Грузоперевозчики пожаловались президенту на Комитет транспорта

2420 просмотров
0
Анастасия БАГРОВА
Пятница, 28 Апр 2023, 18:00

Они не могут получить нужное количество разрешений для перевозки грузов между странами, тем временем кто-то торгует бланками на чёрном рынке

Грузовые автоперевозчики не могут добиться понимания от Комитета транспорта министерства индустрии и инфраструктурного развития. Предприниматели уже два года разбираются с чиновниками из-за ИБР – иностранных бланков разрешений, которые на сленге называют "дозвол". Согласно законодательству, просто так вывезти или привезти груз без соответствующего документа нельзя. Бланки необходимы для контроля, поскольку между странами также существуют договорённости о количестве автотранспорта, который может въехать на территорию. Однако, по сути, никаких иных функций ИБР нести не могут. Тем не менее чиновники могут использовать "дозволы" для ограничения бизнесменов в их работе. Более того, грузоперевозчики обнаружили теневой бизнес по продаже этих бланков.

Читайте также
Учредителем "Оператор РОП" была домработница Алии Назарбаевой

Нам попали официальные обращения от Союза международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан (КазАТО). Они написаны в Антикор, генеральному прокурору, председателю агентства по делам госслужбы и даже Касым-Жомарту ТОКАЕВУ.

"Одним из фактов проявления ущемления прав отечественных перевозчиков в получении иностранных бланков послужила информация Комитета об остатках ИБР на 26 декабря 2022 года. Где количество квоты обмена бланками по всем странам составила 115 428 штук, из них выдано (перевозчикам) 107 865 штук, в остатке 47 562 штуки, исходя из этого видно, что 30 процентов от общего количества бланков не распределены", - сказано в письмах. Союз сообщает, что в течение всего года перевозчики не могли получить "дозволы" в достаточном количестве. Зачем Комитет делает такой большой остаток, никому непонятно. Ведь перед нами не просто цифра, а 47 тысяч возможных рейсов между Казахстаном и странами Европы, а также КНР и дополнительные налоги в бюджет.

В письме сообщается, что КазАТО и перевозчики недовольны работой начальника Комитета по транспорту Жасулана МАРАЛБАЕВА.

"КазАТО считает, что в действиях Маралбаева Ж.Г. усматриваются признаки коррупционного нарушения, в части создания интернет-продажи ИБР в Казахстане, путём получения ИБР через подставные компании, и развития интернет-торговли ИБР, создавая искусственный дефицит ИБР", - сообщают генеральному прокурору и президенту перевозчики.

В письме от 14 февраля 2023 года председателю Агентства по противодействию коррупции Олжасу БЕКТЕНОВУ КазАТО сообщает следующий факт.

Читайте также
Ни газа, ни дорог: будет ли прок от газификации Караганды

"В ходе рабочего совещания индивидуальный предприниматель УСОВА Людмила заявила, что купила шесть универсальных польских бланков разрешений образца 2023 года по 700 долларов за каждый, тогда как Налоговым кодексом установлен сбор. Сведения о продавце выяснить не удалось",- сообщали главному борцу с коррупцией перевозчики почти три месяца назад.

По оценкам КазАТО, теневой доход от продажи бланков, при расчёте средней цены за один в размере 500 долларов, может составить 1,9 млрд тенге в год. Союз настойчиво предлагает ввести уголовную ответственность за продажу ИБР. Более того, предприниматели обращались во все политические партии, где указывали ту же информацию. В этих письмах сообщается, что на чёрном рынке один "дозвол" может стоить от 350 до 2000 долларов.

"На сегодняшний день Комитет является единственным управляющим и контролирующим органом, регулирующим вопросы в области международных автомобильных перевозок. Комитет получает, распределяет, выдаёт и контролирует возврат и списание ИБР путём уничтожения. Наделение одного государственного органа такими функциями порождает и создаёт риски возникновения коррупции", - сказано в письме к партии Amanat. Сейчас Комитет занимается разрешительными документами на все виды перевозок, включая пассажирские.

Тут стоить отметить, как чиновники избегают ответственности за выдачу или отказ в разрешении на перевоз грузов. Как сообщается в письмах КазАТО, с 2020 года было инвестировано 50 млн тенге для внедрения новой программы распределения иностранных бланков разрешений. То есть, по версии чиновников, за эти документы отвечает программа, данные анализируются автоматически, и выдаётся результат. Но предприниматели не доверяют этой системе по нескольким причинам.

Читайте также
В Жезказгане закроют колледж, чтобы выполнить поручение президента и открыть университет

- Мы полагаем, что уполномоченный орган фактически безосновательно выдаёт разрешения на осуществление международных грузоперевозок одним предпринимателям и отказывает другим. Хотя с формальной точки зрения Комитет ссылается на то, что так распределила автоматическая система. В попытке разобраться с ситуацией я направил адвокатский запрос в министерство юстиции. Мне в ответе написали, что в реестре нормативных актов отсутствуют правовые акты, которые официально утверждают "автоматическую систему и методику". Это ведь свидетельствует о том, что Комитет использует незаконные систему и методику распределения? - объясняет юрист Сергей КИМ. Получается, что отказы и разрешения Комитет по транспорту выдаёт непрозрачно.

- Относительно этой автоматической системы - могу отметить отсутствие прозрачности. Сведения об интерфейсе системы и то, как она функционирует, недоступны для предпринимателей, поскольку официально её просто нет. Имеется лишь методика, которая размещена на сайте КазАТО, но КазАТО не ответил нам, кто является её автором или разработчиком. КазАТО лишь перенаправляет в МИИР. Разработка и критерии создания программы также неизвестны. Доступ к ней имеют чиновники Комитета, и предпринимателям предоставляется лишь результат работы системы. Странно получается, система никем не утверждена, нигде не зарегистрирована, а значит не прошла все необходимые согласования и экспертизы, включая общественные слушания с учётом мнения перевозчиков, как это предусмотрено действующим законодательством. Хотя по закону, государственный орган обязан руководствоваться в своей деятельности только правовыми актами, соблюдая принцип открытости и равного отношения ко всем предпринимателям. Однако тем не менее Комитет использует эту систему, и в ответ на множество поданных заявок приходит отказ со ссылкой на такое распределение автоматической системой.

Читайте также
Вопросы без ответов в деле Astana LRT

Чиновники, кажется, пытаются себя оградить, отвечая, что решения принимает не человек, а компьютерная программа. Однако мы, мягко выражаясь, сомневаемся в этом. Разрешения выдаются с учетом определенных коэффициентов и других факторов, о которых перевозчики догадываются, но точно не знают и не могут на них влиять. Например, для анализа в системе могут быть выбраны непредсказуемые периоды времени деятельности перевозчика. Мы предполагаем, что данные для анализа могут быть сгруппированы и изменены программой для получения "необходимого" результата – "выдать разрешение" или "отказать в выдаче". Однако это лишь наши предположения, поскольку, как я говорил, отсутствует официальный документ, который регулирует работу этой автоматизированной системы, - говорит Ким. По словам юриста, чиновники своей программой могут поставить на грань банкротства многих перевозчиков.

- Еще один пример, согласно официальному ответу, в первом квартале компания имеет право получить максимум 40 разрешений, а в другом уже указано – 30. Да, периоды, которые учитывались в системе, отличаются, но не сильно. При этом мало что изменилось в деятельности компании за этой время. На наш взгляд, нет правовых оснований, чтобы сократить количество разрешений на 10 штук, - говорит юрист. Причины для отказа могут быть разные, иногда даже из-за того, что у перевозчик уже сдал использованный ИБР, но система это не учитывает, потому что срок его возврата не истёк.

