Вся страна живо обсуждает ситуацию с нашими туристами, застрявшими в Турции. Министерства и ведомства играют в русскую народную забаву – Шойгу спешит на помощь. Журналисты вспоминают, как все начиналось, ищут признаки и призраки в прошлом. Пеняют на министров, на туристов, на карикатуристов… В общем, ищут виноватых, и они, естественно, находятся. По идее, если есть «косяк», должен найтись и козел отпущения. У каждого он свой. Я же хочу рассказать альтернативную историю, о которой знают единицы.
Год назад ко мне обратились несколько туристских компаний за консультациями, как обезопасить себя от банкротства крупных туроператоров, чем поставили меня в затруднительное положение. Я и понятия не имел, как сложно устроен туристский бизнес. Оказывается, рынок делится по следующим категориям:
Туроператоры, это высшая каста, они фрахтуют самолеты, договариваются с отелями и предлагают готовые туры агентствам поменьше.
Турагентства выкупают у туроператоров пакеты и распределяют их среди более мелких конторок.
Как мы видим, стандартный торговый процесс. Только есть одно «но»: если разоряется туроператор, то основную ответственность перед туристами несет тот, кто продавал тур. Предыдущие банкротства показали, что агентства терпят колоссальные убытки, возвращая гражданам деньги за неиспользованные туры или компенсируя дополнительные траты на возвращение или проживание, а регрессивно выставить счета уже некому. Например, падение Qualitum tours, случившееся ровно год назад, обошлось некоторым агентствам в десятки тысяч долларов. Владельцы компании исчезли, страховку, которую в таких случаях должны получать участники рынка, страховые компании любыми возможными способами стараются не платить. Остается только выть на Луну, что, в общем, и делают попавшие впросак бизнесмены.
Ровно тогда, на встречах с инициаторами, я услышал, что следующим после Qualitum tours вероятнее всего станет «Гульнар тур». Директор одного из старейших агентств GALAXY TOUR &CO Асель МАМБЕТОВА сделала это прогноз не случайно. Уже тогда
поговаривали, что один из влиятельных учредителей «Гульнар тур» «устал» от бизнеса в связи с новыми правилами и собрался выходить из него. Из чего следовало, что компания будет готовиться к банкротству. Сбылось, черт возьми! Подготовленные, они вышли из рынка, оставив без отдыха тысячи и тысячи людей и поставив на грань банкротства десятки компаний.
Но вернемся к консультациям в 2013-м. Тогда я предложил всем игрокам отрасли создать свою собственную организацию, которая бы подстраховывала их в случае потрясений на рынке. Так появился «Потребительский кооператив субъектов туристской индустрии «Байтак», основная цель которого - создать кассу взаимопомощи. В трудную минуту такой кооператив смог бы достать из сейфа «нал» и оплатить экстренные чартеры, чтобы вывезти пострадавших туристов. Мог оплатить гостиницу, в случае если принимающая сторона в отказе. В конце концов, дать денег туристским агентствам, чтобы они смогли рассчитаться с обманутыми клиентами, а потом уже начать спокойно разбираться со страховыми компаниями, судиться с операторами, гостиницами и т.д. Кстати, потребительский кооператив - это единственная форма регистрации, которая по-настоящему может осуществлять подобную деятельность. Все фонды, ассоциации и прочие прилипалы к бизнесу - это бюрократические надстройки для имитации бурной деятельности.
Понятно, что деньги для подобной работы из воздуха не возникнут, да и кооператив означает, что все платят взносы и потом по необходимости пользуются совместно накопленными благами. Но, как оказалось, чистых помыслов недостаточно. Бизнес настолько запуган, столько раз обманут и так разобщен, что не верит никому и ничему. Мы встречались с агентствами, объясняли, предлагали. Был разработан очень понятный и честный механизм сборов долей и взносов. Определен механизм выплат в экстренных ситуациях. Предложены методы, которые позволили бы исключить махинации с накопленными кооперативом средствами, но все это не действовало. В ответ нам говорили о бесполезности Казахстанской туристской ассоциации, грядущих взносах в НПП, бессмысленности объединения и о многом тому подобном. Я впервые столкнулся с настоящим нигилизмом, когда дело касается совместных действий. Казалось бы, разработанный механизм совместного противодействия, должен был объединить участников рынка, а он еще больше их разъединил. И вот результат…