Евгений Жовтис: Государство ужесточает борьбу с террористами и экстремистами, а проблемы возникают у нас, обычных граждан
* Оппозиции в парламенте еще нет, но критические взгляды в его стенах высказывать уже можно
* Сначала всех поймаем, а потом вытащим крупную рыбу
* Если у Васи нету чипа…
* Без регистрации веру распространять нельзя!
* Встаньте, люди, встаньте в КУГ
На прошлой неделе я наблюдал в мажилисе разгул демократии. Там обсуждались внесённые правительством в парламент несколько законопроектов. Причём обсуждались в совершенно непривычном формате.
Оппозиции в парламенте еще нет, но критические взгляды в его стенах высказывать уже можно
Видимо, наученные горьким опытом кулуарного принятия поправок в Земельный кодекс, которые вызвали весьма негативную общественную реакцию и даже митинги протеста, в мажилисе решили сделать эту процедуру максимально открытой.
На обсуждение целого ряда поправок в антиэкстремистское законодательство пригласили представителей политических партий, не представленных в парламенте, правозащитников, экспертов и «море» СМИ.
То есть оппозиция в парламенте ещё не появилась, но оппозиционные или хотя бы критические взгляды в его стенах уже можно высказать.
Если подобные дискуссии станут не разовым мероприятием, а превратятся в рутинную практику, да ещё будут (помечтаем!) транслироваться в прямом эфире, то я частично почувствую себя прямо-таки на «диком» Западе. В той политической системе, где совершенно естественным является то, что избранники народа, депутаты, обсуждают с этим самым народом - какими же нововведениями они хотят его осчастливить.
Правда, в нашей стране нас «осчастливливает» правительство, потому что оно у нас - главный законотворец.
В этот раз 8 сентября два наших главных силовых ведомства - КНБ в лице зампреда Марата КОЛКОБАЕВА и МВД в лице вице-министра Рашида ЖАКУПОВА - презентовали поправки в антитеррористическое и антиэкстремистское законодательство. Вели обсуждение председатель Комитета по международным делам, обороне и безопасности Маулен АШИМБАЕВ и председатель рабочей группы по этому законопроекту депутат мажилиса Жанат ДЖАРАСОВ.
Сначала всех поймаем, а потом вытащим крупную рыбу
Понятно, что недавние события в Актобе и Алматы подвигли власти к реакции на уровне внесения изменений в законодательство.
Сразу оговорюсь: как нормальный человек, я, естественно, против терроризма и экстремизма, прекрасно понимаю серьёзность этих угроз и необходимость адекватной реакции на них и государства, и общества. Мне, как и всем, важна безопасность и своя, и своей семьи, и близких, и знакомых, и незнакомых.
То есть цели мною разделяются полностью. А вот что интересует - так это средства. Что предлагается, какова эффективность и как это отразится на мне лично?
Ведь борьбу предполагается вести с теми, кто занимается терроризмом и экстремизмом, а не создавать проблемы законопослушным гражданам. Вообще наше законодательство в этой сфере мне, как любителю рыбалки, напоминает ненавидимую мною китайскую рыболовную сетку: сначала всё и всех поймаем, потом вытащим оттуда крупную рыбу. А что при этом малька и мелкой рыбёшки немерено погибнет - так и ладно…
Кстати, есть радикальный способ борьбы с преступностью. Берешь всех граждан - и сажаешь. И преступность сама собой прекращается, потому что все уже сидят. Но, слава Богу, как-то человечество без этого обходится. Всё же стараются фокусироваться на криминальных элементах, а обычных граждан оставлять в покое. Как-то не хочется уворачиваться от китайской сетки…
Если у Васи нету чипа…
Вернусь к предлагаемым поправкам. Там много чего интересного, например, дополнительные полномочия спецслужб с согласия прокуратуры блокировать мобильную связь, проводить оперативно-розыскные мероприятия у провайдеров связи, осуществлять контроль за социальными сетями и т.д.
Но я решил остановиться на том, что весьма чувствительно для нашего всё время мигрирующего народа. Для временно приезжающих и отъезжающих. Для наших родственников, друзей, знакомых, которые вдруг решили к нам приехать и немного у нас пожить.
Как я понял, если законопроект будет принят, все собственники квартир и других жилых и нежилых помещений под угрозой административного наказания должны будут регистрировать всех, кто к ним приехал больше, чем на 10 дней.
Как только я об этом услышал, у меня возникли некоторые вопросы. И, думаю, не только у меня.
Сначала я озадачился вопросом: а как это наши органы собираются определять тот самый день, с которого начинают отсчитываться 10 дней, отведённых мне для регистрации приехавшего родственника или гостя? Как я понимаю, наиболее достоверную информацию об этом можно получить, только если участковый будет жить у меня дома.
И считать: вот друг Вася к тебе сегодня приехал, теперь в течение 10 дней ты его должен зарегистрировать, а через 10 дней, сидя на моей кухне, участковый может начать оформлять протокол об административном правонарушении, если я Васю не зарегистрировал.
Никаких других способов точного установления дня приезда ко мне Васи, если у Васи нет вживлённого чипа для установления его местонахождения в онлайн-режиме, я не знаю. Возможно, предполагается, что я сам это буду фиксировать и сообщать органам, которые, естественно, мне безоговорочно будут верить. Но я ведь могу забыть? Есть, правда, ещё соседи… Но в больших многоквартирных домах, особенно новых, соседи зачастую не знают, кто живёт на лестничной площадке, не говоря уже о том, кто к кому приехал.
А если Вася приехал ко мне на два дня, потом поехал к другому своему другу, а потом вернулся ко мне, начало срока, с которого начинается моя обязанность его зарегистрировать, покрывается вообще плотной завесой тумана.
Потом у меня появился более общий вопрос. Если речь идёт о предупреждении экстремизма и терроризма, то как обязанность регистрации поможет бороться с этим злом? Одиночка или группа может где-то долго готовить теракт, а потом приехать куда-то и совершить его за один день. И никакая регистрация в течение десяти дней предотвратить его не может. С моей точки зрения, это вообще не средство.
Без регистрации веру распространять нельзя!
Наконец, это - как с обязательной регистрацией общественных объединений и религиозных организаций. За счёт обязательной регистрации и изучения уставов всех объединившихся групп граждан власти пытаются установить экстремистские группы. Да вот незадача: экстремистские группы, как и обычные криминальные банды, как ни странно, регистрироваться не ходят.
А всей этой маетой с нахождением 10 граждан для регистрации общественного объединения, потому что девять не зарегистрируют (у нас десяток – минимум), с составлением устава и прочими бюрократическими прибамбасами занимаются обычные общественные активисты, не планирующие ничего криминального.
И никаким экстремистам-террористам эта регистрация никаких хлопот не доставляет, они о ней даже не знают, а обычные граждане начинают тихо или громко не любить своё государство, которое их сильно достаёт.
То же и с религиозными группами. Из всех таких групп экстремистских всего несколько, а тысячи напрягаются из-за целого ряда наложенных на них бессмысленных ограничений.
Кстати, по этому законопроекту вероучение теперь можно будет распространять только от имени зарегистрированных религиозных организаций. Учитывая, что для того, чтобы зарегистрировать такое объединение, даже местное, у нас надо не менее 50 человек, видимо, авторы законопроекта истинно верят в чудеса телепатии. Потому что одному товарищу, верующему в какое-то религиозное течение, надо будет телепатически передать свою веру ещё 49 человекам, чтобы зарегистрировать свою религиозную организацию. Ведь без регистрации веру-то распространять нельзя!
Встаньте, люди, встаньте в КУГ
Возвращаясь к мигрирующим гражданам, я представил себе реализацию этих предложений. В каждом доме, особенно там, где семьи периодически прирастают приехавшими родственниками, гостящими от нескольких суток до неопределённого срока, проводятся собрания. Другие собственники квартир в доме выбирают старшего, который ведёт книгу учёта приехавших гостей – КУГ. Не путать с КУЗ – книгой учёта задержанных. Это – у полиции, а у нас – КУГ.
Как только родственник перешагнул порог, первый вопрос ему: «Ты на сколько? Больше, чем на 10 дней?» Если ответ утвердительный - немедленная запись в КУГ. И через 10 дней – в ЦОН, на регистрацию. А если он хотел на 9 дней, а решил остаться на 11? Всех фиксировать! Всех, кто заехал!
Одни ездят, вторые фиксируют, третьи наблюдают и штрафуют за забывчивость. Все при деле.
Кроме террористов и экстремистов, которые этим вообще не заморачиваются.
Уважаемые законотворцы, всеми фибрами души я с вами в борьбе с экстремистами и террористами. Но нельзя ли сделать так, чтобы плохо было им, а не нам?