Кому нужна архитектура старой Алма-Аты?

4874 просмотров
0
Анатолий ЧЕРНОУСОВ
Понедельник, 03 Июл 2017, 14:00

На этот вопрос отвечают в Астане на EXPO 2017 иностранные художники и исследователи

Читайте также
Почему в Алматы отказались от музея науки и искусства?

На первом этаже Центра современного искусства, работающего на территории EXPO 2017, расположилась выставка-исследование «Архитектура советского модернизма: Алма-Ата», на которой иностранные художники и исследователи представили свои размышления о том, стоит ли сохранять старую Алма-Ату.

Избыть советское

«В 1997 году из Алматы уехала столица, а вместе с ней испарилась и острота противопоставления советскому. Если столицы других бывших союзных республик СССР были озабочены тем, как избыть советское прошлое, то перед Алматы такой проблемы не стояло. А значит, не было необходимости срочно заменять ту архитектуру, что осталась от Советского Союза», – этими словами начинает свой рассказ о выставке «Архитектура советского модернизма: Алма-Ата» ее куратор Николай МАЛИНИН.

По его мнению, такая ситуация позволила городу сохранить архитектуру того времени.

Читайте также
Любовь и смерть в «Золотой Орде»

С этим утверждением можно поспорить. Например, Бишкек, не терявший статус столицы, сохранил значительно больше памятников архитектуры советского модернизма (совмода - А.Ч.). Что стало возможным, как представляется, благодаря элементарной нехватке денег у соседей, лишенных богатых запасов ископаемого сырья.

Алматы же в начале нулевых, утонув, как и весь Казахстан, в деньгах от нефтяной ренты, стал стремительно меняться под натиском алюкобонда, стекла и желания нуворишей от бизнеса и власти сделать «как в лучших домах ЛондОна».

К счастью, совмод пережил эпоху бездумной реновации города и позволил Алматы стать местом паломничества архитекторов со всего мира. Иностранные исследователи не просто любуются объемно-пространственными решениями, композицией и национальными элементами в большом стиле. Они изучают алматинскую архитектуру как явление, вопрошают о причинах развития города в направлении совмода, пытаются увидеть через призму архитектуры колониальное и антиколониальное в советском прошлом нашей страны.

То, что осталось от «Жетісу»

Выставка составлена из трех частей, которые представляют собой три различных взгляда на архитектуру Алматы.

Первый взгляд обращен в прошлое. Исследователи собрали и поместили в небольшие стеклянные витрины различные артефакты советского времени, которые рассказывают том, какой архитектура советского модернизма представлялась свидетелям возведения модернистских глыб посреди зеленого малоэтажного города.

Настоящее алматинского совмода представлено фотографиями Юрия ПАЛЬМИНА, московского фотографа архитектуры, который запечатлел современное состояние знаковых зданий города, со следами времени и небрежного, а подчас и варварского обращения.

Одной из наиболее пронзительных фотографий стало изображение того, что осталось от гостиницы «Жетісу», разобранной до бетонного остова.

Читайте также
Просто так денег никто не дает

Возможно еще более сильным было бы изображение того места, где когда-то стоял вокзал «Саяхат», снос которого был большой ошибкой.

По словам Пальмина, его работы – это не просто визуальные образы, а попытка передать утопию, которая оказалась неосуществимой.

Совмод – это не просто о том, как и из чего построить дом. Нет, совмод – большой стиль, то есть система идей, в которой отражено мировоззрение эпохи.

Сегодня от этих идей остались лишь остовы. Именно их изобразили в третьей части выставки художники из краснодарской арт-группировки «ЗИП». Время уничтожило детали, декоративные панели истлели.

Нам явились скелеты того, что вчера еще было наполнено жизнью, но мы этого не заметили и ходим мимо останков вчерашних идей, которые переживут нас и, как знать, возможно, будут использованы нашими потомками.

Все три части выставки неразрывно связаны между собой и находятся в одном пространстве. Это очень символично. Несмотря на то, что нам кажется, будто прошлое давно ушло, а существует только настоящее, современность живет среди вполне функциональных и необходимых нам для жизни следов прошлого.

И наша идентичность соткана в том числе из идей прошлого. Без учета этих идей, без их беспристрастного анализа невозможно говорить о будущем.

Мнение эксперта

Адильжан ПСЯЕВ (на снимке), архитектор, исследователь архитектуры, член команды «ArchcodeAlmaty»:

- Модернистская архитектура Алматы уникальна в той же мере, насколько уникальна архитектура совмода в разных странах бывшего СССР. Ранний модернизм начала 60-х – это полностью интернациональное явление, любое здание того периода можно совершенно безболезненно перенести в другой город, где оно впишется так же, как в оригинальном контексте. Однако даже в утилитарных формах раннего совмода наши архитекторы старались учитывать региональный контекст, хотя бы в таких моментах как климат. Начиная с конца 60-х по мере эволюционного развития советский модернизм пошел по пути усложнения форм – привнесения региональных мотивов в архитектуру: стилизованная орнаментация и композиционные приемы. Ярким примером этого поворота служило здание Дворца республики, оригинальный облик которого, к сожалению, полностью утрачен. При этом подобная архитектура органично вплеталась в структуру города и в большинстве случаев не вызывала диссонанса.

Читайте также
ЭКСПО – наша маленькая жизнь

«Архитектура советского модернизма: Алма-Ата» является частью исследования совмода, проводимого Институтом модернизма (ИМО) по инициативе и при поддержке Музея современного искусства «Гараж» (Москва).

В Алматы проект поддержала команда молодых архитекторов «ArchcodeAlmaty».

Итогом исследования станет путеводитель по архитектуре Алматы 1960-1980-х годов.

Выставка продлится до 10 сентября 2017 года.

Фото автора.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Невидимое братство независимой страны
Интервью с Великим Мастером Великой Ложи Казахстана Айдаром Алпысбаевым ко Дню Независимости
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером