Стоя на груде валунов, увешанный микрофонами и под прицелом объективов телекамер, первый заместитель главного архитектора города Жанат АЙТЛЕУ удивительно напоминал отчаявшегося выжить камикадзе. Впроч
Сегодня акимат южной столицы организовал выезд к местам почившей в бозе барахолки. Для тех, кто, подобно мне, бывал в этих краях в пору чудовищной автомобильно-человеческой мясорубки, это было душераздирающее зрелище. Оживленные торговые ряды вытеснили опустевшие руины. Товарно-людской муравейник был сметен безжалостным росчерком чиновничьего пера. На его месте власти обещают взрастить к концу 2016 года цивилизованный город мастеров купли-продажи товаров народного потребления, а трасса, связывающая проспект Рыскулова с Северным кольцом, превратится в транзитную артерию между деловым центром Алматы и промышленной зоной.
Если верить макету будущего города-рынка, проект затеян и впрямь грандиозный. О том, какова его реализация в деталях, журналистам с фронта строительных действий докладывал первый заместитель главного архитектора города Жанат АЙТЛЕУ. Стоя на груде валунов, увешанный микрофонами и под прицелом объективов телекамер, он удивительно напоминал отчаявшегося выжить камикадзе. Впрочем, его волнение объяснялось легко: чиновник в буквальном смысле этого выражения отвечал за базар.
Прежде всего, отметил Жанат Абдыкалыкович, пресс-тур затеян за тем, чтобы развенчать миф о том, будто барахолку в первозданном виде сносят за черту города. Айтлеу заверил: торговцы никуда не делись. Государство всего лишь заставило их выглядеть более цивилизованно. Таким образом, в строительство торговых центров из госбюджета не вложено ни копейки: все за свой бизнес-счет. А вот за прилегающую к гранд-бутикам территорию и автомагистраль чиновники полностью и в ответе, и в отчете. «Согласно проекта детальной планировки реконструкции территории рынков, в пределах «красных линий» по улице Северное кольцо будут размещены современные торговые центры и комплексы с автопаркингами, отвечающими требованиям действующего законодательства, архитектурно-строительных, противопожарных и санитарных норм», - докладывал первый заместитель главного архитектора Алматы.
В итоге нам обещана восьмиполосная транзитная автомобильная артерия, которую, не останавливаясь, будут бороздить грузовики и желающие попасть в нижнюю часть города, плюс две полосы для автобусов с желающими попасть непосредственно на барахолку. Над всем этим дорожно-транспортным великолепием раскинутся пять надземных пешеходных переходов. Срок окончания работ – конец текущего года.
Что касается торговых отсеков, то на сегодняшний день решением суда ликвидированы рынки «Улыгер», «Глория», «Арал», «Адам», «Азия», «Акжар», «Аякоз», «Жаркент», «Аян» и «Женис». Частично снесены «Кулагер», «Болашак», «Алатау», «Алатау-2», «Салем», «Олжа», «Рахат», «Батыр», «Барыс» и «Керемет-А». Мне попался на глаза сиротливо доживающий свой коммерческий век рынок «Евразия»: вероятно, охранной грамотой ему служила табличка на главных воротах «Казахстан – 2050». Проекты строительства торговых центров уже утвердили «Салем», «Алатау», «Сауран», «Юпитер», «Болашак» и «Олжа». Последний будет рад принять первых покупателей уже в сентябре этого года.
Представители акимата также озвучили сумму компенсации, которую город предусмотрел сорванным с насиженных мест торговцам ТНП и индивидуальным предпринимателям, которые окрест барахолки жарили шашлыки, пекли пирожки и предлагали услуги пополнения баланса сотовой связи. Оказалось, что львиная доля бюджетных денег досталась именно им: из 3 миллиардов 600 тысяч тенге на откуп рынкам пошла ровная третья часть.
Удастся ли саду цвесть, станет понятно накануне года, что пройдет у нас под знаком Универсиады и ЭКСПО.