Ремонтные предприятия продолжают срывать сроки ремонта военной техники российского производства из-за войны в Украине
9 ноября 2024 года в 11:40 в районе села Сарыжар Марктукского района Актюбинской области при совершении учебно-тренировочного полета совершил “жёсткую посадку” вертолёт Ми-8 министерства обороны Республики Казахстан. Из-за возникшего пожара “вертушка” выгорела полностью. Из трёх членов экипажа удалось спасти двоих - командира авиационной эскадрильи Военного института Сил воздушной обороны майор Бибарыса ИБРАЕВА и старшего летчика-инструктора учебно-тренировочного авиационного центра Военного института Сил воздушной обороны старший лейтенант Рустема НИГМЕТОВА. Они были доставлены в больницу. Один офицер погиб - офицер-инструктор авиационной эскадрильи Военного института Сил воздушной обороны майор Батыр УРАЗЫМБЕТОВ.
В официальном сообщении министерство обороны указало, что “по предварительным данным, причиной авиационного инцидента могла стать техническая неисправность”: “На данном вертолете последний капитальный ремонт был выполнен в 2023 году на базе “Авиаремонтного завода №405” в Алматы. Все регламентные работы, включая предполетную подготовку, были выполнены в полном соответствии с установленными нормативами. Экипаж вертолета имел значительный опыт и был профессионально подготовлен для выполнения задач в сложных метеорологических условиях, как днем, так и ночью, включая действия в экстренных ситуациях”.
Сделало военное ведомство в сообщении и вот такую ремарку: “Вертолеты Ми-8 стоят на вооружении Сил воздушной обороны с момента обретения независимости Республики Казахстан. Этот тип техники используется более чем в 50 странах мира и благодаря своей многофункциональности и надежности является одним из самых востребованных вертолетов”. Для молодого поколения она, безусловно, важна, а старшее знает, что вся военная техника после обретения Казахстаном независимости была исключительно советского производства. И за 33 года мало что изменилось: большая часть военной техники до сих пор либо модернизированная техника времён СССР, либо производства России. Лишь незначительная часть – производства стран НАТО.
В чём причина “жёсткой посадки” военного вертолёта - покажет расследование несчастного случая. Самая важная деталь - последний капитальный ремонт разбившегося и сгоревшего вертолета был выполнен в 2023 году на базе “Авиремонтного завода №405” в Алматы.
Ratel.kz сделал немало публикаций на тему того, как проводится плановый ремонт и закуп военной техники Казахстаном после начала российского вторжения в Украину в феврале 2022 года. Зависимость нашей страны от запасных частей и комплектующих на самолёты и вертолёты – крайне острая тема.
Не будем повторяться, рассмотрим лишь конкретно авиаремонтный завод №405 в Алматы.
В аудиторском отчёте “Авиаремонтного завода №405” за 2023 год можно прочитать следующую информацию: “Компания ведет деятельность преимущественно на основании государственного заказа Республики Казахстан и не оказывает услуги по ремонту и обслуживанию авиационной техники других стран, прямо или косвенно задействованных в конфликте между Российской Федерацией и Украиной. Вся авиационная техника, ремонтируемая в Компании, эксплуатируется на территории Республики Казахстан, либо на африканском континенте под эгидой ООН. Основные поставщики Компании находятся в Российской Федерации.
Альтернативные поставщики запасных частей и агрегатов для авиационной техники, эксплуатируемой в Республике Казахстан, отсутствуют, поэтому Компания вынуждена взаимодействовать с российскими поставщиками. Оплата российским поставщикам осуществляется по агентскому соглашению с государственной компанией Республики Казахстан в рамках межгосударственных соглашений о сотрудничестве, в соответствии с международным законодательством”.
Думаем, не стоит напоминать о том, что все поставщики военной техники из России давно находятся в санкционном списке. Потому имеют огромные сложности как с платежами, так и с поставками зарубежных комплектующих. Особенно электронных компонентов. Не говоря о том, что в приоритете сейчас обслуживание собственного парка вертолётов и самолётов, которые участвуют в военных действиях на территории Украины.
В судебной базе можно найти несколько судебных решений за последние полтора года, где авиаремонтный завод №405 фигурирует в качестве ответчика.
15 марта 2024 года специализированный межрайонный экономический суд города Алматы вынес решение по иску РГУ “Авиационная служба Комитета национальной безопасности Республики Казахстан”, которое просило признать АО “Авиаремонтный завод №405” недобросовестным участником государственных и взыскать с ответчика неустойку за срыв срока выполнения контракта.
28 марта 2022 года между РГУ “Авиационная служба Комитета национальной безопасности Республики Казахстан” и АО “Авиаремонтный завод №405” был заключен договор о государственных закупках по капитальному ремонту двух вертолетов Ми-8МТ. 9 ноября 2023 года к договору было заключено дополнительное соглашение в части изменения стоимости работ этапа №2, которая составила 2,257 млрд тенге, а также срока окончания выполнения работ этапа №2 и ремонта – 30 ноября 2023 года.
“Согласно условиям договора и дополнительного соглашения, ремонт вертолётов должен быть осуществлен 30 ноября 2023 года, однако на дату предъявления иска ремонт не был осуществлен в полном объеме, тем самым ответчиком обязательства не исполнены. В этой связи, в силу требований Закона, истец обратился в суд иском. Вместе с тем в судебном заседании установлено, что ремонт вертолетов был осуществлен в полном объеме 2 марта 2024 года, что подтверждаются актами выполненных работ, и они были приняты истцом, о чем не оспаривали стороны”, - говорится в решении суда, который не стал признавать завод недобросовестным участником госзакупок, однако взыскал в доход государства пеню в размере 13,6 млн тенге.
16 марта 2023 года специализированный межрайонный экономический суд город Алматы вынес решение по иску РГУ “Воинская часть 3656 Национальной гвардии Республики Казахстан” к АО “Авиаремонтный завод №405”.
8 июня 2022 года между РГУ “Воинская часть 3656 Национальной гвардии Республики Казахстан” и АО “Авиаремонтный завод №405” был заключён договор о государственных закупках на выполнение капитального ремонта вертолета МИ-171Е на общую сумму 1,269 млрд тенге. Был произведен авансовый платеж в размере 30% от стоимости договора - 380 млн тенге. Авиаремонтный завод №405 обязан был завершить ремонт вертолета до 15 декабря 2022 года. Однако этого сделано не было.
Вместо этого АО “Авиаремонтный завод №405” подал встречный иск, попросив суд признать незаконным расторжение договора в одностороннем порядке.
“Задержка ремонта произошла из-за необходимости заключить договор с разработчиком (иностранным предприятием) и проведением оплаты по нему. Также пришлось решать вопросы с военными представительствами Российской Федерации. Тем самым, возникли форс-мажорные обстоятельства. Авиаремонтный завод №405 обратился за выдачей свидетельства о форс-мажоре. Свидетельство о наличии форс-мажора получено 3 февраля 2023 года”, - читаем в судебном акте.
Суд своим решением обязал АО “Авиаремонтный завод №405” возвратить в доход бюджета авансовый платеж в размере 380 млн тенге.
В 2024 году специализированный межрайонный экономический суд города Астаны рассмотрел несколько гражданских дел по иску РГУ “Комитет государственного оборонного заказа Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан” и АО “Авиаремонтный завод №405”. В них речь шла как раз о задержке в ремонте нескольких вертолётов министерства обороны. Не исключено, что именно по этому контракту ремонтировался борт, который совершил “жёсткую посадку” 9 ноября 2024 года в Актюбинской области.
В частности, для нужд РГУ “Военный институт Сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского Союза Т.Я. Бегельдинова” выполнялись работы по капитальному ремонту двух вертолётов Ми-8МТ и вертолёта Ми-17 заводской №520М17 на общую сумму 4 млрд тенге.
В одном из судебных актов читаем: “Судом установлено, что нарушение сроков выполнения работ было допущено по причине несовременного принятия решения по агрегатам и предоставления получателем агрегатов для укомплектования вертолетов.
Так, по вертолету Ми-17 заводской №520М17, акт сдачи-приёмки вертолёта в ремонт от 22 июля 2021 года, фактический срок предоставления агрегата (КВПП) 13 июля 2023 года, просрочка составила 680 дней.
По вертолету Ми-8МТ заводской №94951, акт сдачи-приёмки вертолёта в ремонт от 22 июля 2021 года, фактический срок предоставления агрегата (КВПП) 26 апреля 2023 года, просрочка составила 606 дней. Агрегат (КАУ-30 Б) фактически представлен в ремонт 17 июля 2023 года, просрочка составила 569 дней.
По вертолету Ми-8МТ заводской №94558, акт сдачи-приёмки вертолета в ремонт от 5 ноября 2021 года, фактический срок предоставления агрегата (КВПП) 26 апреля 2023 года, просрочка составила 642 дня.
Суд также принимает во внимание свидетельство о наступлении обстоятельств непреодолимой силы №06-11/924 от 30 декабря 2022 года, согласно которому Внешнеторговая палата Казахстана свидетельствует о наступлении обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), препятствовавших своевременному исполнению АО “Авиаремонтный завод №405” обязательств по договору №241-СВО от 22 апреля 2021 года, заключенному с РГУ “Комитет государственного оборонного заказа Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан”.
В отзыве АО “Авиаремонтный завод №405” указал, что выполнил свои обязательства по договору в полном объеме: “Истцу было известно, что на сроки выполнения ремонта агрегатов повлияли обстоятельства, находящиеся вне контроля ответчика. Принимая во внимание, что вертолёты получателей выпущены на предприятиях, находящихся на территории Российской Федерации, ремонт агрегатов ответчик осуществлял на предприятиях Российской Федерации”.
Обратите внимание на сроки задержки ремонта вертолётов министерства обороны – от 569 до 680 дней! Хотя в ремонт машины были сданы ещё до начала военных действий в Украине. Будем надеяться, что при расследовании аварии специалисты уделят внимание и этим существенным моментам.
Несмотря на такие сложности в ремонте вертолётов российского производства, МЧС РК уже проводит конкурс на приобретение в лизинг трёх вертолётов МИ-8АМТ по 12,896 млрд тенге за каждый без НДС и четырёх вертолётов Ка-32А11ВС по 12,791 млрд тенге за каждый без НДС у ООО “Авиаремонтное предприятие”. Общая сумма закупки – почти 150 млрд тенге. Пока желающих оказать услуги лизинга не нашлось, хотя конкурс проводился несколько раз. В следующем материале Ratel.kz попробует разобраться, почему никто из казахстанских банков не подал заявки на конкурс и кто в итоге профинансирует покупку вертолётов для МЧС.
Фото: МЧС РК.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!