Из-за чего вертолёт минобороны совершил “жёсткую посадку” в Актюбинской области

1433 просмотров
0
Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ
Среда, 13 Ноя 2024, 09:00

Ремонтные предприятия продолжают срывать сроки ремонта военной техники российского производства из-за войны в Украине

9 ноября 2024 года в 11:40 в районе села Сарыжар Марктукского района Актюбинской области при совершении учебно-тренировочного полета совершил “жёсткую посадку” вертолёт Ми-8 министерства обороны Республики Казахстан. Из-за возникшего пожара “вертушка” выгорела полностью. Из трёх членов экипажа удалось спасти двоих - командира авиационной эскадрильи Военного института Сил воздушной обороны майор Бибарыса ИБРАЕВА и старшего летчика-инструктора учебно-тренировочного авиационного центра Военного института Сил воздушной обороны старший лейтенант Рустема НИГМЕТОВА. Они были доставлены в больницу. Один офицер погиб - офицер-инструктор авиационной эскадрильи Военного института Сил воздушной обороны майор Батыр УРАЗЫМБЕТОВ.

В официальном сообщении министерство обороны указало, что “по предварительным данным, причиной авиационного инцидента могла стать техническая неисправность”: “На данном вертолете последний капитальный ремонт был выполнен в 2023 году на базе Авиаремонтного завода 405 в Алматы. Все регламентные работы, включая предполетную подготовку, были выполнены в полном соответствии с установленными нормативами. Экипаж вертолета имел значительный опыт и был профессионально подготовлен для выполнения задач в сложных метеорологических условиях, как днем, так и ночью, включая действия в экстренных ситуациях”.

Читайте также
Война в Украине всё больше ослабляет военную авиацию Казахстана

Сделало военное ведомство в сообщении и вот такую ремарку: “Вертолеты Ми-8 стоят на вооружении Сил воздушной обороны с момента обретения независимости Республики Казахстан. Этот тип техники используется более чем в 50 странах мира и благодаря своей многофункциональности и надежности является одним из самых востребованных вертолетов”. Для молодого поколения она, безусловно, важна, а старшее знает, что вся военная техника после обретения Казахстаном независимости была исключительно советского производства. И за 33 года мало что изменилось: большая часть военной техники до сих пор либо модернизированная техника времён СССР, либо производства России. Лишь незначительная часть – производства стран НАТО.

В чём причина “жёсткой посадки” военного вертолёта - покажет расследование несчастного случая. Самая важная деталь - последний капитальный ремонт разбившегося и сгоревшего вертолета был выполнен в 2023 году на базе “Авиремонтного завода №405” в Алматы.

Ratel.kz сделал немало публикаций на тему того, как проводится плановый ремонт и закуп военной техники Казахстаном после начала российского вторжения в Украину в феврале 2022 года. Зависимость нашей страны от запасных частей и комплектующих на самолёты и вертолёты – крайне острая тема.

Не будем повторяться, рассмотрим лишь конкретно авиаремонтный завод №405 в Алматы.

В аудиторском отчёте “Авиаремонтного завода №405” за 2023 год можно прочитать следующую информацию: “Компания ведет деятельность преимущественно на основании государственного заказа Республики Казахстан и не оказывает услуги по ремонту и обслуживанию авиационной техники других стран, прямо или косвенно задействованных в конфликте между Российской Федерацией и Украиной. Вся авиационная техника, ремонтируемая в Компании, эксплуатируется на территории Республики Казахстан, либо на африканском континенте под эгидой ООН. Основные поставщики Компании находятся в Российской Федерации.

Читайте также
Военная тайна: сколько стоит пистолетный патрон казахстанского производства

Альтернативные поставщики запасных частей и агрегатов для авиационной техники, эксплуатируемой в Республике Казахстан, отсутствуют, поэтому Компания вынуждена взаимодействовать с российскими поставщиками. Оплата российским поставщикам осуществляется по агентскому соглашению с государственной компанией Республики Казахстан в рамках межгосударственных соглашений о сотрудничестве, в соответствии с международным законодательством”.

Думаем, не стоит напоминать о том, что все поставщики военной техники из России давно находятся в санкционном списке. Потому имеют огромные сложности как с платежами, так и с поставками зарубежных комплектующих. Особенно электронных компонентов. Не говоря о том, что в приоритете сейчас обслуживание собственного парка вертолётов и самолётов, которые участвуют в военных действиях на территории Украины.

