Как "рулят" общественным транспортом в Кызылорде

6181 просмотров
0
Махмуд БАЙХОДЖАЕВ
Воскресенье, 12 Ноя 2017, 12:00

Кызылординцы будут выплачивать кредит в 21 миллион долларов за новые автобусы до 2023 года

Читайте также
Трамвай преткновения

В Кызылорде сложилась неоднозначная ситуация вокруг общественного транспорта. Все началось в 2013 году, когда городской акимат создал «Автобусный парк «Кызылорда» для оперативного и эффективного управления общественным транспортом. На тот период в городе были лишь несколько сотен частных перевозчиков под неким государственным контролем.

В том же году акимат провел тендер на пассажирские перевозки по всему областному центру, который выиграло им же созданное предприятие. Причем "Автобусный парк" на тот момент имел только 20 собственных автобусов.

Чтобы закрыть остальной объем перевозок, горакимат разрешил частникам пассажирские перевозки. С условием, что они будут проходить предрейсовый технический и медицинский осмотры под контролем вышеназванного госпредприятия.

В итоге, частники под прикрытием автобусного парка «Кызылорда» игнорируют выдачу билетов, разъезжают на морально устаревших автомашинах, с перегрузом салона, превышением скорости, нарушением интервала.

Кроме того, выяснилось, что частники не сдают вырученные за день средства в кассу автобусного парка, выплачивая лишь налог. Тогда как водители и кондукторы непосредственно самого госпредприятия за день должны выручить от 30 до 51 тысяч тенге. В результате чего бюджет города недополучает изрядную сумму денег.

Читайте также
Плата за жадность

Всего в перевозках занято 870 автобусов и микроавтобусов, и лишь 112 автобусов работают на государство.

В 2016 году автобусный парк закупил 92 автобуса китайского производства. Кредит в 21 миллионов долларов (порядка 7 млрд тенге) выдал Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) сроком до 2023 года. Под гарантии местных властей. Иными словами, если коммерческое предприятие не выплатит кредит, его оплатит государство.

Серик ТЕНИЗБАЕВ, президент Кызылординского областного общества по защите прав потребителей предупреждает:

- Все автобусы ("Автобусного парка" - М.Б.) были приобретены в кредит, с сегодняшнего дня мы уже платим за них. Кредит был выдан под гарантии бюджета. То есть если завтра они не смогут рассчитаться, будут урезаться средства со школ, детских садов и других социально важных направлений.

Несложные расчеты показывают, во сколько обошелся кызылординцам каждый новый китайский автобус, - в 228 тысяч долларов. И по мнению властей, это был самый доступный вариант. Кроме того, автобусы ездят на сжатом природном газе. Акцентируя на этом внимание, местные власти в 2016 году заявили, что не будут повышать стоимость проезда в общественном транспорте.

Тем не менее в августе 2017 года проезд с 70 и 30 тенге (взрослый и детский) повышается до 90 и 40 тенге. И Кызылорда становится вровень со столицей по стоимости проезда в Казахстане. Но не по уровню сервиса.

Читайте также
На улицах Атырау простаивают электронные табло за 39 миллионов

К примеру, автобусы не оснащены GPS-трекерами. И отслеживать соблюдение интервала приходится по старинке, расставляя контролеров на остановках. Интервал в лучшем случае составляет 10 минут вместо положенных 5-7 минут. Не работают кондиционеры, очень нужные летом в плюс 40. На остановках нет схемы движения, и людям сложно ориентироваться в городе.

В ходе одной из встреч общественников с представителями горакимата и автобусного парка выяснилось, что тендер 2013 года прошел с нарушениями законодательства. К примеру, к конкурсу не были допущены частные перевозчики. Лишь позже их допустили к перевозкам (читайте об этом выше).

Кроме того, замена водителей, кондукторов и устаревшего транспорта производится по решению горакимата и руководства "Автобусного парка". В нарушение законодательства.

На сегодня общественники требуют провести новый конкурс на пассажирские перевозки, причем отдельно по каждому маршруту. И допустить к конкурсу частников.

Чтобы оправдать повышение стоимости проезда до столичного уровня, власти города под нажимом общественности ввели проездные, инвалидам первой категории предоставили бесплатный проезд, пенсионерам старше 70 лет скидку в 50 процентов. Бесплатный проезд сохранили ветеранам ВОВ. Также бесплатно прокатиться можно, если кондуктор не выдаст билет. На этом плюшки закончились.

Читайте также
Тайный пассажир высокого ранга

Плата за проезд в 90 тенге ощутимо ударила по кошелькам потребителей. В первую же неделю повышения проезда горожане составили открытое письмо акиму области, где призвали Крымбека КУШЕРБАЕВА снизить тариф, ставший поводом для социального напряжения. Ответ властей оказался предсказуемым - все в рамках законодательства. На сегодня кызылординцы готовят письмо на имя главы государства.

По мнению общественников, повышения тарифа можно было избежать, будь деятельность автобусного парка прозрачной.

Кроме того, у общественников возникает вопрос, сможет ли «Автобусный парк «Кызылорда» самостоятельно выплатить кредит за новые автобусы?

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
МВД Казахстана закручивает пробки на рынке алкоголя
Что стоит за попыткой ужесточения продаж алкогольных напитков?
Индрик-зверь: Что известно о монстре, затмившем динозавров на территории Казахстана
Занимательная история от Андрея Михайлова
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Мечты казахстанцев о квадратных метрах «уходят» в область фантастики
Разбираемся к чему приведет повышение базовой ставки до 18%
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента