Новые схемы вокруг товарных и финансовых потоков уже сформировались
На днях в Алматы прошел бизнес-форум “EXPO-EURASIA KAZAKHSTAN 2024”. Проводимый не первый год, он собирает в основном, компании из России. В этот раз форум прошел весьма скромно, с небольшим количеством участников, хотя при этом, довольно высоко статусными гостями из Узбекистана и Таджикистана. Но по-настоящему интересным событие сделало не количество и статус участников, а то, что на нём прозвучало в удивительно прямой форме, то, как российский бизнес и экономика обходят санкции.
- До начала специальной военной операции и ввода санкций против России, товары из Европы напрямую поступали на российский, а дальше, в ряде случаев и на казахстанский и узбекистанский рынки через транспортные хабы в Прибалтике. Сейчас цепочки меняются: товары идут из Европы в Турцию, затем оформляются транзитные документы, и дальше они идут в Россию или в Кыргызстан и Узбекистан, и оттуда опять же в Россию. Это естественно, влечёт за собой удорожание: раньше доставка из Европы занимала порядка 14 дней, сейчас – от месяца, - рассказал Николай СЕРЕБРЯКОВ, российский бизнесмен и эксперт в сфере международной логистики.
Самая актуальная на сегодня тема, которая затрагивает бизнес многих участников, это проводка платежей. До введения санкций, участники международной торговли могли проводить платежи зарубежному поставщику напрямую и прохождение платежа занимало один-три дня. Теперь не так, причём ситуация довольно разная в разных странах. Если одни страны вообще не принимают российские платежи, то, например, китайским партнерам можно платить и сейчас напрямую, но всё же не все китайские банки принимают платежи из России. И появляется схема использования так называемых платежных агентов. Что это такое?
- Заключается трехсторонний договор между компанией-покупателем, поставщиком и агентом. Таковыми выступают субъекты Кыргызстана, Узбекистана и Китая. Комиссия агентов составляет от 4% до 10%, в зависимости от суммы оплаты. В идеальных условиях прохождение платежа занимает 5-7 дней, но так бывает далеко не всегда: есть банки, которые отказываются принимать платежи в юанях, и приходится те же проводки делать в долларах. Такие платежи уже проходят относительно быстро. Тенденция последних дней в том, что прохождение платежей ускоряется. Если говорить о “ресурсах общения”, то мы подключаем своих партнеров также с Китая, Узбекистана и Кыргызстана, чтобы общаться с теми поставщиками из США или Европы, которые не хотят напрямую контактировать с российскими компаниями. Они списываются, получают инвойс для оплаты, и мы начинаем ее проводку… У нас есть почтовые сервера в этих странах, и наши логисты сами связываются с поставщиками, создают “красивую историю” для них, - рассказал российский эксперт.
Говоря о тенденциях развития международной логистики на ближайшее время, он высказал мнение, что вряд ли что-то будет меняться, хотя временной срок для этих прогнозов он очертил небольшой, всего-то два года. Новые схемы вокруг товарных и финансовых потоков уже сформировались, и они, вероятно, вполне функциональны и устойчивы к давлению. Естественно, повысились объемы транзитных поставок грузов в Россию из Китая и Гонконга. Много товаров идёт из стран Юго-Восточной Азии, из Африки, Ближнего Востока и особенно из Арабских Эмиратов, с платежами за них также через ОАЭ. Европейские, американские поставки авиасообщением идут в ОАЭ, затем оформляется транзит и грузы “заезжают” в Россию. По сути ничего сильно не изменилось, препоны появляются, за счет этого увеличиваются сроки и цена, но любой стратегический товар, который нужен, поступает в Россию.
А что же Казахстан? Каково его место в этих новых международных логистических схемах?
- Когда началась СВО, много грузов и оплаты шла через Казахстан. Но потом товары стали стопориться или возвращаться. Мы не можем растаможить груз на российское юридическое лицо в Казахстане, нужно иметь компанию в Казахстане, и на неё растамаживать, - рассказал Николай Серебряков.
Также обращает внимания такой тезис эксперта: из-за ситуации на валютном рынке очень растёт экспорт из России, в большой мере он проходит через Эмираты. В основном речь идёт о горюче-смазочных материалах, но есть тенденция увеличения продаж строительных материалов, косметики и, как ни странно, одежды, причем даже в Англию.
Эксперт порекомендовал всем потенциальным участникам международной торговли, особенно экспортерам, не экономить на составлении внешнеторговых контрактов: нужно приглашать грамотных юристов, использовать британское право. “Это недешевая процедура, но лучше на этом не экономить, чем потом искать, куда делись деньги”. И использовать стопроцентную предоплату.
Общее впечатление от это выступления было таким: мировая торговля и логистика уже настолько масштабны, включают колоссальные интересы очень многих участников, и это не делает возможным торговую изоляцию какой-либо части мирового рынка. Во всяком случае, быстро. А значит, санкционные войны будут только расширяться и продолжаться.
Фото: pixabay.com.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!