В судебной базе можно найти несколько судебных решений за последние полтора года, где авиаремонтный завод №405 фигурирует в качестве ответчика.

15 марта 2024 года специализированный межрайонный экономический суд города Алматы вынес решение по иску РГУ “Авиационная служба Комитета национальной безопасности Республики Казахстан”, которое просило признать АО “Авиаремонтный завод №405” недобросовестным участником государственных и взыскать с ответчика неустойку за срыв срока выполнения контракта.

28 марта 2022 года между РГУ “Авиационная служба Комитета национальной безопасности Республики Казахстан” и АО “Авиаремонтный завод №405” был заключен договор о государственных закупках по капитальному ремонту двух вертолетов Ми-8МТ. 9 ноября 2023 года к договору было заключено дополнительное соглашение в части изменения стоимости работ этапа №2, которая составила 2,257 млрд тенге, а также срока окончания выполнения работ этапа №2 и ремонта – 30 ноября 2023 года.

Читайте также
NEWTECH DISTRIBUTION должно вернуть 682 млн тенге аванса за КВ-радиостанции для казахстанской армии

Согласно условиям договора и дополнительного соглашения, ремонт вертолётов должен быть осуществлен 30 ноября 2023 года, однако на дату предъявления иска ремонт не был осуществлен в полном объеме, тем самым ответчиком обязательства не исполнены. В этой связи, в силу требований Закона, истец обратился в суд иском. Вместе с тем в судебном заседании установлено, что ремонт вертолетов был осуществлен в полном объеме 2 марта 2024 года, что подтверждаются актами выполненных работ, и они были приняты истцом, о чем не оспаривали стороны”, - говорится в решении суда, который не стал признавать завод недобросовестным участником госзакупок, однако взыскал в доход государства пеню в размере 13,6 млн тенге.

16 марта 2023 года специализированный межрайонный экономический суд город Алматы вынес решение по иску РГУ “Воинская часть 3656 Национальной гвардии Республики Казахстан” к АО “Авиаремонтный завод №405”.

8 июня 2022 года между РГУ “Воинская часть 3656 Национальной гвардии Республики Казахстан” и АО “Авиаремонтный завод №405” был заключён договор о государственных закупках на выполнение капитального ремонта вертолета МИ-171Е на общую сумму 1,269 млрд тенге. Был произведен авансовый платеж в размере 30% от стоимости договора - 380 млн тенге. Авиаремонтный завод №405 обязан был завершить ремонт вертолета до 15 декабря 2022 года. Однако этого сделано не было.

Вместо этого АО “Авиаремонтный завод №405” подал встречный иск, попросив суд признать незаконным расторжение договора в одностороннем порядке.

Задержка ремонта произошла из-за необходимости заключить договор с разработчиком (иностранным предприятием) и проведением оплаты по нему. Также пришлось решать вопросы с военными представительствами Российской Федерации. Тем самым, возникли форс-мажорные обстоятельства. Авиаремонтный завод №405 обратился за выдачей свидетельства о форс-мажоре. Свидетельство о наличии форс-мажора получено 3 февраля 2023 года”, - читаем в судебном акте.

Читайте также
Как вторжение России в Украину повлияло на обороноспособность казахстанской армии

Суд своим решением обязал АО “Авиаремонтный завод №405” возвратить в доход бюджета авансовый платеж в размере 380 млн тенге.

В 2024 году специализированный межрайонный экономический суд города Астаны рассмотрел несколько гражданских дел по иску РГУ “Комитет государственного оборонного заказа Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан” и АО “Авиаремонтный завод №405”. В них речь шла как раз о задержке в ремонте нескольких вертолётов министерства обороны. Не исключено, что именно по этому контракту ремонтировался борт, который совершил “жёсткую посадку” 9 ноября 2024 года в Актюбинской области.

В частности, для нужд РГУ “Военный институт Сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского Союза Т.Я. Бегельдинова” выполнялись работы по капитальному ремонту двух вертолётов Ми-8МТ и вертолёта Ми-17 заводской №520М17 на общую сумму 4 млрд тенге.

В одном из судебных актов читаем: “Судом установлено, что нарушение сроков выполнения работ было допущено по причине несовременного принятия решения по агрегатам и предоставления получателем агрегатов для укомплектования вертолетов.

