Музей-мастерская художника из Уральска стал местом силы горожан
Художник Сакен ГУМАРОВ родом из Бокейорды - села в Западно-Казахстанской области, которое имеет не меньшую историческую ценность, чем сам Уральск. Представитель казахской интеллигенции, он жил и творил во времена СССР и обрел мировую популярность незадолго до своей смерти. Его картины условно подпадают под стиль авангард, но исследователи позже назовут Сакена Гумарова первым аттрактивистом, то есть художником, передающим через искусство свои личные представления о смысле бытия.
Музей Сакена Гумарова был создан после его смерти в 1995 году его вдовой Гульсарой Валиевной ГУМАРОВОЙ при поддержке уральских историков и краеведов и по сей день работает в Уральске. Расположен музей в бывшей художественной мастерской Сакена, где он творил свои картины - это небольшой одноэтажный домик дореволюционной постройки, расположенный в старом центре Уральска.
Хотя Сакен Гумаров по образованию режиссер и какое-то время работал по специальности на областном телевидении, его основным воплощением творчества стало написание картин. Сам художник всегда говорил, что на картины его вдохновляют пески Бокейорды, дух, энергия, которая вздымается над горячими песками его малой родины. Долгое время Сакен Гумаров был невостребован. То есть выставки кое-какие были, но никто не понимал его, не дорос до понимания. Но он продолжал писать.
Художник вообще не обращал внимание на внешнее, как будто бы в своем мире жил. В небольшом уголке личных вещей художника, среди мольберта, кистей, записных книжек, членских карточек и прочего, есть старинный Коран на арабском языке и мусульманские четки - в эпоху тотального атеизма Сакен Гумаров оставался верующим человеком, любителем мистики и даже имел членство в Союзе экстрасенсов СССР. На всех своих картинах он ставил автограф "Сакен" на арабском языке. Картины Гумарова в большинстве своем непонятны обывателю на первый взгляд и на второй, он не оставил расшифровок своих работ, их исследованием занимались позже, в том числе - известный астролог и художник Павел ГЛОБА
Вот, к примеру, "Композиция с танцующим скелетом и червями", датированная 1979 годом. На первый взгляд, на ней изображена преисподняя. И на самом деле, оказывается, это картина о репрессиях в СССР. В правом верхнем углу лицо мужчины с усами - похож на СТАЛИНА, а три лица - это символ суда-тройки, заседания которых в считанные часы могли изменить жизнь человека и приблизить его к смерти. Человеческие лица на картине изображены с большими ушами - это про то, что тогда называлось "даже у стен есть уши", либо с большим носом - про тех, кто совал нос в личное, есть лица с закрытым глазом - о том, что на происходящее закрывали глаза, то есть были равнодушны. Мы видим здесь ботинки – это как символ того, что по людским судьбам могли бесцеремонно пройтись, словно грязными ботинками. Клетки - это тюрьмы, а тени или скелеты - это сосланные в лагеря, измученные, сломленные, будто бы и души в них не осталось. Это все про ту эпоху.
Картины с таким посылом в советское время вряд ли бы выставлялись, что, впрочем, не останавливало художника в его творчестве. Успех к нему пришел в девяностых, впервые - в Украине, после - в Прибалтике, Венгрии, России. Последние годы своей жизни Сакен Гумаров провел, гастролируя с выставками по городам и весям и пожиная плоды десятилетий работы "в стол", не переставая при этом творить. Поздний успех был искуплен годами яркой жизни.
Авангардист Гумаров не боялся писать о личном. Вот картина "Окаменевшая память" - два ребенка крепко держатся за руки, словно боясь, что их разлучат, сердце картины - женская фигура изображенная на надгробном камне, в углу - та же фигура, но теперь ее уже уносит неизвестное и страшное существо. В этой композиции - история детства Сакена Гумарова, после рождения близнецов его мать скончалась, дух ее был перенесен на небо, а близнецов разлучили, отдав на воспитание в разные семьи. Жизнь текла своим чередом, а воспоминание обратилось в камень.
Или, например, композиция "Полигон" - здесь и личное и общественное, личное - любовь к малой родине, общественное - своего рода творческий протест против полигона "Капустин яр". На ней изображен ворон - птица, которая прилетает на падаль, на смерть, как бы показывающая, что, если не остановиться сейчас, скоро в тех местах погибнет все живое и останутся только стайки воронов-мародеров.
Творчество уральского авангардиста сходно с ментальностью, верованиями и убеждениями самих казахов Западного Казахстана - в нем смешались языческие традиции, ислам и вера в души предков, безустанно молящихся за потомков на небесах. Сам Сакен Гумаров будто бы хотел расшифровать весь этот калейдоскоп мудрости веков и искал ее в творениях великив авторов степи.
Сакен Гумаров не ограничивался ни формами, ни стилем, ни темами для своих произведений и в каждое из них вкладывал свое послание. Любил художник рисовать портреты, в особенности - Абая и Шакарима, он очень уважал этих выдающихся деятелей, читал их в поисках ответа на главные жизненные вопросы и изображал их всегда с долей символизма. К примеру, портрет Шакарима словно подсвечивается изнутри теплым светом, а вокруг - чернота.
- В то время общество было малообразованное, темное, а Шакарим со своей любовью к просвещению был лучиком света, - поясняет экскурсовод музея.
Европейский ценитель искусства полюбил Сакена Гумарова за его загадочность и за его стремление познать вечное, местный зритель же приходит в музей Гумарова как в место силы. От картины "Тысячи солнечных зайчиков" исходит едва ощутимое тепло, в центре изображена женщина-врач, как профессионал, как человек, на которого пациенты возлагают надежды, к фигуре врача караваном тянутся дети. Экскурсовод музея говорит - молодые женщины приходят и сидят рядом с этой картиной, говорят, что ловят ее энергию. Женщины постарше - читают молитвы рядом с Кораном, принадлежащем художнику.
А еще, как упоминалось, Сакен Гумаров считался экстрасенсом, что и доказывает картина "Дюжина Святых голубей", на которой изображены голуби с колокольчиками. Голуби - это птица мира, колокольчик - оповещение о благой вести. На этой картине мы видим пирамиду - на фоне минаретов мечетей здание выделяется, оно несвойственно казахским степям. Но позже мы узнаем, что в Астане построят такую пирамиду - дворец Мира и Согласия. Здесь же на композиции Байтерек - дерево, которое станет символом нашей столицы. Эта картина - пророчество Сакена Гумарова о том, что скоро будет независимый и свободный Казахстан. Это последние картины Гумарова, свой автограф "Сакен" на арабском языке художник нарисовал на этой картине поверх надгробной плиты "кулпытас". Он знал, что скоро умрет, почувствовал это, когда во время прогулки в городском парке два голубя сели на его плечи.
В музее Сакена Гумарова осталось всего 25 картин художника, которые являются государственной собственностью. Всего их около пятиста, часть из них находится в других государственных музеях, небольшое количество все еще можно приобрести в галереях, но большинство работ хранится в частных коллекциях по всему миру.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Акмарал Шаяхметова.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!