Читайте также
Что общего у Назарбаевых и карагандинской канализации

- Что касается чёрного рынка, то на самом деле это крайне интересная ситуация. Перевозчики не имеют права передавать свои ИБР другим компаниям, это незаконно и влечет административную ответственность, приостановление допуска по решению уполномоченного органа, даже не судом, к системе перевозок на 6 месяцев и проблемы с Комитетом. Но, если "дозволы" продаются, это означает, что они попадают в руки недобросовестных компаний благодаря "автоматической системе". Эти недобросовестные компании "продают" их физическим лицам – водителям, которые не имеют статус перевозчиков и не платят налоги. Добросовестные же перевозчики не могут получить их, соответственно - не могут исполнить свои обязательства перед заказчиком и осуществить перевозку, а значит, в этой части налоги не поступают в госбюджет, - объяснил Сергей Ким.

О торговле на чёрном рынке перевозчики сообщили всем, кто может разобраться с ситуацией. Но никаких действий правоохранительные органы или даже политические партии не предприняли. Хотя, например, партия Respublica обещала помощь и содействие бизнесу. Перед выборами в мажилис председатель партии "Ак жол" - депутат Азат ПЕРУАШЕВ - лично обещал оказать помощь предпринимателям.

Сейчас перевозчики и министерство индустрии и инфраструктурного развития будут собирать новую рабочую группу для обсуждения своих проблем, которых гораздо больше, чем сказано в публикации. Однако Антикор однозначно должен заняться теневой торговлей и выяснить, кто из чиновников или перевозчиков может промышлять продажей документов на стороне. Тем более, мы не знаем, кому их продают и что хотят перевезти эти люди через границы нашей страны.

Фото: Pixabay.com.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Чистят дороги только те акимы, что боятся, что их снимут или не перевыберут: короче, дороги чистят только трусы
Нельзя заменить экономические реформы блогерами-штрейкбрехерами
Борьба с забастовками превращается в кампанию по дискредитации забастовщиков
В Казахстане "отмыли" структурное подразделение финансовой пирамиды "Hermes LTD"
ПК "UBW KZ" исключили из списка подозрительных проектов
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
В Польше после перестрелки с полицией задержан 24-летний казахстанец
В польском городе Краков после полицейской погони задержаны казахстанец и украинец, подозреваемые в нелегальном владении оружием
Узкий коридор. Бумажный Левиафан
Казахстан обладает многими чертами Бумажного Левиафана, который катастрофичен для экономического процветания
"Ответ Гуриеву" от американцев
Вышедшее социсследование стало очередным свидетельством, что у Трампа почти неограниченный карт-бланш от электората
"Понравилась сатана лучше ясна сокола": как Тарас Шевченко стал моряком в степях Казахстана
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Остановись, мгновение!
Изучаем историю по старым архивным фотографиям
Тайна старого казахского фильма о любви
Вставит ли "Казахфильм" к 50-летию картины "Гауһартас" (на казахском) или "Храни свою звезду" (на русском) в титры имя певицы, которой все считают Бибигуль Тулегенову
Реклама как способ узнать о том, как жили наши прабабушки
По объявлениям в старых газетах и журналах можно составить представление о том, какой была жизнь век-полтора назад
Судьи запутались в законе
Из-за этого у жертвы пирамиды отняли его машину
В ВКО попробуют привлечь инвесторов заказными роликами
До этого в акимате заявили, что в регионе так и не выстроили систему работы с людьми, которые могут вкладывать финансы в различные проекты
В столовых Qarmet не остаётся даже объедков для собак
Животных выловили на территории компании и отвезли в приют, но забыли, что их нужно кормить
Нож в глазу: в СКО врачи борются за жизнь трёхлетнего мальчика
По словам матери, малыш сам неудачно упал на кухне
ГЭС на реке Коксу строит компания, ранее проложившая бракованные трубы на другой ГЭС
Они провели встречу с населением, которая сопровождалась потасовками и оскорблениями
"Украли две квартиры, опоили и убили": подробности из суда по делу чёрных риелторов из Алматы
Сразу два врача центров психического здоровья способствовали этому
Отсутствие кассового аппарата в кафе привело замначальника районного ДГД на скамью подсудимых
Налоговик предложил владельцам общепита своё покровительство
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.