Как власть делить будем?

11125 просмотров
0
Марат ТОЛЫБАЕВ
Четверг, 12 Мар 2015, 12:28

Только при этом условии начинает работать система сдержек и противовесов

Решил поразмышлять над тезисом Нурсултана Абишевича Назарбаева о делегировании некоторых полномочий от президента к парламенту и правительству, высказанном им на XVI съезде партии «Нур Отан».

Думаю, что речь идет о наполнении реальным содержанием одного из фундаментальных принципов демократии – «разделения властей». Суть его заключается в том, что три ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны быть независимы друг от друга. Только при этом условии начинает работать система сдержек и противовесов. В теории государства и права такая система считается лучшим способом недопущения излишней концентрации власти. Работает ли принцип разделения властей у нас в Казахстане? Думаю, что не в полной мере. Начнем с законодательной власти. Парламент нашей страны состоит из двух палат: сената и мажилиса. Согласно статье 50 Конституции, по два депутата сената избираются от областей и городов Алматы и Астаны. Итого 32 депутата. Однако наряду с ними президент страны назначает 15 депутатов сената своим решением. То есть на одну треть верхняя палата парламента состоит из прямых ставленников исполнительной власти, которую возглавляет президент. Это, безусловно, нарушает баланс между ветвями власти. Начать балансировку можно было бы с устранения указанного положения. В сенате должны быть представители регионов страны в чистом виде. Судебная власть. Здесь дела обстоят еще критичнее. Председатель и судьи Верховного суда избираются сенатом по представлению президента. Таким образом, руководство судебной власти поставлено в зависимость от исполнительной и законодательной властей. Более того, весь остальной состав судебной системы полностью назначается президентом страны по представлению Высшего судебного совета, который он же сам и формирует. Получается, вся судебная система в нашей стране находится в полной зависимости от президента, то есть от исполнительной власти. При таком положении вещей невозможно ожидать принятия судами объективных решений в вопросах, касающихся государственных органов и чиновников. Единственно правильным решением является введение прямой выборности всех судей снизу доверху. Только такой мандат непосредственно от народа позволит судьям быть реально независимыми и выносить решения, подчас не устраивающие исполнительную власть и сдерживающие ее от произвола. Что касается исполнительной власти, то здесь давно напрашивается предоставление бОльших полномочий акимам всех уровней и переход к их выборности. Об этом говорил и сам президент страны. Определенные шаги к этому уже были сделаны, но, к сожалению, дело не было доведено до конца. Я воспринимаю выступление Нурсултана Абишевича Назарбаева на съезде партии «Нур Отан» как сигнал к возобновлению этой работы. Схема проста: акимов выбирает население соответствующей административно-территориальной единицы; большинство государственных функций передается на места; для этого местным акимам дается больше полномочий и финансовая самостоятельность; последняя означает передачу части налогов и платежей в местный бюджет; за центральными органами остается выработка общей политики в каждой из сфер деятельности и контроль над местными органами власти. Хочется верить, что слова президента о делегировании власти найдут реальное воплощение, что, в свою очередь, несомненно, даст мощный импульс развитию нашего общества.

Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Если примирение вызывает сопротивление: как Астана продвигает диалог Армении и Азербайджана
Казахстан снова предоставляет площадку, где стороны давнего конфликта могут говорить напрямую
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Если примирение вызывает сопротивление: как Астана продвигает диалог Армении и Азербайджана
Казахстан снова предоставляет площадку, где стороны давнего конфликта могут говорить напрямую
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером