Тренды казахоязычного Фейсбука (8 сентября)
На снимке в центре: аким Астаны Асет Исекешев.
Казахоязычный Facebook опять бурлит. Остроту в пеструю ленту постов и дискуссий внесли инцидент на стройплощадке «Абу-Даби Плаза» в Астане и экстравагантные проповеди служителей культа.
Мэн кеген и айтад
Безжалостной критике подвергся аким Астаны Асет ИСЕКЕШЕВ из-за видео, на котором он пытается на казахском языке рассказать о случившемся собравшимся молодым людям.
Асету Орентаевичу настоятельно рекомендовали учить государственный язык и обозвали «настоящим индусом». Впрочем, почитайте сами.
Первой на эту тему написала пост журналистка, а ныне блогер Дина ЕЛГЕЗЕК: «Дорогие мои, не надо делать из Исекешева батыра! Если он пришел на место конфликта, это его обязанность как акима. Пришел к мирным казахам. Говорите так, будто он пришел на кровавую битву, защищать национальные интересы. Если хотите и дальше занимать высокие посты, учите родной язык, Асет Исекешев».
Этот пост получил более 700 лайков, вызвав 30 публикаций и 60 комментариев. Вот некоторые из них.
Габит НУРХАНУЛЫ: «Он не реагирует, если на казахском пишешь ему в Фейсбуке, только на русском писать надо».
Данияр АМАНЖОЛ: «Вообще на такие переговоры нужно было как минимум ШУКЕЕВА отправить, как в Жанаозене, может тут ситуация, была не такая опасная. С такими случаями асеты не могут справиться, правильнее было отправить Даурена АБАЕВА хотя бы».
Назгуль КАЙРАТОВНА: «Вообще, чиновники сдают тесты по казахскому, но это не влияет на принятие их на госслужбу. Нужно приравнять тест по казахскому к знанию законов РК, может, тогда будут учить казахский».
Халима ТАЖИКУЛ: «Не умеет разговаривать на казахском. У него спрашивают: «Охранник казах?», а он отвечает: «Нет, охранник».
Ильяс ЕРЖАНОВ: « Вы правы. Надо было и Асету дать, как индусам».
Серикбай КАРИНОВ: «Верно, зачем из таких чиновников, как Исекешев, ТАСМАГАМБЕТОВ, выполняющих свои обычные обязанности, делать батыров. Нужно прекратить петь неуместные оды. Если хорошо выполняют обязанности — это их работа, а если плохо — пусть уходят с должности».
В этом стройном ряду «наездов» на акима Астаны, были комментарии и в его защиту.
Аманбай ТЫНЫБЕК: «У нас любят найти недостатки и тыкать ими в лицо, неправильно это».
Лаура ЗЕЙНУЛЛИНА: «Вы были там? Исекешев точно так говорил?»
Ляйлим МАРАТКЫЗЫ: «Вообще, Асет Орынтаевич хороший человек».
Не менее популярным оказался пост, другого журналиста - Жолымбета МАКИША, который «расшифровал» то, что сказал аким Астаны, чтобы успокоить возмущенную толпу. Его пост, набравший более 220 лайков, 44 публикации и множество комментариев, выглядел так: «Язык Исекеевщины: «Мэн кеген и айтад, уйге кайтад, тубелес керег жог, тубелес, драка болды, бэтти, все, разойдитесь».
Еще одна тема, которая будоражит казахский Фейсбук с прошлой недели, - это содержание проповедей нынешних имамов. В частности, слова известного на юге имама Абдугаппара СМАНОВА о том, что брать кредиты для мусульманина равносильно прелюбодеянию, семижды совершенного с матерью, и другого священнослужителя, заявившего, что попавшему в рай обеспечены 4900 жен и силы ста мужчин, сподвигли на пост политолога Бакытжан БУКАРБАЯ.
В альтернативу «сексуально озабоченным» имамам он предложил дать право женщинам читать проповеди. Его пост под заголовком «Религиозный секс-маркетинг» также вызвал бурное обсуждение в сети - 254 лайков, около 20 публикаций, более 60 комментариев.
«Буквально вчера все осуждали рекламный ролик одной компании, которая использовала образы голых девушек. Их целью было - используя секс-маркетинг, увеличить клиентуру, найти поддержку у потребителей. Однако, оказывается, элементы секс-маркетинга в ежедневных проповедях свободно используют и наши муллы и имамы. У бизнеса и религии, в принципе, цель одна и та же — оказывать влияние на публику.
Если недавно один мулла заявил: «Если возьмешь кредит - это будет равносильно прелюбодеянию, семь раз совершенному с родной матерью», то другой невежда пошел еще дальше в своих сексуальных фантазиях, сказав: «Если попадешь в рай, то у тебя будет 4900 жен и силы ста мужчин, чтобы их удовлетворить. Этим счастьем будут вознаграждены те, кто имел при жизни 2-3 жены, остальные сильно пожалеют об этом». Говоря об этом, он истекает слюнками от предвкушения увидеть райских красавиц. Когда сталкиваешься с таким невежеством, неудивительно, что возникает желание держаться от религии подальше. У некоторых мулл, наверное, взыграли гормоны и наблюдаются признаки спермотоксикоза, иначе как объяснить то, что у них любая тема сводится к интимным отношениям. В связи с этим пришла такая мысль: почему проповеди не читают наши жены и матери? Ведь некоторые мужчины-проповедники не то чтобы не дают никакого наставления, воспитания прихожанам, обесценивая религию, но и провоцируют их, выполняя функции дьявола. Уверен, женщины не позволят такого», - пишет он.
Комментаторы сразу разделились на два лагеря, если одна половина поддержала автора, то другая восприняла его слова в штыки, особенно в отношении женщин-проповедниц.
Пользователь Айбек АЛИМБЕКОВ возмутился: «Думал, что вы болеете за казахов, а вы что делаете? Не хватало теперь слушать проповеди баб. Имамы, наверное, не сами придумали это. На самом деле, проценты — это харам (грех) и в раю есть красавицы. Чем вы недовольны?!».
За автора заступилась Айнур САГИЕВА: «Эти имамы верят в свою ложь сами и других заставляют, одно у них на уме. Для них рай представляется как гарем».
Далее комментаторы переключились, наконец, непосредственно на тему поста.
Ерлан СЛЯМБАЕВ: «Эти безбожники переходят все границы. Не играйте с огнем!»
Галымжан ОРАЗЫМБЕТ: «Верно автор подметил, почему когда описывают райскую жизнь, то говорят лишь о нескончаемых реках вина и многочисленных красавицах?»
Ануар БЕГИСБАЕВ: «Говорить, что кредиты равносильны прелюбодеянию, - это признак крайнего невежества. Многие сейчас просто вынуждены брать кредиты, и никакой имам не имеет права так говорить».
Назгул КОЖАБЕК: «После просмотра видео того имама, рай представляется как один большой «траходром».