Бизнес начнет делать рейтинг вузов, дипломные работы из копипаста станут бизнес-проектами, а в школьной программе появятся «Основы предпринимательства»
Заместитель председателя правления палаты предпринимателей «Атамекен» Эльдар ЖУМАГАЗИЕВ в интервью, опубликованном yvision.kz, рассказал, как бизнес может реанимировать образование и взять на себя ответственность за человеческий капитал страны.
"Одну IT-компанию в Актобе привлекли на защиту дипломных работ студентов в одном из местных вузов. Специалистов с рынка попросили дать оценку качеству выпускников. Компания протестировала 100 студентов-выпускников и по их мнению только 1 из них был готов для работы на рынке! У остальных 99 не было необходимых компетенций, фактически после бакалавриата они не были пригодны для работы".
Эльдар Жумагазиев говорит, что НПП концептуально изучила вопрос. И после встречи с ректорами вузов и министром образования инициировала создание со стороны бизнеса рейтинга вузов, который будет сформирован к концу августа.
Таким образом у предпринимателей появится оценка качества обучения в университетах, на основе реального процента трудоустройств. А у родителей - ориентир, по которому можно будет определить в какой вуз отдать ребенка, чтобы тот в будущем нашел работу.
Заодно возникает основание под размещение государственного заказа: к распределению грантов будут допущены топ-20 университетов, чьи выпускники показывают компетентность.
Заместитель председателя правления говорит о том, что палата хочет сделать систему образования лучше, формируя качественный человеческий капитал. Кроме рейтинга вузов создается пул экспертов рынка, которые смогут сделать скрининг учебного материала вузов и колледжей.
Оценка практиков сэкономит время - станет понятно какой материал не имеет смысла изучать. На рынке возникнут и новые требования к преподавателям. Они тоже должны проходить через оценку практиков - как профессионалы.
"И тогда, если на учебных материалах будет стоять штамп «Атамекен», то эти материалы будут вноситься в реестры МОН РК. Если материал не пройдет оценку практиков, то вуз должен будет вкладывать в актуализацию и доработку программ. Это очень важная колаборация, чтобы сделать учебную программу максимально приближенной к реальности", - рассказал он в интервью.
Кроме того, начато формирование Ассоциации предпринимательских вузов, в которую уже сейчас вошли порядка 20 учебных заведений страны.
В предпринимательском вузе студенты изучают истории успеха, чтобы создать свою.
"К примеру, если в вузе даются основы права, вам дают реальные кейсы, как защитится от произвола СЭС, полиции и т.д. Это знания прикладного характера. Если изучаете историю Казахстана, то изучаете почему тот или иной хан пришел к успеху, как он им стал, какие решения принимал. Если берешь основу экономики или финансов, то получаешь прикладные знания, как формировать бухгалтерию, как скринить своего бухгалтера и т.д.", - рассуждает Эльдар Жумагазиев.
Специалисты НПП мечтают о том, чтобы каждая дипломная работа выпускника была бизнес-планом, фактически стартапом. Потому что на данный момент времени около 100 тысяч дипломных работ, которые ежегодно попадают в Министерство образования, по их мнению – копипаст и профанация.
А если изменить идеологию с первого курса, уверено руководство палаты, студент будет знать, что в финале учебы его ждет презентация бизнес-плана, который можно монетизировать.
При этом, поскольку на рынке постоянно появляются новые навыки, бизнес обязан сигнализировать о них системе образования, а та воспринимать их нормально, создавая спрос на новые знания среди университетов, которые, в свою очередь, должны тиражировать новые компетенции среди студентов.
"Наша отсталость может стать для нас всех огромным преимуществом. Благодаря технологиями и здравому смыслу мы сможем сделать сразу прыжок в будущее и не проходить весь путь. К примеру, мы же быстро перешли в безналичные платежи, не проходили культуру чеков и т.д. Но нам нужно выстроить систему, которая бы плотно работала с рынком труда, новыми технологиями", - уверен заместитель председателя правления палаты предпринимателей «Атамекен».
А начинать нужно со школы. Сам он пришел к пониманию того, что его стезя политология только к 30 годам, получив иное первое образование.
"Я инженер-механик с красным дипломом, изучал теорию сопротивления, вышмат, но все это мне не пригодилось, потому что меня по сути это никогда не интересовало. Если бы мне в детстве сказали, что у меня есть наклонности к политологии, я бы не терял время на изучение других вещей".
Его вдохновляет пример олимпийского чемпиона Дмитрия БАЛАНДИНА, который в 5 лет начал пошел на плавание, 15 лет им занимался и в 20 поднялся на ступень спортивного пьедестала.
Фактически, все, что требуется, считает Эльдар Жумагазиев, это изначально понять сильные стороны ребенка, концентрироваться на них, развивать и помогать прийти к успеху там, где у наиболее высокие шансы его достичь.
А для этого нужна эффективная система диагностика личности, талантов, предрасположенностей и способностей школьников с 7 класса.
"Согласно мировым исследованиям, среди населения порядка 10-15% - это люди с сильным предпринимательским талантом, именно они двигают рынок, развивают новые идеи, получают инвестиции. Порядка 50% - это люди, которые идут в найм, они могут быть высококвалифицированными специалистами, без которых предприниматели не смогут работать. Следовательно, чтобы быть востребованными на рынке, этим 50% нужно четкое понимание, в каком направлении им нужно развивать свои компетенции. Если ввести диагностику хотя бы в 7 классе, то школа должна разделиться на 5-6 групп. Но для этого нет инфраструктуры, программ, менторов. Но если мы хотим быть конкурентными, нам нужно идти на эти изменения и работать совместно над этим", - уверен заместитель председателя правления палаты предпринимателей «Атамекен».
Подробнее читайте здесь.
Источник: yvision.kz/post/774561
Фото: palata.kz.