Нам только предстоит стать по настоящему единой, моноязычной казахской нацией
Сегодня в обществе много разговоров о том, что представляет собой народ Казахстана или т.н. казахстанский народ, идут поиски национальной идеи, предпринимаются попытки формирования государственной идеологии. Подобные искания характерны для молодых наций, еще формирующихся народов.
Однако, прежде чем говорить о феномене казахстанского народа (если таковой вообще существует), на мой взгляд, надо разобраться, что представляет собой коренной народ этой страны – казахи. Без понимания текущего внутреннего состояния казахского народа во всех его аспектах невозможно правильно представлять его роль и место как титульной нации в полиэтнической общности, называемой казахстанским народом.
Очевидно, что казахи на сегодняшний день не представляют собой хотя бы относительно монолитную нацию как, например, японцы. Абсолютно не приемля какие-либо проявления или намеки на трайбализм, непотизм, землячество, хотелось бы объективно, без эмоций сделать социально-культурный срез современного казахского общества.
Поскольку казахский народ по многим признакам находится на ранней стадии этногенеза, то ему свойственны такие явления, как самоидентификация отдельных его представителей через призму своего родоплеменного происхождения и связей. Не секрет, что появление в обществе нового человека, особенно в глубинке, предваряется вопросом "Не ел боласың?", причем под словом "ел" понимается не «кто ты по нации?», а именно «какого роду-племени?». Причем в большинстве случаев такие вопросы задают люди старшего поколения, выросшие в эпоху развитого социализма и воспитывавшиеся в духе интернационализма. Получается, что кривое зазеркалье коммунистических мифов не только не уничтожило феодально-патриархальные рудименты родоплеменного деления, но и способствовало его консервации до «лучших времен». Теперь, когда эти «лучшие времена» в виде «дикого капитализма», по теории все тех же классиков Маркса и Энгельса, настали, родоплеменная самоидентификация, пройдя через горнило товарно-денежных отношений и рыночную систему, должна полностью и окончательно перейти в новое качество – национально-осознанную общность, этнически монолитный народ.
Однако, то ли ввиду небольшого периода времени, в течение которого наше общество пребывает в системе рыночных отношений, то ли из-за чрезмерной особенности казахов, у которых по-прежнему сильны родоплеменные идентификаторы, многие люди ощущают себя прежде всего адаями, дулатами, найманами и только потом казахами. Наглядными свидетельствами такого утверждения могут служить многочисленные памятники и бюсты, посвященные тому или иному батыру, бию или султану «местного значения», широко известному в конкретном роду или даже ветви этого рода. А многочисленные тои, посвященные сиятельному предку того или иного рода стали притчей во языцех. Ведется даже какая-та статистика (пока, правда, неофициально) по численности народонаселения в разрезе отдельных родов и жузов. Уже не говорю о надписях, указывающих на принадлежность к тому или иному роду, жузу на крупе «железных коней» некоторых автолюбителей.
Такой дуализм в мироощущении осложняется в нашем обществе еще и делением казахов на городских и аульных, «шала» и «нағыз» казахов. Некоторые деятели, общественные и не только, умудряются накрыть своеобразным стеклянным куполом казахскоязычную среду, пытаясь отделить ее от так называемых русскоязычных казахов, разбивая народ по степени владения русским языком, или точнее – по степени невладения казахским.
Как известно, объединяющим общество фактором, помимо этнической принадлежности, является религия. Считается, что казахи, по крайней мере большинство из них, являются мусульманами суннитского толка, ханафитского мазхаба. Однако и здесь не все так просто. В казахской среде до сих пор сильны элементы различных верований и псевдорелигиозного мировоззрения: например, в народе одинаково воодушевлённо и дружно отмечаются Наурыз мейрамы (праздник, восходящий корнями к зороастризму) и Курбан Айт. Казахи не видят особых противоречий в почитании аруахов (духов предков) и поклонении могилам предков, с одной стороны, и следовании пяти столпам ислама - с другой. Народ почитает за религиозные святыни памятники и достопримечательности, имеющие по сути лишь историческое и/или культурное значение (Мавзолей Ходжа Ахмета Яссави, Арыстанбаб и т.п.).
Кроме того, казахи продолжают различать в своем обществе социально-исторические слои – торе, кожа, не имевшие бы особого значения с точки зрения сформировавшейся в этническом отношении нации. Также казахи с легкостью идентифицируют себя потомками и наследниками великой империи Чингисхана, в то же время не забывая о гибели Отрара и других городов богатой тюркской культуры на Великом шелковом пути, равно как и о тюркских племенах, вытесненных монголами с Дешт-и-Кипчака на восточноевропейские равнины и предгорья северного Кавказа.
Так все-таки, кто есть казахи – отюреченные монголы, монголизированные тюрки или и то, и другое?
Казахи, которые собираются отмечать в следующем году 550 лет своей государственности, что в историко-политическом плане справедливо и правильно, в этно-социальном аспекте остаются, по сути, родоплеменным союзом. Нам только предстоит стать по настоящему единой, моноязычной казахской нацией. Причем это будет происходить вне зависимости от текущего момента, желания или нежелания отдельных представителей казахского общества, но при условии правильной государственной политики, последовательно направленной на интересы сохранения и приумножения казахского народа, развитие и процветание его многовековой культуры и богатого языка.
Система рыночных отношений, естественный экономический уклад неизбежно приведет общество к тому, что будет неважно, какого ты роду-племени. Уже сейчас можно наблюдать разделение на социальные слои, но совершенно другого свойства – классы общества. Средний класс формирует стержень нации, верхние (наниматели) и нижние (наемные) слои общества все реже различают при приеме (поступлении) на работу родоплеменные особенности, все чаще понимая, что важны, прежде всего, профессиональные и человеческие качества. Вместе с тем, усугубляется и будет усугубляться социальное расслоение общества, развиваться извечный социальный конфликт богатых и бедных. Но это уже совсем другая история.