Как власть делить будем?

11067 просмотров
0
Марат ТОЛЫБАЕВ
Четверг, 12 Мар 2015, 12:28

Только при этом условии начинает работать система сдержек и противовесов

Решил поразмышлять над тезисом Нурсултана Абишевича Назарбаева о делегировании некоторых полномочий от президента к парламенту и правительству, высказанном им на XVI съезде партии «Нур Отан».

Думаю, что речь идет о наполнении реальным содержанием одного из фундаментальных принципов демократии – «разделения властей». Суть его заключается в том, что три ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны быть независимы друг от друга. Только при этом условии начинает работать система сдержек и противовесов. В теории государства и права такая система считается лучшим способом недопущения излишней концентрации власти. Работает ли принцип разделения властей у нас в Казахстане? Думаю, что не в полной мере. Начнем с законодательной власти. Парламент нашей страны состоит из двух палат: сената и мажилиса. Согласно статье 50 Конституции, по два депутата сената избираются от областей и городов Алматы и Астаны. Итого 32 депутата. Однако наряду с ними президент страны назначает 15 депутатов сената своим решением. То есть на одну треть верхняя палата парламента состоит из прямых ставленников исполнительной власти, которую возглавляет президент. Это, безусловно, нарушает баланс между ветвями власти. Начать балансировку можно было бы с устранения указанного положения. В сенате должны быть представители регионов страны в чистом виде. Судебная власть. Здесь дела обстоят еще критичнее. Председатель и судьи Верховного суда избираются сенатом по представлению президента. Таким образом, руководство судебной власти поставлено в зависимость от исполнительной и законодательной властей. Более того, весь остальной состав судебной системы полностью назначается президентом страны по представлению Высшего судебного совета, который он же сам и формирует. Получается, вся судебная система в нашей стране находится в полной зависимости от президента, то есть от исполнительной власти. При таком положении вещей невозможно ожидать принятия судами объективных решений в вопросах, касающихся государственных органов и чиновников. Единственно правильным решением является введение прямой выборности всех судей снизу доверху. Только такой мандат непосредственно от народа позволит судьям быть реально независимыми и выносить решения, подчас не устраивающие исполнительную власть и сдерживающие ее от произвола. Что касается исполнительной власти, то здесь давно напрашивается предоставление бОльших полномочий акимам всех уровней и переход к их выборности. Об этом говорил и сам президент страны. Определенные шаги к этому уже были сделаны, но, к сожалению, дело не было доведено до конца. Я воспринимаю выступление Нурсултана Абишевича Назарбаева на съезде партии «Нур Отан» как сигнал к возобновлению этой работы. Схема проста: акимов выбирает население соответствующей административно-территориальной единицы; большинство государственных функций передается на места; для этого местным акимам дается больше полномочий и финансовая самостоятельность; последняя означает передачу части налогов и платежей в местный бюджет; за центральными органами остается выработка общей политики в каждой из сфер деятельности и контроль над местными органами власти. Хочется верить, что слова президента о делегировании власти найдут реальное воплощение, что, в свою очередь, несомненно, даст мощный импульс развитию нашего общества.

Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Почему госпрограммы в Казахстане не доживают до конца
К 2025 году национальные проекты снова уходят в «концепции»
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Метания правительства: реформа или откат к ручному управлению?
Экстренные меры по стабилизации экономики перечеркивают логику заявленных преобразований
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента