В ЗКО на государственный соцзаказ в этом году выделено 420 миллионов тенге
В Западно-Казахстанской области этом году из бюджета выделены колоссальные суммы для осуществления государственного социального заказа, не считая целевых госсоцзаказов от региональных управлений (к примеру, заказ на услуги инватакси, на перевозки онкобольных, заказы на продвижение ЗОЖ), на эти цели было выделено 420 миллионов тенге.
Так, бывшее управление внутренней политики, теперь именуемое управлением общественного развития по ЗКО, опубликовало в 2023 году ряд тендеров на услуги по социальному заказу на общую сумму 241,6 миллиона тенге. При этом, по данным того же сайта госзакупок, в прошлом году на эти цели от имени управления было затрачено 52,3 миллиона, а в 2021 году - 39,8 миллиона тенге. Здесь речь идет уже об исполненных договорах. То есть в этом году увеличение затрат идет в 4,5 раза.
Аналогичные тендеры на социальный заказ публикуются и от имени уральского городского отдела внутренней политики - всего на сумму 57,2 миллиона тенге, при затратах в 35,7 миллиона в 2022 году и 22,5 миллиона тенге в 2021 году. Кроме того, госсоцзаказы опубликовали и районные отделы внутренней политики всех 12 районов ЗКО для реализации этих заказов на территории сельских округов на общую сумму в 121,4 миллиона тенге.
О чем это?
Все опубликованные государственные социальные заказы условно можно разделить на два типа. Первые - понятные, вторые - непонятные. Районные отделы внутренней политики публикуют более или менее необходимые и логичные социальные заказы. Например: "Благотворительные мероприятия с людьми с ограниченными возможностями", "Профилактика бытового насилия", "Организации встреч в ветеранами", "Профилактика экстремизма и терроризма", "Укрепление межэтнического согласия", "Антикоррупционные мероприятия".
Да и суммы, выделяемые на них, небольшие - 121,4 миллиона на все 12 районов, в среднем 8-12 миллионов на каждый район. Подчеркнем, речь идет лишь о том, что эти социальные заказы не имеют сомнений в плане их необходимости, но не в плане исполнения этих заказов - к этому еще вернемся.
А вот лоты, которые заказывает управление общественного развития по ЗКО и отдел внутренней политики при акимате Уральска, на обывательский взгляд совершенно не ясны, кроме того, они абсолютно разноплановы, складывается ощущение, что чиновники "по верхушкам пробежались".
Вот названия некоторых из этих заказов: "Организация и проведение комплексных мероприятий, направленных на содействие активному участию молодежи в общественной жизни региона", "Проведение мероприятий по повышению потенциала неправительственных организаций в Западно-Казахстанской области", "Организация и проведение мероприятий, посвященных пропаганде семейных ценностей и национальных традиций" и другие.
При весьма эфемерных названиях госсоцзаказов и при полном отсутствии конкретных целей управление общественного развития по ЗКО ставит перед подрядчиком конкретные требования к отчетам. Скажем, у подрядчика при проведении мероприятий, направленных на содействие активному участию молодежи в общественной жизни региона, управление требует провести мероприятия среди первокурсников вузов и колледжей формата "Новая волна", "Студвесна" и "Спартакиада". В качестве отчета о проделанной работе требует: фото, видео с мероприятий, оформление в виде баннеров или растяжек, с обязательным указанием заказчика, дайджест материалов в СМИ, где писали про эти мероприятия, а также отзывы участников этих мероприятий.
Кто этим занимается?
Подрядчиками при выполнении государственного социального заказа выступают неправительственные организации в форме молодежных общественных объединений, фондов и ассоциаций. Из года в год в числе победителей мелькают в основном одни и те же "лица".
