В Алматы стартовала практическая часть первой лаборатории инклюзивного театра «Действие буквально»
В среду, 17 января, в Алматы стартовала практическая часть первой лаборатории инклюзивного театра «Действие буквально».
Пожалуй, идею создания в Казахстане инклюзивного театра можно с полной уверенностью назвать самым большим и смелым экспериментом отечественного театрального сообщества последних лет. И сегодня в Алматы полным ходом идет подготовка к созданию первого инклюзивного спектакля.
Это когда на одной театральной сцене с профессиональными актерами играют люди с особенностями в развитии.
Правда, здесь надо оговориться, что это не тот случай, когда вы решаете прийти на театральную постановку из чувства сострадания и вам очень хочется поддержать особенных людей.
Нет, вы приходите в театр именно на постановку, потому что это, прежде всего, событие в культурной жизни города, и вам это интересно.
И более того, если в ходе спектакля вы вообще не заметили разницы между профессиональными и особенными актерами, и полностью погрузились в действо, происходящее на сцене, то цель постановки - доставить зрителю эстетическое удовольствие - достигнута. Поэтому надо понимать, что это не благотворительный проект, а прежде всего художественный.
А кто из актеров на сцене – с особенностями развития?
А возможно ли вообще такое? То есть реально ли поставить инклюзивный спектакль на высоком художественном уровне и чтобы он при этом был востребован зрителем? Конечно, на первый взгляд кажется, что это из области фантастики.
Как, например, человек, который не то, что плохо видит или слышит, а абсолютно слепоглухой, может не просто свободно передвигаться по сцене и взаимодействовать с остальными актерами, но и воплощать образ своего героя и при этом ничем «не выдать» себя?
Это один из первых вопросов, которые задают себе люди, впервые столкнувшиеся с понятием «инклюзивный театр». И когда в конце прошлого года стартовал первый этап большой программы инклюзивного театра «Действие буквально», этот же вопрос задавали себе и кураторам представители фондов, оказывающих поддержку людям с ограниченными возможностями.
Они также стали участниками лаборатории, чтобы иметь правильное представление о том, что такое инклюзивный театр: что это - не вид терапии для особенных людей, а серьезный театральный проект.
Но стоило им в первый день работы лаборатории увидеть отрывок из инклюзивного спектакля, который был поставлен на сцене российского Театра Наций, и вопрос «А реально ли это все?» был снят с повестки дня репликой из зала «А кто из актеров на сцене с особенностями развития?». То есть это тот случай, когда труппа уже на таком уровне взаимодействия, что разница между актерами практически не ощутима.
Назад хода нет
На самом деле, тема инклюзивного театра не нова. В этом плане у российского театрального сообщества опыта еще не так много, но зато есть громкие достижения. Например, инклюзивные спектакли на протяжении последних 3-4 лет ставят как в Москве, так и на периферии. Некоторые из постановок получают престижные награды театральных фестивалей, в числе которых и российская «Маска».
Поэтому понятно и логично, что для проведения лаборатории в Казахстане организаторы проекта пригласили российских специалистов.
В эти дни, 17-18 января, мастер-классы (практический модуль для людей с нарушением слуха и зрения) в алматинском театральном пространстве Transforma проведет заслуженная артистка РФ, актриса Екатеринбургского театра кукол Наталья ГАРАНИНА (на снимке).
Она также является ведущим педагогом школы «Инклюзион» фонда поддержки слепоглухих людей «Соединение». Школа работает с начала прошлого года, занятия проводятся 2 раза в неделю.
В группе примерно 15 человек, среди которых есть как слабовидящие и слабослышащие, так и абсолютно слепоглухие. У каждого особенного актера есть напарник.
В этой роли выступают студенты Натальи Гараниной с кафедры «Актер театра кукол» Екатеринбурского театрального института. Учитывая, насколько сложна работа с особенными людьми, своим подопечным Наталья говорит, что дело – это добровольное, но если согласились на него, то назад хода нет – неси ответственность до конца.
За время существования школы «Инклюзион» проведено четыре открытых урока, в ходе которых было представлено несколько эскизов к спектаклям. И это действительно большая и серьезная работа, учитывая то, что сегодня не существует методических пособий, как проводить занятия по актерскому мастерству с особенными людьми.
В своих интервью Наталья Гаранина говорит о том, что каждый раз приходится «изобретать велосипед».
То, что для обычных людей минутное дело, например, представить себя новому коллективу, для особенных людей – это занятие, требующее значительных усилий, терпения и времени. Поэтому Наталья Гаранина начинает свой практический мастер-класс со знакомства через упражнение «Снежный ком». Она также рассказывает, как органично взаимодействовать с партнером, как работать с предметом, чтобы между зрячеслышащими и слепоглухими случился контакт и полное взаимопонимание. Это та информация, которую не найдешь в учебниках, потому что в большей степени все приемы – это наработки инклюзивных педагогов, к которым они пришли методом проб и ошибок.
***
Подготовка инклюзивного спектакля – процесс сложный и длительный. Вторая лаборатория начнет свою работу в феврале и закончит в апреле этого года.
В Алматы приедут специалисты по работе с людьми с ментальными нарушениями в развитии. Ожидается, что итогом лабораторий станет предэскиз спектакля.
Организаторы проекта также предполагают проведение годовой лаборатории, итогом которой должен стать готовый спектакль. Но его выход стоит ожидать не ранее 2020 года.
Организаторы программы инклюзивного театра – международный фестиваль исполнительских искусств «Откровение» и фонд «Сорос-Казахстан».
Фото автора и со страницы школы «Инклюзион» VK.