![](https://imagesratel.kz/cdn/innermain/i/2020/March/04/2b43fa7ec2b2a0c05ab5aed00abf3aa58e654420.jpg)
В Алматинской области десятки собственников могут лишиться плодородных земель
На днях в акимате Ескельдинского района Алмаинской области состоялось рабочее совещание представителей АО "КазАвтоЖол" и чиновников нескольких районов. В пресс-релизе мероприятия сказано: "На основании представления транспортной прокуратуры создана рабочая группа по рассмотрению вопросов к проекту "Реконструкция автомобильной дороги республиканского значения А-3 "Алматы - Оскемен". Цель рабочей группы: обоснование необходимости строительства обхода посёлков Бактыбай и Балпык Би".
Фермеры и гражданские активисты Талдыкоргана о создании и заседании рабочей группы узнали случайно. Они буквально в последнюю минуту попали на одно из совещаний этого формирования. Их очень возмутил тот факт, что решение столь важного вопроса обсуждается кулуарно.
- Почему тайно решаете участь наших земель, почему не пригласили всех собственников, которых коснется строительство объездной трассы? Вы говорите, что на общественных слушаниях в прошлом году все единогласно проголосовали, но это неправда. Это мошенничество, - возмущается фермер Еркинбек СЛЯМОВ.
По словам Слямова, дорожники делают вид, что хотят изъять лишь малую часть полей, но на деле будут испорчены все окружающие участки.
- Здесь цель стоит эту землю изъять и потом использовать её для коммерческой недвижимости, логистики, кафе, рестораны то-сё. Один гектар этой поливной пашни сегодня стоит один миллион долларов. Они хотят испортить 350 гектаров, это 350 миллионов долларов!, - уверен Еркинбек Слямов.
Некоторые члены рабочей группы и гражданские активисты выразили озабоченность тем, что могут пострадать десятки собственников, что вызовет социальную напряженность в регионе.
- По моим подсчетам могут пострадать более 100 физических и юридических лиц. Многие получают субсидии, у них кредиты, свои планы, - говорит член рабочей группы Кайрат НУРХАНОВ.
- Эта дорога изначально была спроектирована с нарушением строительных норм и правил. Сейчас ситуацию решили исправить и сделать объезд вокруг посёлков Бактыбай и Балпык Би. Теперь хотят изъять поливные земли, которые достались нам очень тяжело. В советское время на создание одного гектара поливной земли с учётом строительства водохранилищ, водоводов, планировки земель затрачивалось по современным оценкам от 400 до 700 тысяч долларов на один гектар. Плюс потери упущенной выгоды – на этих землях что-то выращивалось, а теперь выращиваться не будет. А новых земель для освоения в окрестностях Талдыкоргана нет. Также в этом проекте не учтён утверждённый Правительством Генеральный план развития города Талдыкорган до 2035 года, - считает член общественного совета при акиме города Талдыкорган Рустам ХАКИМОВ.
Гражданские активисты и фермеры Талдыкоргана предложили другой вариант маршрута объездной трассы. Он немного длиннее предложенного дорожниками маршрута, но поможет сохранить земли.
- Специалисты "КазАвтоЖола" и других проектных организаций даже не хотят этот вариант обсуждать. В этом заключается их преступное бездействие – отсутствие желания вступать в диалог с местным сообществом и, возможно, даже в угоду личным интересам, - настаивает Рустам Хакимов.
В АО "КазАвтоЖол" уверяют, что открыты к диалогу с фермерами и не намерены лишать их земли.
- В дальнейшем мы предлагаем дорогу продолжать не до обхода территории Талдыкорган, а перепроектировать с выходом между поселками Бактыбай и отделение № 3. В таком случае у нас проектная стоимость будет уменьшаться, и мы не будем затрагивать земли Талдыкоргана. Мы этот вопрос обсуждаем, для этого собрали рабочую группу, - говорит заместитель директора Алматинского областного филиала АО "КазАвтоЖол" Нурхат АКЫЛТАЕВ.