Например, молодежное общественное объединение "Интеграл" из Уральска, руководителем которого числится некто Аида МЕКТЕПКАЛИЕВА, в 2021 году забрало 10 тендеров на сумму 40,7 миллиона тенге. В 2021 году "Интегралу" досталось четыре тендера на 10,6 миллиона тенге. В 2023 году это объединение пока еще заключило два тендера на госсоцзаказ, зато сумма договоров в совокупности составила 98,8 миллиона тенге. При этом код деятельности "Интеграла" указан как "деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки", и, судя по всему, конкретной специализации нет - занимаются всем подряд.
Другое объединение "Гасыр", также зарегистрированное в Уральске, директором которого явлется Болатбек САХИЕВ, тоже в числе лидеров по получению госсоцзаказа - в 2023 году объединение уже получило пять заказов на сумму 22,5 миллиона тенге, в 2022 году - 6 заказов на 28,4 миллиона, в 2021 году - 10 заказов на 18,7 миллиона тенге. Так же, как "Интеграл", МОО "Гасыр" берется за социальные заказы различных направленностей. Ну, и по классике - в сфере государственных социальных заказов, как и в других тендерах, есть участники-подрядчики с южных регионов, например фонд "Алаш" из Шымкента или фонд "Жана Ру" из Тараза, которые также выигрывают в Западном Казахстане.
А оно нам надо?
Депутат Алия САЛИЕВА возглавляет несколько общественных объединений в Западно-Казахстанской области, ранее была председателем проектного офиса "Акжайык – адалдык аланы", который занимался снижением фактов так называемой "бытовой коррупции" - в школах, больницах, детсадах и в сфере земельных отношений. Сейчас проект свернули, но общественник по-прежнему отслеживает ситуацию в сфере распределения государственных социальных заказов.
- Государственный социальный заказ - это, грубо говоря, когда государство передало функции разрешения проблем социума в частные руки. Проблем в социуме много, и ими, безусловно, нужно заниматься. Но подход к их разрешению сейчас выработался такой, что результаты невозможно отследить. Для меня до сих пор загадка - как появляются эти тендеры с огромными сумами на непонятные проекты. Как это все порождается и кто определяет их важность? Как и во всех других сферах в нашей стране, будь то дороги, образование, здравоохранение, создается ощущение, что все эти миллиарды утекают в никуда.
Во-первых, вопрос к подрядчикам. Складывается ощущение, что решение проблем общества, по сути - работу с "тонкими материями", превратили в бизнес. Выиграл тендер, провел круглые столы, форумы, отчитался, и все, никакой глубины. У подрядчиков зачастую отсутствует внутренняя потребность в том, чтобы оценивать самих себя и свою деятельность. Когда мы работали в "Адалдык аланы", мы сами себя перепроверяли. Например, первый год мы работали по уменьшению бытовой коррупции в школах. После того, как провели работу, оценивали себя, выяснили, что результаты есть, и отстали на время от школ, перешли в другую сферу, - говорит Алия Салиева.
По словам общественницы, в Казахстане используют политику государственного социального заказа порядка 20 лет, немало было разыграно грантов, но результаты освоения этих средств по сей день невозможно "пощупать руками".
- Во-вторых, кроме того, чтобы перепроверять самих себя, результаты их деятельности должны знать рядовые казахстанцы - люди имеют право знать, в каком обществе они живут. У нас нет общереспубликанской социологической карты, где люди могли бы узнать, как изменилась ситуация, например с педофилией, наркоманией или буллингом в школах, за последние годы. Это ведь все легко делается. Выделили деньги, например, на мероприятия по выявлению неблагополучных семей. Посчитали сколько этих неблагополучных семей, провели комплекс мер - посчитали сколько их осталось. Пусть не за один год, а за несколько лет при усердной работе можно достичь результатов. И так по всем сферам, - говорит Алия Салиева.
Напомним, в прошлом году общественники выявили, что на госсоцзаказ в области выделяют в десятки раз больше, чем на строительство детских площадок. Помимо того, они уличили чиновников в "стандартизированном подходе": несмотря на разные цели каждого конкретного соцзаказа, предъявляют к подрядчикам всегда одинаковые требования - круглые столы, флешмобы, акции, концерты.
Фото: Reuters.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!