Отечественные кинематографисты - о том, почему казахи ненавидят друг друга
Если вы захотите сходить в кино, и именно на казахстанский фильм, то с очень большой вероятностью вы попадете на комедию. Вот прямо сейчас в прокате идут, по крайней мере, три-четыре картины подобного жанра. Их авторы – это люди, которые хотят в первую очередь заработать. И это понятно, потому что в производство они вкладывают собственные деньги.
И это хорошо, потому что отечественный кинематограф только-только начал зарабатывать. Но выходит, что заработать в кино можно только на шутках о нерадивости и консервативности казахской родни, с которой ни бизнес не построишь, ни семью не создашь.
И отечественный кинематограф в последние годы наглядно показывает, как это бывает, когда спрос рождает предложение...
Нежданный гость на кинопразднике жизни
И вот в разгар этого праздника жизни, когда вокруг сплошное веселье, словно нежданный гость, появляется фильм «Оазис». Фильм серьезный, сложный, философский - определенно для подготовленного зрителя, которому нужно быть готовым к тому, что придется страдать, переживать и задумываться не о самых приятных вещах. И даже, возможно, выслушать горькую правду.
Правду о себе самом.
И, самое сложное – принять ее. Картина снята киностудией «Казахфильм» по заказу Министерства культуры и спорта РК, и это практически дебют как для режиссера Бегарса ЕЛУБАЕВА, так и для исполнителей главных ролей Айдара АСАРБАЯ и Адилета ТОПАЕВА (на снимке).
Но ощущение от фильма такое, как будто создал его человек, умудренный опытом, и это его наставление - старшего поколения младшему.
На снимке: Адилет Топаев, Бегарс Елубаев, Смагул Елубаев, Айдар Асарбай.
- Меня, как патриота нашей родины, волнует вопрос раскола казахской нации, - рассказывает автор сценария фильма «Оазис» писатель Смагул ЕЛУБАЕВ. - Лично я воспринимаю это как национальную трагедию. На протяжении многих лет казахские СМИ практически ежедневно поднимают вопрос о проблеме разделения между казахами. Так нельзя, это неправильный путь. Нормальная нация так не поступает. Почему есть казахи, которые чуждаются собственного языка, своей истории, религии?
Они уже не понимают друг друга. Эксперты говорят о том, что к концу 21 века на земле из 5000 языков останется только 500. И мы боимся, что и мы окажемся в рядах исчезнувших наций. На самом деле фильм затрагивает много проблем. Это безработица, сиротство, алкоголизм, преступность, суициды… С этим мы каждый день сталкиваемся. Почему это происходит? Безусловно, от безбожности, нас отлучили от Бога, и получили такое поколение. Фильм – это наши размышления, наша боль, наш крик души.
«Мамбет? Оралман, что ли?»
Драма «Оазис» рассказывает о судьбе двух молодых людей. Руслан и Мамбет – одной национальности. Они казахи. Но то, что, казалось бы, должно объединять их, наоборот, разобщает их. Руслан – сирота, который вырос в детском доме. Про таких говорят – без роду, без племени.
Его душа – темная, полна ненависти ко всему миру, и даже к тем, кто пытается ему помочь. Он бежит в пустыню, пытаясь спастись от преследования властей. Понимая, что он загнан в тупик, Руслан накидывает петлю на шею, и он практически совершает задуманное... если бы не Мамбет.
Молодой парень бросается на помощь незнакомцу и спасает его. Вместо слов благодарности Руслан обрушивает проклятия на голову своего спасителя.
И чем больше они общаются, тем большей кажется пропасть, разделяющая их.
На первый взгляд история, рассказанная авторами, проста и незамысловата. Да и с финалом киношники не мудрили, он получился таким, каким его ожидал зритель. Но вместе с тем очевидно, что создатели «Оазиса» очень хотели наполнить свое творение символизмом.
И это уже дело зрителя, что он в нем увидит. Историю противостояния добра и зла или трактовку библейской притчи о Каине и Авеле? А может, что-то другое. Ведь если с образом Руслана, который очень символично одет в черное, говорит на казахско-русском и презрением спрашивает: «Мамбет? Оралман, что ли?», все понятно - уж слишком знакомо нам это все, то образ Мамбета - слишком одухотворенный и неземной.
Его всепрощение и любовь к ближнему, даже к тому, который секунду назад пытался его убить, видится как проявление не иначе как божественного милосердия.
Нереальная красота реальной Чунджи
«Оазис» не зрительское кино, он не пойдет под попкорн и газировку. По ощущениям, серьезности проблемы, символичности, длинным стоп-кадрам, редким диалогам – это больше фестивальное кино.
Хотя в пользу «зрелищности» нужно отметить поразительную красоту тех мест, где проходили съемки. Вот от чего действительно трудно глаз оторвать.
Трудно поверить, что тот самый оазис, с белым песком и сказочно-синей речкой - не результат компьютерных технологий, а реальное место в поселке Чунджа Алматинской области.
- Мы беспокоимся, насколько сценарий и режиссура смогли донести смысл фильма для нашего зрителя, - продолжает Смагул Елубаев (на снимке). – Это самый страшный вопрос для нас. Наша задача – первым делом завоевать своего зрителя, казахстанского. И конечно, же мы не будем против, если наш фильм попытаются понять и за границей.
*Фильм «Оазис» вышел в прокат в четверг, 1 февраля.
Фото предоставлено пресс-службой АО «Казахфильм».