах к нам завозятся тушки птицы, которые уже на производстве накачаны рассолом или водой. До 100 игл вонзается в эту несчастную тушку и накачивается до 40 процентов живого веса. Потом такой импортер приходит в нашу сеть и скидывает 40 процентов цены. Давая минимальную цену на свои продукты, импортные поставщики завозят в Казахстан товар низкого качества, и в масштабах страны формируется неправильная пищевая политика. Мы кормим население дешевыми продуктами сомнительного качества. Как итог - мы посмотрели статистику по всем регионам Казахстана. Доля отечественных товаров в розничной торговле год от года снижается, а вслед за этим снижается производство – многие не выдерживают конкуренции. К примеру, Петропавловск – прекрасная житница для молочного производства. Там за последние пять лет обанкротилось или закрылось 40 процентов предприятий пищевого сектора. Те, кто работает, работает вполсилы.
По словам секретаря альянса, они прекрасно понимают, что торговцы такие же предприниматели, как и производители пищевых продуктов, и тоже думают о своей выгоде. Но для страны собственное производство должно быть важнее.
- Торговля – это та сфера, которая выживает в периоды даже жесточайших кризисов и войн, - заявил Андрей Кукушкин. - Отказываясь полностью от государственного регулирования и поддержки отечественного товаропроизводителя на этапе реализации продукции, мы расплачиваемся своей продовольственной безопасностью. Когда были январские события и все крупные торговые сети в Алматы были закрыты, не было доступа к импортному продовольствию, город всю трагическую неделю спасали магазины формата “у дома”, в которые местные производители напрямую привозили свои товары. И мы на этих товарах держались. В рамках подготовки дорожной карты национальной программы “Қазақстанда жасалған - Сделано в Казахстане” мы пытались решать эти вопросы, но нас не слышат. Предложения со стороны производителей нигде не фиксируются, национальная программа превратилась в фикцию.
Участники встречи напомнили мажилисменам, что в закон внесена норма о торговой наценке на продукты питания не более 15 процентов. Но при этом в нем до сих пор есть также понятие о дополнительном торговом вознаграждении. Речь о так называемых ретро-бонусах, которые практикуют крупные торговые точки, когда с производителей товара помимо наценки, в которую должны быть включены все расходы торговцев, взимается дополнительное вознаграждение при выполнении продаж определенного объема или на определенную сумму, или за лучшее место на полке.
- Яйцо же социально значимый товар, то есть имеется обязательное администрирование. Еще же и скоропорт. И когда производители договариваются с реализаторами, называется одна цена, а потом начинается: если мы на полку ниже поставим, платите столько, если на полку выше – столько, - рассказала вице-президент союза птицеводов Казахстана Бакит КУЩЕГУЛОВА (на снимке).
А что нужно?
Участники встречи считают, что нужно законодательно запретить крупным торговым точкам брать ретро-бонусы с национальных производителей. И загонять всех под один бренд – тоже.
- Можем посмотреть, как это происходит в соседних странах, - предложил директор масложирового союза Казахстана Константин НЕВЗОРОВ (на снимке). - В той же России остались две торговых сети на всю страну, которые сейчас полностью поделили весь рынок. Если производитель не заходит в одну или вторую сеть, то он полностью закрывает производство. А в торговую сеть он заходит под ее маркой. Стоишь в супермаркете, все полки одного цвета в цвет торговой сети. Когда не развивается свой бренд, не развивается и производство. Во всем мире это контролируется – не разрешают торговым сетям выставлять на полку под своей маркой больше пяти процентов продукции.
Теперь о политике, когда заходит товар по дешевой цене и только того, кто дает хорошую скидку. Это игра – кто глубже нырнет. Многие могут не вынырнуть. То есть производителя ставят в такие условия: хочешь попадать на полку, ухудшай качество своего продукта, фальсифицируй, жирность понижай. Россияне это прямо открыто делают. Там открыто сейчас идет переработка всех технических регламентов именно на ухудшение качества продуктов питания. И нам говорят – казахи, вы что делаете, надо бодяжить. У меня есть опыт работы в Украине, как это было в Крыму, когда туда начал заходить “Мираторг”. Они полгода торговали себе в убыток, вполцены, пока не закрылись все мясопроизводственные компании вокруг. И потом, когда они всех убили, подняли в четыре раза цену.
Нам предлагаются меморандумы, кодексы добросовестной практики, лишь бы только ничего в закон не село. А пока в закон не сядет, рынки, мелкие магазины и крупные торговые сети не будут в одинаковых условиях игры. Если мы вырастим из торговых сетей монстра – динозавра, который убьет рынки и “магазины у дома” и начнет диктовать производителям, а потом и на страновом уровне правила игры, то это закончится плачевно.
Присутствующая на встрече президент ассоциации торговых предприятий Казахстана Жибек АЖИБАЕВА (на снимке) подтвердила, что в той же Астане все дворы заполонили "Магнумы" и "Смоллы", у которых нет стимула торговать отечественными продуктами. А собрать двух вице-министров: торговли и сельского хозяйства, чтобы обсудить – как в стране продавать то, что здесь же произвели, ассоциация не может уже долгое время. Два вицека между собой не встречаются.
- Раз уж у нас такой откровенный разговор, скажу, что это проблема по всем отраслям, - признался председатель комитета по аграрным вопросам мажилиса Серик ЕГИЗБАЕВ. - Мы не можем соседних министров собрать. Приходится при помощи СМИ это делать, журналистов специально сажать. У нас даже есть специальная рекомендация комитета одному из министерств – представить нам график ежемесячной встречи с работниками СМИ, чтобы разъяснять госполитику. Если вы в министерстве не сможете эти вопросы пробить, мы готовы их в парламенте рассматривать.
Фото и видео: © Ratel.kz / Ольга Воронько.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!