Даурен Кастеев: Я – тот художник, который просто пишет яблоню

12605 просмотров
0
Эльвира САФИНА
Суббота, 30 Дек 2017, 15:30

Внук художника Абылхана Кастеева о том, что бы он хотел спросить у своего великого деда

На снимке: художник Даурен Кастеев.

Даурен КАСТЕЕВ, внук Абылхана КАСТЕЕВА, член Союза художников Казахстана, несмотря на то, что большую часть своей деятельности посвятил книжной иллюстрации, уже успел заявить о себе как вполне успешный серьезный художник-живописец. Об этом говорит его участие в разных выставках и конкурсах: особо успешные работы отмечены дипломами и наградами.

Читайте также
Кинокартина «Томирис»: ах, эти серые глаза!

- Я хотела вас сразу спросить, насколько для вас тяжело – было раньше и есть сейчас - постоянное сравнение с вашим выдающимся предком? Некоторые даже скрывают свое родство…

- Зачем мне скрывать фамилию деда? Я, наоборот, горжусь этим. Да, это непросто, это, конечно, налагает большую ответственность - перед собой, перед обществом, перед будущим поколением. Кстати, вот вспомнил один забавный случай. Будучи в четвертом классе, я поступал в республиканский художественный колледж. В итоге не прошел по баллам: по рисунку получил пять с плюсом, а вот живопись запорол. Видимо, насмотрелся тогда «Звездных войн» и был в таком восторге, что на экзамене по свободной композиции вместо природы - того, что мне было близко и хорошо удавалось - я изобразил Марс и огромную космическую змею. Я бы сейчас на месте приемной комиссии тоже, наверное, такое не пропустил. После экзамена нас всех собрали в актовом зале, и комиссия объявила, что они настолько объективные, что, представьте себе, даже внука Абылхана Кастеева не приняли. Помню тогда, известный художник и преподаватель Сергей МАСЛОВ, принимавший у меня экзамен по рисунку, заступился за меня. И, слава богу, потом меня всё-таки приняли.

- Вам, пацану, наверное, очень обидно было такое слышать. Не отбило желание рисовать?

- Конечно, тогда было обидно! Мама особенно переживала из-за этого. Но у меня даже близко не было мыслей бросить рисовать.

Читайте также
Ордабек Дуйсен: Я свою родину не забываю

- А почему вы решили стать художником? Потому что атмосфера в доме была такая творческая?

- Я ничего не решал, просто нравилось «чиркать» карандашом и мазать кисточкой. Атмосфера, конечно, тоже влияла. С детства я помню, как каждое воскресенье все дети и внуки гостили у апашки дома, и я в том числе, как с восхищением смотрел на картины деда, изучал, восторгался! Это, конечно, помогло моему осознанию и пониманию его творческого наследия. Я помню, однажды Гульназия-тате (дочь Абылхана Кастеева) принесла к апашке домой серию графических работ своего мужа художника Агимсалы ДУЗЕЛЬХАНОВА  на сакскую тему (а это, заметьте,  были советские годы, когда темы национального самосознания и национальной самоидентификации не приветствовались), это меня очень впечатлило. И потом, я помню, нам с братом Саураном с детства говорили: «Ваш дед Великий художник, вы должны гордиться этим и стараться соответствовать!». А отец мне, шутя, говорил: «Даурен, не становись художником, будь бизнесменом! Иначе не прокормишься!». Просто это были 90-е годы. Хотя с детства помню, когда я приносил отцу показать свои работы, он меня учил и наставлял: «Не бери открытый зеленый, и пойми: каждый цвет имеет тысячу цветов!». Почему-то эти фразы мне очень хорошо запомнились.  

- А что вы подумали насчет бизнеса?

- А какой смысл? Все равно стартового капитала не было, да и художник я.

- Получается, у потомков основоположника изобразительного искусства не было средств?

Читайте также
В Алматы состоялся модный показ с участием моделей-трансгендеров

- Конечно, когда дедушка был жив, в хлебе насущном не нуждались, но и не шиковали. И особняка крутого не было. Дедушка вообще в этом плане был очень скромным человеком, он ничего не просил. Единственное, каркасно-камышитовый дом ему построили, заслужил все-таки. Хотя должны были построить дом из кирпичей, но подрядчик кирпичи забрал, он из них себе дом построил. Квартиры, какие-то блага надо было ходить, выбивать. А дедушке это было не свойственно.

- Когда ваши родители заметили, что вам передался талант?

- В детстве же все рисуют. Но у меня в этом плане была какая-то одержимость. Помню, как-то лет в пять очень хотел нарисовать маму. Она была филолог, у нее на столе всегда была кипа бумаг. Я помню, рисую весь день, а мне все не нравится и не нравится. Уже и злиться стал на себя, с досадой сомну рисунок и бросаю его в угол. В итоге к вечеру там набралась приличная горка бумаги. И вот, наконец, у меня получилось, и я гордый и довольный показываю рисунок маме. Она улыбается и хвалит меня. Этот момент я хорошо запомнил.

- Есть ощущение, что состоялись как художник?

Читайте также
5 причин не влюбиться в казаха

Ощущения – вещи иллюзорные. В отличие от понимания или осознания. Мне кажется, если у художника появилось ощущение, что он гений и состоялся как художник в полной мере, ему можно смело начать заниматься чем-то другим. Можно так же всю жизнь идти к истинному пониманию, кто такой Художник, задаваться вопросом, какова его роль и социальная ответственность в контексте современного мира. А можно просто с большим удовольствием писать из окна своей мастерской цветущую яблоню. И то, и другое, по сути, верно и ведет к созиданию и пониманию этого мира. Образно говоря, может быть, я тот художник, который просто пишет яблоню.

В большей степени я долго занимался книжной иллюстрацией. А если говорить о монументальных больших полотнах, то этим я занимаюсь последние несколько лет. Я чувствую, что в этом направлении есть к чему стремиться и чему учиться. Сейчас такой период, когда хочется узнавать что-то новое, интересное, как у наших художников, так и у зарубежных. Главное для художника -  чтобы была возможность, не бедствуя, работать и творчески расти.

- Вы молодой художник, но беретесь за суперсложные темы. Я о триптихе «Годы великого бедствия». Не каждый признанный художник решится замахнуться на такую тему.  Это один из тяжелых моментов в истории Казахстана.

- Да, это действительно был большой вызов. Год я жил этой работой. Выбирал тему, композицию, работал над эскизами. Часто переделывал. По каким-то историческим вопросам консультировался с нашим известным художником Ералы  ОСПАНОВЫМ. Примерно 5-6 месяцев я писал триптих. 

- Но все усилия были не зря. Эту работу ведь отметили? ­­

- Да, я занял первое место на республиканском конкурсе «Бабалар аңсаған тәуелсіздік» – «Независимость, завещанная предками». Этот конкурс был инициирован музеем им. А. Кастеева. Конечно, я очень горд, что занял первое место, что эту работу оценили. Для меня – это моя внутренняя личная победа. Это дает веру в себя. А для художника это важно.

- Ваши работы очень яркие, заметные, авторские. Как вы искали свою манеру письма?

- Я до сих пор ищу.

- А в этом плане на вас работы деда повлияли?

Читайте также
О целлофановой степи и оцифрованной джигитовке

- Конечно, это же все изнутри идет, это в крови. Когда в Жаркенте отмечали 90-летие Абылхана Кастеева, там установили триста юрт. Нас с братом это так восхитило, что мы сразу принялись писать этюд акварелью. По возращении домой я написал этот вариант работы маслом. Мне было тогда лет 14-15. Через какое-то время пришли друзья родителей, они увидели эту работу, почему-то лежащую на полу веранды (видимо, упала под порывом ветра), и с таким удивлением и возмущением спросили мою маму: «Резеда, почему у вас работы дедушки валяются? Что это такое? Что за отношение?». Мама рассмеялась и объяснила им: «Да это Даурен рисовал!». Всех позабавила это путаница, а я был горд.  

- В ноябре этого года вы стали лауреатом Open Eurasia-2017 в категории «Иллюстрация», чем привлекли к себе внимание. Для многих было новостью узнать, что у Абылхана Кастеева есть талантливый внук-художник. Не получается ли та же история, когда мы признаем свои таланты, только когда их заметят за рубежом?

- Да, это было здорово - съездить и поучаствовать в международном конкурсе в Стокгольме, а также познакомить со своим творчеством в Лондоне. 

Что касается вашего вопроса: в моём случае меня заметили на родине, когда я принял участие в художественном конкурсе «Эпос Казахстана» в 2012 году. Моя работа «Анракайская битва» была отмечена дипломом и вошла в десятку лучших работ. И мне приятно, что ее взяли в коллекцию музея им. А. Кастеева. Это был такой мощный толчок для меня. Но мне еще работать и работать. Что касается тенденции непризнания талантов у себя на родине, это, конечно, неприятно. Стоит задуматься, что надо ценить таланты здесь и сейчас, а не ждать, пока человек покажет себя где-то за рубежом. Кстати, у нас есть художники, которые достаточно успешны и известны в Европе, но здесь их не знают, их не продвигают. К сожалению, есть и такой опыт.

- Я знаю, вы не застали своего деда при жизни. Что бы вы спросили, если бы была такая возможность?  

- Было бы интересно увидеть, как он сам работал, хотелось бы узнать его мнение, получить его совет. Да и вообще, хотелось бы просто с ним пообщаться, узнать его лучше, как человека. Родители в детстве очень много о нем рассказывали. Настолько много, что когда я был ребенком, мне казалось, что он несколько раз приходил ко мне во сне…

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента