Известный казахстанский виолончелист об индивидуалистах, организации концертов, арт-менеджменте и плагиате
Востребованной, популярной и прибыльной может быть классическая музыка даже в нашей стране - так считает выпускник Королевского колледжа музыки в Лондоне, молодой известный виолончелист Булат ТЫНЫБЕКОВ (на снимке).
К слову, он не только так считает, он успешно это доказывает. Булат, несмотря на свой возраст - универсальный профессионал. И виолончельное исполнительство – лишь малая часть его насыщенной жизни.
Четыре года назад Булат Тыныбеков, стипендиат Президентской программы «Болашак», вернулся на родину из Великобритании и, как и положено другим стипендиатам-болашаковцам, работает во благо страны в своей профессиональной области.
Булат в силу своего характера и колоссального желания творчески развиваться не остановился исключительно на виолончельном концертировании и преподавании.
Европейское образование позволило ему по-другому взглянуть на мир музыканта. Музыканта, которому в современных реалиях недостаточно жить лишь своей профессией и надеяться только на нее.
«Мне всегда было интересно совмещение музыки и бизнеса»
– Булат, вам остался еще год до окончания обязательной трудовой отработки в рамках программы «Болашак». Планируете остаться в Казахстане или, быть может, вернетесь в Лондон?
– Я бы хотел развивать свои проекты одновременно в обеих странах. В Казахстане много ниш, где можно развиваться в творческом профессиональном плане. Это и организация мероприятий, и создание мюзиклов, шоу. Алматинцы всегда охотно воспринимают что-то новое, яркое, интересное. Поэтому мне интересно здесь оставаться, жить и работать. Говоря о каких-то долгосрочных проектах и идеях: в Великобритании, в частности, в Лондоне, я бы хотел развивать менеджерскую деятельность в музыкальной сфере, строить концертный бизнес и войти в этот конкурентный рынок.
– Вы хотели бы организовывать в Лондоне концерты с участием казахстанских музыкантов?
– Это первая ступень. И уже сегодня я стараюсь работать в этом направлении. Я проводил переговоры с представителями посольства Казахстана в Лондоне об участии казахстанских музыкантов в лондонских концертах. Уже во время празднования Наурыза можно будет осуществить задуманное.
В дальнейшем же я хочу заниматься концертной организацией как казахстанских, так и европейских музыкантов. Планирую привлекать к своим проектам не только музыкантов, но и танцоров, актеров – людей из самых разных творческих сфер.
– То, что вы занимаетесь организацией концертов – это душевная потребность или же некий способ восполнить существующие пробелы в отечественном арт-менеджменте? Ведь музыкантам не от хорошей жизни приходиться взваливать на себя менеджерские обязанности…
– Мне всегда было интересно совмещение музыки и бизнеса. Я всегда любил заниматься организацией мероприятий. Складывать все компоненты этой работы в единый паззл, наблюдать за успехами, устранять какие-то шероховатости. Собственно, я никогда и не ждал помощи от каких-то менеджеров. Их просто не существует в Казахстане в области классических концертов.
Поэтому решил не ждать лучших времен и начал делать все сам. На сегодняшний день я и моя концертная организация BT Concerts представляют в Алматы различные тематические музыкальные вечера с участием музыкантов, танцоров и многих других творческих коллективов.
«Меньше бумаг, больше действий»
– А как работают ваши коллеги, организаторы классических концертов, в Лондоне?
– В Лондоне менеджерская концертная деятельность хорошо развита. У музыкантов есть свои агенты, которые занимаются организацией всех их выступлений. Большое количество музыкальных менеджеров представляют различные концерты, мюзиклы, шоу, классические постановки. У самих музыкантов «не болит» голова о создании необходимых условий для проведения своих выступлений.
Это, конечно, очень хорошо. Но я этим стал заниматься исключительно из собственного интереса. Мне действительно хочется осваивать специфику концертного менеджера. Сегодня я знаю огромное количество музыкантов в Лондоне, с которыми я учился на протяжении нескольких лет. Поэтому мне будет и там интересно и не так сложно реализовывать себя в менеджерском плане.
– Хватает и хватит ли времени на совмещение исполнительской и организаторской работы?
– К счастью, с этим проблемами не сталкиваюсь (улыбается). Надеюсь, на позитивное продолжение начатого.
– А с какими проблемами приходится сталкиваться в Казахстане? Например, при организации концертов?
– У нас царит бюрократия. Это сильно выматывает. В Великобритании в этом плане гораздо меньше проблем. К организации мероприятий там подходят очень практично: меньше бумаг, больше действий. Кстати, в алматинском Доме ученых стали сдавать в аренду концертные залы, они очень хорошие. Это радует. Недавно мы провели там вечер музыки и танца Испании Flamenco.
Но вместо того, чтобы на договорной основе арендовать зал для проведения мероприятия у представителей Дома ученых, мне нужно было вначале заблаговременно подать заявку на портале Департамента государственного имущества и приватизации. Вот такие моменты тормозят реализацию многих проектов. Все упирается в постоянное заполнение бумаг и ожидание ответов.
«Хочу в Казахстане создать Союз музыкантов»
– В одном интервью вы отмечали, что в Великобритании есть фонды, трасты, профсоюзы, охраняющие права музыкантов и поддерживающие их. О защите прав говорил в интервью Ratel.kz и известный казахстанский скрипач Ордабек ДУЙСЕН, успешно работающий в Америке.
– Я являюсь членом международного союза музыкантов Великобритании. На Западе все права, действительно, законодательно прописаны, есть целый том, посвященный этой теме. Музыканты работают по договорам, контрактам. Очень скрупулезно там относятся к авторским правам и жестко пресекают плагиаторов. Есть так называемый закон «11 нот». Если у того или иного автора совпадают 11 нот с уже созданным кем-то произведением, то сразу срабатывает система отслеживания…
В Казахстане права музыкантов никак не защищены. У нас нет союза музыкантов, в который бы входили, прежде всего, не музыканты, а команда юристов, защищающая права музыкантов.
В будущем я бы очень хотел создать такой Союз, куда можно было бы не только обращаться в случае отстаивания своих прав, но и получать необходимые профессиональные консультации, сервис.
«Нужно воспитывать публику. Только так можно взрастить новое поколение слушателей»
– Почти все классические музыканты в нашей стране отмечают недостойные условия работы, в частности мизерную оплату труда. Вы же каким-то образом сохраняете позитивное видение ситуации, говоря о том, что и на классике можно зарабатывать здесь. Руководствуетесь какими-то знаниями, полученными в Великобритании?
– В Великобритании сформировалось общество индивидуалистов. У нас же со времен Советского Союза люди продолжают «кучковаться», ждать помощи от ближнего, и вообще чего-то ждать от кого-то. Но мир диктует другие правила. И здесь побеждает индивидуализм. Нужно двигаться и пробиваться самому, никого не ждать. В Королевском колледже музыки нас обучали не только организации концертов, но и презентации самого себя. «How to sell yourself» (Как продать себя) – тоже искусство в наше время.
И это должны уметь и творческие люди. Нас учили тому, что любой концерт должен сопровождаться интересной словесной презентацией. Необходимо делать экскурс, погружение аудитории в те произведения, которые будут исполняться музыкантом. Тогда это будет интересно, познавательно и нескучно.
И непосвященные люди в таком случае обязательно заинтересуются классикой, захотят вновь и вновь приходить на концерты, развиваться, расти. Я бы посоветовал нашим отечественным музыкантам проявлять инициативу, самим начинать организовывать мероприятия, создавать интересные события.
– Булат, нужно ли «растолковывать» классику британцам? Кто в основном в Великобритании посещает концерты классической музыки?
– В Великобритании такие концерты в основном посещают взрослые, седовласые люди. У нас же классика привлекает и молодежь тоже. И это позитивный момент. В целом же, если мы хотим расширить аудиторию слушателей, необходимо ее знакомить с инструментами. Начинать с самых азов. Поэтому я стараюсь организовывать тематические творческие вечера, где бы каждый находил для себя что-то знакомое, известное. Исполнение тех же самых саундтреков популярных фильмов или каверов на классических инструментах всегда привлекает внимание молодых людей. Они уже изначально введены в курс дела и поэтому готовы воспринимать что-то большее, знакомиться с новым звучанием.
Молодежь увлекается, начинает ходить на концерты, зовет с собой друзей, подписывается на наши страницы в социальных сетях и следит за афишей. Спустя некоторое время и для этой аудитории можно будет исполнять более сложные и серьезные произведения классической музыки. При этом они не скажут, что это скучно. Более того, соберется полный зал.
Нужно воспитывать публику. Только так можно взрастить новое поколение слушателей.
«Мои мероприятия становятся примером для других»
– То есть вы не являетесь музыкантом-снобом? Ведь для многих профессионалов «опускаться» до уровня саундтреков и каверов смерти подобно. Они считают, что публика должна идти за ними, но никак не наоборот…
– К счастью, время таких снобов уже прошло.
– К счастью?
– Конечно. Музыканты стали понимать, что если они хотят собирать полные залы, им необходимо сначала воспитывать аудиторию, которая в дальнейшем сможет отвечать их требованиям. Еще несколько лет назад, когда я только вернулся из Великобритании, профессионального гонора у музыкантов было больше.
Да, я тоже могу быть таким, но все же стараюсь подходить к своим выступления с точки зрения современного арт-менеджмента. И мне нравится, что сегодня многие признанные академические классические коллективы привносят в свои концерты элементы шоу, развлечения.
При этом уровень их профессионализма как музыкантов нисколько не падает. Это можно сказать и об ансамбле классической музыки «Камерата Казахстана», и о симфоническом оркестре Марата БИСЕНГАЛИЕВА, и о выпускниках и студентах алматинской консерватории.
Вначале, кстати, некоторые профессионалы меня критиковали за такой подход к проведению концертов, но потом они сами поняли, что это то, что необходимо современной аудитории. Мои мероприятия становятся примером для других. И это, конечно, меня очень радует.
– А что же делать слушателям, которые не сомневаются в самодостаточности классической музыки? Для них элементы шоу в классических концертах – показная мишура, отвлекающая от главного…
– Я понимаю, о чем вы говорите. Но таких людей даже в Алматы очень мало. Настанет время и мы благодаря такому симбиозу театра, музыки и шоу сможем воспитать новое поколение не только любителей, но и ценителей, знатоков классики.
– А уровень самих классических музыкантов в стране не падает, на ваш взгляд?
– Вы знаете, я почти каждый день встречаюсь с талантливыми людьми. Их немало. Но проблема в том, что многие из них просто не умеют себя правильно рекламировать, заявить о себе. Иногда я нахожу прекрасных профессионалов где-нибудь в пабах, ресторанах, где они выступают. Одна из моих менеджерских задач – находить талантливых людей.
«Беру уроки у экс-солиста «Ла Скала»»
– Булат, помимо менеджерской работы, виолончельного исполнительства вы занимаетесь вокалом. Расскажите, где сегодня вас можно услышать в качестве вокалиста?
– В настоящее время я не так плотно занимаюсь вокалом, как мне бы самому хотелось. Пока на концертах не пою.
– А у кого обучаетесь классическому пению?
– Беру уроки у миланского педагога, бывшего солиста Ла Скала по скайпу.
«У меня есть мечта – создать современный концертный зал в стиле хай-тек»
– Похоже, вы живете под девизом «талантливый человек талантлив во всем». Скажите, а с классическими коллективами, оркестрами вы выступаете в настоящее время в качестве солиста-виолончелиста?
– Если уж мы заговорили о вокале: мне есть что сказать по поводу выступления с коллективом. В конце осени прошлого года я выступал в составе английского камерного хора в театре London Palladium. Я отвечал за партию баса в исполнении саундтреков к фильмам «Властелин колец» и «Игра престолов». У них не хватало басов, и меня пригласили на этот концерт. Все прошло замечательно (улыбается).
Но тем не менее вокал в настоящее время рассматриваю в качестве хобби. В большей степени все же развиваюсь как виолончелист и организатор концертов.
И меня радует тот факт, что вместе со своей командой я могу предлагать казахстанским любителям классики различные тематические концерты каждую неделю.
– Какие концертные залы и площадки используете для проведения своих мероприятий?
– В основном это Казахская государственная филармония имени Жамбыла, Казакконцерт, ГАТОБ имени Абая. Я стараюсь искать и новые места для выступлений. Алматы ведь постоянно растет. У меня есть мечта – создать современный концертный зал в стиле хай-тек с достойной акустикой, хорошей площадкой и террасой с видом на горы. Возможно, он найдет свое место на проспекте Аль-Фараби.
Правда, это только идея, нужно искать партнеров, спонсоров, единомышленников. Пока же в концертном зале Казахского государственного академического оркестра народных инструментов имени Курмангазы 26 января у нас состоится вечер музыки и танца латинских стран Latino Fest.
Слушатели смогут насладиться каверами известных латиноамериканских песен и увидеть зажигательные танцевальные номера от алматинской студии испанского танца и фламенко «Santas Flores del Alma».
Буду рад всех видеть!
Фото из архива Булата Тыныбекова.