Так, по вертолету Ми-17 заводской №520М17, акт сдачи-приёмки вертолёта в ремонт от 22 июля 2021 года, фактический срок предоставления агрегата (КВПП) 13 июля 2023 года, просрочка составила 680 дней.

По вертолету Ми-8МТ заводской №94951, акт сдачи-приёмки вертолёта в ремонт от 22 июля 2021 года, фактический срок предоставления агрегата (КВПП) 26 апреля 2023 года, просрочка составила 606 дней. Агрегат (КАУ-30 Б) фактически представлен в ремонт 17 июля 2023 года, просрочка составила 569 дней.

Читайте также
Из-за ковида и войны в Украине у минобороны Казахстана возникли сложности с обслуживанием самолётов С-295М

По вертолету Ми-8МТ заводской №94558, акт сдачи-приёмки вертолета в ремонт от 5 ноября 2021 года, фактический срок предоставления агрегата (КВПП) 26 апреля 2023 года, просрочка составила 642 дня.

Суд также принимает во внимание свидетельство о наступлении обстоятельств непреодолимой силы №06-11/924 от 30 декабря 2022 года, согласно которому Внешнеторговая палата Казахстана свидетельствует о наступлении обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), препятствовавших своевременному исполнению АО “Авиаремонтный завод №405” обязательств по договору №241-СВО от 22 апреля 2021 года, заключенному с РГУ “Комитет государственного оборонного заказа Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан”.

В отзыве АО “Авиаремонтный завод №405” указал, что выполнил свои обязательства по договору в полном объеме: “Истцу было известно, что на сроки выполнения ремонта агрегатов повлияли обстоятельства, находящиеся вне контроля ответчика. Принимая во внимание, что вертолёты получателей выпущены на предприятиях, находящихся на территории Российской Федерации, ремонт агрегатов ответчик осуществлял на предприятиях Российской Федерации”.

Обратите внимание на сроки задержки ремонта вертолётов министерства обороны – от 569 до 680 дней! Хотя в ремонт машины были сданы ещё до начала военных действий в Украине. Будем надеяться, что при расследовании аварии специалисты уделят внимание и этим существенным моментам.

Несмотря на такие сложности в ремонте вертолётов российского производства, МЧС РК уже проводит конкурс на приобретение в лизинг трёх вертолётов МИ-8АМТ по 12,896 млрд тенге за каждый без НДС и четырёх вертолётов Ка-32А11ВС по 12,791 млрд тенге за каждый без НДС у ООО “Авиаремонтное предприятие”. Общая сумма закупки – почти 150 млрд тенге. Пока желающих оказать услуги лизинга не нашлось, хотя конкурс проводился несколько раз. В следующем материале Ratel.kz попробует разобраться, почему никто из казахстанских банков не подал заявки на конкурс и кто в итоге профинансирует покупку вертолётов для МЧС.

Фото: МЧС РК.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
Из-за чего вертолёт минобороны совершил “жёсткую посадку” в Актюбинской области
Ремонтные предприятия продолжают срывать сроки ремонта военной техники российского производства из-за войны в Украине
Устроивший ДТП мопедист признан свидетелем аварии
В Алматы судят водителя минивэна, не сумевшего увернуться от мопеда с пассажиром
Суд не дал бывшему топ-менеджеру QazaqGaz заработать ещё 63 млн тенге
Бахтияр Избасаров рассчитывал на выплату бонусов по итогам отработанных лет
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
О кадровых решениях Трампа и почему Алматы - и в Америке рулит
Если Шымкент - казахский Техас, то Алматы - казахская Флорида
Жертвы Турксиба: сколько человек погибло при строительстве легендарной магистрали
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Что нельзя говорить смертельно больному
Казахстанского волонтёра пригласили в Санкт-Петербургский институт развития человека читать первый курс про сопровождение в умирании и горевании
Қазақстанда адамдар жұмысқа орналасқаны үшін сотталып жатыр
Пара беруден басқа амал қалмаса қайтсін енді
Миллионы потратит нацкомпания "QazaqGaz" на рассказы о своей работе
А какие телеканалы, газеты и интернет-порталы могут на этом неплохо заработать?
Во сколько казахстанцам обходится правление Досаева
Крутые тачки, офшоры и куча рабочих
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Президент и крестьяне
Земельные кадастры - как инструмент восстановления справедливости (или передела незаконно захваченного)
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.