В случае пересмотра программы трехъязычия сэкономленные средства предлагают направить на ремонт аварийных школ
На снимке: Ирина Смирнова.
Программа развития трехъязычия, на которую казахстанские власти направили в 2016-2017 годах 11 млрд тенге и на которую в 2018-2020 годах планируют выделить еще 19,5 млрд тенге, оказалась неэффективной. Об этом в своем запросе на имя премьер-министра Бакытжана САГИНТАЕВА в среду, 6 декабря, рассказала на пленарном заседании мажилиса депутат Ирина СМИРНОВА. Кроме того, народная избранница напомнила о средствах, расходуемых на методологическое содержание, развитие инновационного кластера и другие задачи.
Как отметила Ирина Смирнова, уже 2 года преподавателей физики, химии, биологии обучают английскому за счет государства, а учителей из сел направляют в центры с предоставлением жилья и питания.
- В это время на рабочем месте обучающемуся сохраняется заработная плата, а заменяющему учителю оплачивают замену. То есть фактически оплата за проведенные часы в отсутствие профильного педагога проводится в двойном размере. Вместе с тем сегодня уже говорят, что есть вероятность того, что для некоторых учителей такие курсы будут проводить повторно, так как трех месяцев для овладения иностранным языком недостаточно, - заявила депутат.
Народная избранница считает, что преподавание на английском языке, на котором учитель не то что свободно думать, а даже изъясняться на бытовом уровне не сможет, не будет эффективным. Тем более что такие предметы, как физика, химия, биология даже на родном языке не все ученики усваивают в полном объеме.
- Кроме того, в десятых классах только 10-15% учеников владеют английским языком на уровне, позволяющем обучаться на нем другим предметам. А что делать с остальными учениками? – отметила она.
В сложившейся ситуации, по мнению Ирины Смирновой, ученики могут не получить полноценных знаний по фундаментальным предметам, обеспечивающих широкий кругозор.
- Скорее всего, программа не оправдает ожидания главы государства – так же, как и вложенных в нее средств. Это уже ясно. Конечно, скоро нам могут показать блестящую статистику. Но вопрос, зачем же мы себя обманываем? Это же будущее нашей с вами страны, наши дети, наша система образования – основа основ, - задается вопросам депутат.
Ирина Смирнова рассказала о том, как чиновники от образования пытаются пустить пыль в глаза, демонстрируя якобы имеющиеся успехи во внедрении трехъязычия в школах.
- В одном из лицеев Астаны недавно проводился открытый урок по биологии на английском языке, чтобы продемонстрировать уровень готовности к переходу. Учитель прочел весь урок на ломаном английском по бумажке, а из 30 учеников подготовили пятерых, знающих язык, чтобы произвести впечатление интерактива, - живописала депутат.
При этом она подчеркнула, что перекладывать ответственность с себя за неэффективное планирование, прогноз и статистику на людей, которые якобы не успевают осилить программу, бессмысленно.
- Завтра уполномоченный орган придумает новую программу с новыми деньгами. Отступать-то мы не любим, как и признавать ошибки, - заявила экс-директор школы.
В итоге Ирина Смирнова призвала правительство рассмотреть вопрос рациональности введения преподавания физики, химии, биологии на английском языке в массовой школе. Кроме того, по мнению депутата, следует улучшить подготовку, переподготовку учителей-филологов, а также принять меры по повышению качества преподавания языков.
В случае пересмотра программы Ирина Смирнова предложила сэкономленные средства направить на ремонт и аварийных школ и строительство новых.
Фото: ru.sputniknews.kz.