Почему игнорируется поручение президента о форвардных контрактах, благодаря которым чиновники могли бы реально влиять на продуктовые цены
Речь идет о выделении денег аграриям в счет будущего урожая. 31 марта в своем заявлении Касым-Жомарт ТОКАЕВ сказал: "Акиматы и правительство (через "Государственную продовольственную корпорацию") должны наладить механизм гарантированного закупа продукции у отечественных сельхоз и перерабатывающих предприятий как минимум на шесть месяцев вперед, то есть внедрить так называемый "форвардный закуп" или "покупку под урожай". Через четыре дня президент снова напомнил правительству о своем поручении: "Прошу оперативно утвердить механизм, суммы и источники финансирования. Важно начать реализацию, апробацию, а в случае успеха – масштабировать". Минсельхозу при этом глава государства указал, что средства на поддержку весенних полевых работ должны дойти до адресатов вовремя. Увы, внедрять форвардный закуп ни правительство, ни акимы на местах не спешат, несмотря на то, что на весенние полевые работы в этом году выделено 170 млрд тенге. Аграрии рассказывают, что стоит им только заикнуться в региональных СПК про поручение президента, там тут же сильно пугаются.
- Картофелем страну в основном кормят хозяйства, расположенные на севере Казахстана – 67 процентов его выращивается в Павлодарской и Карагандинской областях, также есть поля в ВКО, Акмоле, Кустанае, - рассказывает председатель Союза картофелеводов Казахстана Кайрат БЕСЕТАЕВ (на снимке). - Кроме картофеля мы также выращиваем борщевой набор: капусту, морковь, свеклу и лук. Вся эта продукция в потребительской корзине и в списке социально значимых. Поэтому очень важно, чтобы она была на рынке всегда и по приемлемым ценам. В свою очередь картофелеводам очень важно, чтобы была реализация. Мы сегодня находимся на таком этапе своего развития, когда, благодаря сильной государственной программе, запущенной в нулевые, и дешевым деньгам до кризиса 2014 года хорошо оснастились. Закупили современную европейскую технику, наладили стопроцентное орошение при помощи американских дождевальных машин, построили склады с климат-контролем с общей емкостью хранения более 500 тысяч тонн. Мы спокойно можем хранить собранные осенью овощи до мая включительно. Но исторически у овощеводов нет своей инфраструктуры, как у зерновиков, у которых есть закон "О зерне", регулирующий работу элеваторов, есть трейдеры, логистики, сертификационные компании, то есть, вся структура выстроена, все прозрачно. У нас есть только мы и потребители, и между нами всякие перекупщики, которые приезжают в хозяйства с черным налом, бьются по цене, опускают ее насколько могут, загружают товар и увозят в неизвестном направлении. Ни счет-фактур, ни накладных. Купили, увезли, и как оно потом попало на прилавки магазинов, никто в нашей стране не знает.
В условиях коронавируса эта ситуация обостряется еще тем, что неизвестно, какой сценарий будет осенью. Поэтому мы предлагаем, чтобы СПК, которые есть при акиматах в каждой области, заключали с нами форвардный договор. Нам сейчас нужны деньги для проведения весенних полевых работ. Острая нехватка этих денег. Получив их, мы зафиксируем объем продукции, которую должны поставить СПК и справедливые нормальные цены на каждый месяц – с сентября по апрель, которые будут устраивать акиматы. Каждая СПК в своем регионе может определить два–три десятка магазинов, мы сами будем туда завозить овощи. Хранение берем на себя, и все риски и потери будем нести сами. Очень правильно, что кто-то донес эту идею до президента. Но чиновники на местах с нами разговаривать не хотят. Я говорил об этом и в министерстве сельского хозяйства, и в министерстве торговли, писал письмо в правительство, обращался к депутатам.
- Чего же они боятся?
- Во-первых, никто перед акимами такую четкую задачу – решать этот вопрос – так и не поставил. Во-вторых, с тех пор, как создали СПК, у них по сей день нет четко прописанных задачи и регламента работы. Отсюда постоянные проблемы с уголовными делами – не у тех купили, не там хранили. Звоню сейчас в одну область – большую, хорошую, говорю: ребята, ну давайте с вами отработаем, вы же покупаете у нас картошку каждый год. А председатель СПК отвечает – предыдущий председатель сделал левую схему, заключил договор, и сейчас идет уголовное расследование. И я, говорит новый председатель, не могу сейчас идти на форвард, потому что до меня уже набедокурили. Поэтому к своим обращениям в министерства я приложил презентацию, в которой прописано, что должен быть разработан единый для всей страны форвардный контракт между СПК и сельхозтоваропроизводителями. Я, как председатель союза, готов быть третьей стороной, которая возьмет на себя вопрос координации. Чтобы не было так, что сейчас одна область так заключила контракт, другая – по-другому, а потом вернулись антикоррупционщики из бани и всех арестовали.
- Кто должен разрабатывать этот единый форвардный контракт – минсельхоз или минторговли?
- Торговля, конечно. Нельзя на минсельхоз вешать вопросы товаропроводящих путей, цен на рынке – это не его функции. А минторговли должно объединить акимов, СПК, и сказать – работаем по единому регламенту, чтобы не было коррупционной составляющей и рисков.
- А может быть, СПК опасаются, что в случае форс-мажора крестьяне просто не смогут выполнить свои обязательства?
- Казахстан сегодня выращивает картофеля гораздо больше, чем нам нужно на внутреннем рынке. Караганда и Павлодар обеспечивают им Алматинскую, Жамбылскую, Туркестанскую, Актюбинскую, Мангыстаускую, Атыраускую области, Шымкент, Нур-Султан, в которых нет своих картофелеводов. У нас есть расчеты – сколько каждый город потребляет. Хозяйства рассредоточены, при любом форс-мажорном климатическом раскладе не в одном, так в другом месте урожай будет. Можно прописать обмен продукцией. И потом, мы же на орошении. Нужно будет составить список хозяйств, которые соответствуют всем требованиям по выращиванию и поставке овощей, и с этим списком потом работать.
- И тогда акима уже можно будет реально напрягать, если у него будет расти цена в магазинах или на рынке какой-то дефицит? Просто жалко же смотреть, как сейчас чиновники уныло бродят по продуктовым рынкам, продавцы которых перед их визитом просто ставят другие ценники, и все делают вид, что ничего не замечают.
- Конечно. У акимов появляется реальный инструмент. Сейчас их заставляют сдерживать цены, но не ясно – каким образом? Идет этот бедный аким к нам и говорит – Алматы жалуется, что у тебя высокие цены, отпусти им по 50 тенге. Я отвечаю – зачем я буду отпускать по 50, если на рынке по 70? У меня свой бизнес, риски какие-то, планы развития, свои дети где-то учатся. Рождается взаимное недоверие, когда никто из фермеров не дает акимату точные цифры, сколько у него чего на складах. А когда акимат уже деньги оплатил, все свои хотелки прописал, он может напрягать хозяйство, чтобы то свои обязательство выполнило. Все – у вас рыночные нормальные отношения. У фермера не было оборотных средств на посевную, внесение удобрений, но была прекрасная техника, площади, овощехранилища, СПК дал ему эти средства, и получил продукцию по фиксированной цене в нужные сроки.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Ольга Воронько.