- Начало учебного года – волнительный момент, - без конца повторяли учителя, изо всех сил изображая откуда-то взявшееся вдохновение.
Пожалуй, никого из членов правительства не встречают в Астане с таким пафосом, как Имангали ТАСМАГАМБЕТОВА. Дороги, по которым следует аким первопрестольной, полицейские заранее расчищают от излишнего транспорта. Они же охраняют здание по периметру от неведомых злоумышленников, даже если в нем идет обычное совещание педагогов города. Над центральным входом в Конгресс-холл акиматовцы повесили растяжки «Августовское совещание-2014», больше похожие на первомайские транспаранты В дополнение к ним установили тематические флажки. А вдруг кто-нибудь потеряется?
Но педагогов, как всегда, недооценили. В половине девятого они уже толпились в фойе, чтобы пройти регистрацию, протягивая удостоверения сотрудникам департамента образования.
- Девочки, вы отметились? Идите, я очередь заняла, - беспокоилась чья-то завуч, вылезая из толпы. Обрадованные «девочки» втягивали животы и, расталкивая боками коллег из других школ, протискивались в учительский поток.
В этом году педагоги долго не могли придумать, что представить акиму на выставке своих достижений, и решили показать… старшеклассников, только переодели их в первые попавшиеся костюмы. В отдельных отсеках, изнывая от жары, сидели казахские бии и ханы в синтетических чапанах. Здесь же можно было увидеть девочку в кимешеке и длинном до пола платье с горящими свечами в раскрытых ладонях. Так во всех смыслах героиня простояла больше часа. Учительская конкуренция за право выделиться поражала зрителей глубиной мысли. Педагог из 52-й школы Гулимжан МОЛДРАИМОВА, к примеру, решила раздеть своих подопечных. По ее задумке два мальчика, прикрывшись скупым костюмом из нескольких деталей, изображали дикарей из каменного века. Один из них изображал недоразвитого охотника и от смущения всем телом опирался на копье. Другой сидел на куске ткани с камнями в руках, пряча взгляд под нависшим на лицо лохматым париком. Тем временем гордый автор композиции хвасталась своим произведением перед коллегами, а те, удивленные, без конца фотографировались с невольными неандертальцами.
- Начало учебного года – волнительный момент, - без конца повторяли учителя, изо всех сил изображая откуда-то взявшееся вдохновение.
Представитель от Назарбаев Университета Хадиша ДАИРОВА тоже порадовалась достижениям образованной нации. Только в конце по-своему красноречиво раскритиковала ЕНТ и пыталась объяснить, почему ее коллеги отказываются от такого контроля знаний:
- ЕНТ – хороший, он выполнил свою социальную задачу, но его надо переделывать. Мы отказались, потому что легко такие знаниевые знания – тесты очень легко к ним готовить. Вы посмотрите, в стране развернулся бизнес подготовки к ЕНТ.
Имангали Тасмагамбетов скучал, пока не пригласили к трибуне студентку одного из столичных колледжей. Ее доклад почти ничем не отличался от выступлений предыдущих спикеров, но голос и едва заметные кокетливые манеры в виде чуть отставленной назад ножки в изящной туфельке на шпильке не отпускали внимания акима ни на минуту.
- Уважаемый Имангали Нургалиевич, согласно сложившейся традиции, педагоги ждут вашего выступления, - учтиво попросила его драгоценного внимания руководитель департамента образования.
И Тасмагамбетов, наконец, собрался.
В своем привычно блестящем выступлении аким пугал аудиторию вызовами 21 века. Как и в прошлом году, Тасмагамбетов упомянул о том, что столичные педагоги плохо разбираются в компьютерах и, как всегда, блеснул статистикой.
- Из более чем 11 тысяч столичных учителей лишь 12% умеют свободно пользоваться интернетом, в том числе электронными цифровыми пособиями по предметам; 16% умеют полноценно использовать компьютер в учебном процессе, а 45% учителей имеют только самый элементарный уровень компьютерной грамотности.
Зал наполнился шепотами.
- Я не знаю, откуда взяли эти цифры, - высказала журналистам педагог Улжан АХМЕДЬЯНОВА. - Что это за источники? На самом-то деле это не так.
Тасмагамбетов не обращал внимания на гул.
- В течение нового учебного года во всех школах мы организуем курсы по повышению уровня компьютерной грамотности для всех учителей города, - продолжил он. - В конце учебного года проведем аттестацию преподавателей на проверку навыков работы с компьютером и интернетом.
Градоначальник не стеснялся высказываться о низкой профессиональной подготовке учителей. В подтверждение своих доводов он привел пример из практики казахско-турецких лицеев.
- В казахско-турецких лицеях эффективно внедрена система аттестации учителей, которая проводится в виде тестирования два раза в год. В отличие от этого в обычных школах учителя проходят аттестацию один раз в пять лет и то формально. Думаю, такая практика будет полезна для нас, - сказал аким и волна недовольства, выраженная в едва слышных шепотах педагогов, адресованных не Тасмагамбетову, а друг другу, в очередной раз накрыла зал.
- Это невозможно, - говорила педагог Нина КУДРИНОК. - Город для этого не готов. Много людей нужно подготовить тех, кто будет проводить аттестацию такую, условия создать. Как они будут людей отпускать с уроков? У нас же все школы переполненные, кто будет замещать учителей?
Тасмагамбетов сделал паузу и поднял глаза, чтобы продолжить. Публика замолчала.
В конце выступления он выразил озабоченность деградирующей общественной моралью. Аким привел пример с недавним ажиотажем в интернете из-за фото парковки, устланной коврами, и раскритиковал темы классных часов, которые "калькой перенесены из советского прошлого".
- Например, круглые столы по обсуждению протокола XX сессии Ассамблеи народа Казахстана или же Конвенции ООН о правах ребенка. Всё это, безусловно, важно, но, согласитесь, в такой интерпретации не совсем приемлемо в детской аудитории. На уровне разработки плана, педагогами не проводится никакое обсуждение тем внеклассных уроков. Они просто формально утверждаются директорами школ, - просветил учителей градоначальник.
Тасмагамбетов также предложил экспериментально ввести уроки психологии в столичных школах и сидевший в президиуме министр образования и науки Аслан САРИНЖИПОВ, кажется, не был против.
С подачи акима главным нововведением в этом учебном году станут многочисленные внеурочные тренинги. Со старшеклассниками и их родителями коучи будут беседовать о психологии и морали. Учителям же придется пройти курсы компьютерной и интернет-грамотности.