На этот вопрос отвечают в Астане на EXPO 2017 иностранные художники и исследователи
На первом этаже Центра современного искусства, работающего на территории EXPO 2017, расположилась выставка-исследование «Архитектура советского модернизма: Алма-Ата», на которой иностранные художники и исследователи представили свои размышления о том, стоит ли сохранять старую Алма-Ату.
Избыть советское
«В 1997 году из Алматы уехала столица, а вместе с ней испарилась и острота противопоставления советскому. Если столицы других бывших союзных республик СССР были озабочены тем, как избыть советское прошлое, то перед Алматы такой проблемы не стояло. А значит, не было необходимости срочно заменять ту архитектуру, что осталась от Советского Союза», – этими словами начинает свой рассказ о выставке «Архитектура советского модернизма: Алма-Ата» ее куратор Николай МАЛИНИН.
По его мнению, такая ситуация позволила городу сохранить архитектуру того времени.
С этим утверждением можно поспорить. Например, Бишкек, не терявший статус столицы, сохранил значительно больше памятников архитектуры советского модернизма (совмода - А.Ч.). Что стало возможным, как представляется, благодаря элементарной нехватке денег у соседей, лишенных богатых запасов ископаемого сырья.
Алматы же в начале нулевых, утонув, как и весь Казахстан, в деньгах от нефтяной ренты, стал стремительно меняться под натиском алюкобонда, стекла и желания нуворишей от бизнеса и власти сделать «как в лучших домах ЛондОна».
К счастью, совмод пережил эпоху бездумной реновации города и позволил Алматы стать местом паломничества архитекторов со всего мира. Иностранные исследователи не просто любуются объемно-пространственными решениями, композицией и национальными элементами в большом стиле. Они изучают алматинскую архитектуру как явление, вопрошают о причинах развития города в направлении совмода, пытаются увидеть через призму архитектуры колониальное и антиколониальное в советском прошлом нашей страны.
То, что осталось от «Жетісу»
Выставка составлена из трех частей, которые представляют собой три различных взгляда на архитектуру Алматы.
Первый взгляд обращен в прошлое. Исследователи собрали и поместили в небольшие стеклянные витрины различные артефакты советского времени, которые рассказывают том, какой архитектура советского модернизма представлялась свидетелям возведения модернистских глыб посреди зеленого малоэтажного города.
Настоящее алматинского совмода представлено фотографиями Юрия ПАЛЬМИНА, московского фотографа архитектуры, который запечатлел современное состояние знаковых зданий города, со следами времени и небрежного, а подчас и варварского обращения.
Одной из наиболее пронзительных фотографий стало изображение того, что осталось от гостиницы «Жетісу», разобранной до бетонного остова.
Возможно еще более сильным было бы изображение того места, где когда-то стоял вокзал «Саяхат», снос которого был большой ошибкой.
По словам Пальмина, его работы – это не просто визуальные образы, а попытка передать утопию, которая оказалась неосуществимой.
Совмод – это не просто о том, как и из чего построить дом. Нет, совмод – большой стиль, то есть система идей, в которой отражено мировоззрение эпохи.
Сегодня от этих идей остались лишь остовы. Именно их изобразили в третьей части выставки художники из краснодарской арт-группировки «ЗИП». Время уничтожило детали, декоративные панели истлели.
Нам явились скелеты того, что вчера еще было наполнено жизнью, но мы этого не заметили и ходим мимо останков вчерашних идей, которые переживут нас и, как знать, возможно, будут использованы нашими потомками.
Все три части выставки неразрывно связаны между собой и находятся в одном пространстве. Это очень символично. Несмотря на то, что нам кажется, будто прошлое давно ушло, а существует только настоящее, современность живет среди вполне функциональных и необходимых нам для жизни следов прошлого.
И наша идентичность соткана в том числе из идей прошлого. Без учета этих идей, без их беспристрастного анализа невозможно говорить о будущем.
Мнение эксперта
Адильжан ПСЯЕВ (на снимке), архитектор, исследователь архитектуры, член команды «ArchcodeAlmaty»:
- Модернистская архитектура Алматы уникальна в той же мере, насколько уникальна архитектура совмода в разных странах бывшего СССР. Ранний модернизм начала 60-х – это полностью интернациональное явление, любое здание того периода можно совершенно безболезненно перенести в другой город, где оно впишется так же, как в оригинальном контексте. Однако даже в утилитарных формах раннего совмода наши архитекторы старались учитывать региональный контекст, хотя бы в таких моментах как климат. Начиная с конца 60-х по мере эволюционного развития советский модернизм пошел по пути усложнения форм – привнесения региональных мотивов в архитектуру: стилизованная орнаментация и композиционные приемы. Ярким примером этого поворота служило здание Дворца республики, оригинальный облик которого, к сожалению, полностью утрачен. При этом подобная архитектура органично вплеталась в структуру города и в большинстве случаев не вызывала диссонанса.
«Архитектура советского модернизма: Алма-Ата» является частью исследования совмода, проводимого Институтом модернизма (ИМО) по инициативе и при поддержке Музея современного искусства «Гараж» (Москва).
В Алматы проект поддержала команда молодых архитекторов «ArchcodeAlmaty».
Итогом исследования станет путеводитель по архитектуре Алматы 1960-1980-х годов.
Выставка продлится до 10 сентября 2017 года.
Фото автора.