Эксперты отвечают на вопрос, что ожидает страну после выборов
Предстоящие выборы не сулят ничего неожиданного. Голосование через две недели, но уже никто не сомневается в результатах голосования. Эксперты тоже не особенно комментируют предвыборную кампанию. При этом считается, что после избрания президента что-то должно произойти. Как минимум, случится девальвация. На вопрос, что ожидает страну, ответили известные политики и общественные деятели.
Максим КРАМАРЕНКО, руководитель ИАЦ «Институт Евразийской политики»:
- После победы Назарбаева на выборах, в которой никто не сомневается, в стране начнется политическая реформа, основная цель которой - улучшение инвестиционной привлекательности республики. Назарбаев остается верным своему принципу: сначала экономика, затем политика. Поэтому тезисы предвыборной программы действующего главы государства о том, что в РК будет происходить судебная реформа, реформа в административном секторе госслужбы и продолжится формирование гражданской идентичности – все это должно сработать на улучшение имиджа страны в сфере международных отношений. Если это удастся сделать, Казахстан в восприятии внешних инвесторов станет выглядеть, предсказуемым государством со справедливыми правилами игры, в котором не стоит ожидать каких-то потрясений.
Балташ ТУРСУМБАЕВ, политик, экс-министр сельского хозяйства:
- Особых перемен ждать не нужно, потому что на выборах переизберут сегодняшнего президента. Будет сделан упор на экономику. Сегодня экономика находится в тяжелейшем состоянии и особенно агропромышленный комплекс. Наверное, поменяется на 30-40 процентов состав правительства. Некуда деваться и от девальвации, но я думаю, что это произойдет не сразу после выборов, а в мае-июне, а может быть, будут держать курс еще и весь июль, но потом все равно уронят тенге. Ожидаю, что будет смена руководства Национального банка, потому что Келимбетов показал, что он не может возглавлять Нацбанк в принципе, если пойдет третья волна девальвации.
Амиржан КОСАНОВ, политик:
- Это в цивилизованных странах, где периодически проходят транспарентные и реально конкурентные выборы, день голосования и их итоги - это нечто определяющее и, как правило, меняющее положение дел в стране событие. Приходит новый лидер или старый лидер, который побеждает в очередной раз, все же вынужден как-то считаться с мнением тех сограждан, которые поддержали другого кандидата и корректировать свою политику. У нас же все по-другому. Согласно Конституции РК, правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом, но не думаю, что в составе и руководстве кабинета министров произойдут большие перемены. Так что нас ожидает продолжение той государственной политики, которая была. Только два момента могут привнести в нее свои коррективы. Во-первых, ожидаемая девальвация тенге, которая неминуемо приведет к резкому ухудшению жизненного уровня большинства казахстанцев, что в свою очередь станет причиной такого же резкого роста протестных настроений в обществе. Во-вторых, проблема преемника слишком затянулась. И, возможно, следующий свой срок президент будет использовать для закладки основ этого процесса. Не зря же в своей предвыборной программе он заговорил о конституционной реформе. Возможно, Конституция и законы будут изменены, чтобы процесс явления стране преемника был для него максимально комфортен.
Марат ТОЛИБАЕВ, бывший вице-министр сельского хозяйства, предприниматель:
- Никаких серьезных изменений в жизни нашей страны после 26 апреля не ожидаю.
Вадим РУДАКОВ, политолог, член экспертного клуба «Урал-Евразия»:
- Переоценивать роль выборов не нужно. Для Казахстана проведение выборов президента в 2015 году означает обеспечение стабильности во внутриполитической ситуации в ближайшей перспективе. Это очень важное условие для успешной реализации программы по выведению Казахстана на новый уровень экономического развития. Особенно понятно такое решение становится на фоне экономического кризиса, вызванного падением цен на углеводороды, а также непростой политической и экономической обстановкой в Средней Азии. Будут ли произведены какие-то коренные перемены во внутриполитической структуре страны? Отрицать такую возможность нельзя, однако нужно помнить, что Елбасы – политик с огромным опытом политического управления страной, он не станет делать те шаги, которые считает преждевременными. Президент умеет выбирать нужный момент, и поэтому ожидать каких-то коренных перемен сразу после выборов не стоит. В то же время сомнений в том, что такие перемены запланированы, нет. Например, создание механизма безболезненного транзита власти – одна из ключевых проблем политической системы республики.